Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК 27 страница




 

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

 

Комментарий к статье 95

 

1 - 4. Комментируемая статья предусматривает и регламентирует процедуры изменения и расторжения контракта. Закон о размещении заказов такой самостоятельной статьи не содержал. Отдельные же положения, касающиеся данных процедур, закреплялись в ст. 9 Закона о размещении заказов, о чем подробнее сказано ниже.

Предваряя рассмотрение положений комментируемой статьи, следует упомянуть, что в ст. 7.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ) установлена административная ответственность:

в части 4 - за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок;

в части 5 - за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

в части 6 - за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.

В соответствии с общим правилом, закрепленным в ч. 1 комментируемой статьи, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Определение понятия существенных условий контракта следует из положений п. 1 ст. 432 части первой ГК РФ, предусматривающих следующее: договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В части 1 комментируемой статьи также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается только по соглашению сторон и только в случаях, непосредственно перечисленных в данной части (пункт 7 введен в данную часть Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ). Ранее в рамках такого регулирования положениями ст. 9 Закона о размещении заказов предусматривалось следующее:

цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 названного Закона, а также случаев, установленных ч. ч. 4.2, 6, 6.2 - 6.4 ст. 9 названного Закона. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1 названного Закона. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта (ч. 4.1);

в случае если цена государственного контракта на выполнение работ для федеральных нужд, а также гражданско-правового договора федерального бюджетного учреждения на выполнение работ для нужд федерального бюджетного учреждения, заключенного на срок не менее чем три года, составляет десять миллиардов рублей и более и выполнение указанного контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ (ч. 6.2);

в случае если цена государственного или муниципального контракта на выполнение работ для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения субъекта РФ или муниципального бюджетного учреждения на выполнение работ для нужд бюджетного учреждения субъекта РФ или муниципального бюджетного учреждения, заключенного на срок не менее чем три года, составляет соответственно 1 млрд. рублей и более и 500 млн. рублей и более и выполнение указанных контрактов без изменения их цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании соответственно закона субъекта РФ, решения представительного органа местного самоуправления (ч. 6.3);

в случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении контракта, заключенного на основании п. п. 1 или 2 ч. 2 ст. 55 названного Закона, обязан изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий (ч. 6.4).

В положениях п. п. 2 - 4 ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено установление Правительством РФ размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

На основании этих положений издано Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. N 1186 "Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно" <1>, которым установлены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем три года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 20 декабря.

 

10 млрд. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд;

1 млрд. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ;

500 млн. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд.

Положения ч. 6 ст. 161 БК РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ), к которым отсылает п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, предусматривают следующее:

в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров;

сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

В части 2 комментируемой статьи предусмотрено утверждение Правительством РФ методики, в соответствии с которой в установленных п. 6 ч. 1 данной статьи случаях осуществляется сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта. На основании этой нормы Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1090 утверждена Методика сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта <1>, которая согласно ее п. 1 определяет порядок сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при снижении цены государственного (муниципального) контракта в соответствии с уменьшением согласно п. 6 ст. 161 БК РФ ранее доведенных государственному или муниципальному заказчику как получателю бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств в случаях, предусмотренных п. 6 ч. 1 комментируемой статьи.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 2 декабря.

 

5 - 6. Часть 5 комментируемой статьи запрещает перемену поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта. Исключение представляет лишь случай, когда новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. Ранее такое регулирование содержалось в ч. 6.1 ст. 9 Закона о размещении заказов. В отличие от названного Закона в ч. 6 комментируемой статьи прямо установлено, что в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику, т.е. осуществляется правопреемство этих прав и обязанностей. Прежде такое правило лишь подразумевалось.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц определено в ст. 58 части первой ГК РФ, среди положений которой для применения положения ч. 5 комментируемой статьи необходимо учитывать следующие: при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5); при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1); при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2).

7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. При этом предусмотрено, что в данном случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком. Ранее такие положения содержались в ч. 6.7 ст. 9 Закона о размещении заказов, в отношении которой в письме ФАС России от 22 августа 2011 г. N АК/32043 "О рассмотрении обращения" <1> отмечалось следующее: критерии определения лучших характеристик и качества товара названным Законом не установлены, в связи с чем заказчик самостоятельно определяет и согласовывает исполнителю по контракту такие критерии.

--------------------------------

<1> СПС.

 

8 - 24. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Ранее в рамках данного регулирования в ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов указывалось, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Основания расторжения изменения договора определены в ст. 450 части первой ГК РФ: изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором (п. 1); по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором; существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2); в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (п. 3).

Статья 451 ГК РФ предусматривает возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Как определено в п. 1 указанной статьи, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Порядок расторжения договора установлен в ст. 452 ГК РФ: соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (п. 1); требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п. 2).

Последствия расторжения договора определены в ст. 453 ГК РФ: при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде (п. 1); при расторжении договора обязательства сторон прекращаются (п. 2); в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (п. 3); стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон (п. 4); если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (п. 5).

Положения ч. ч. 9 - 24 комментируемой статьи регламентируют расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта, причем отдельно отказом заказчика и отдельно отказом поставщика (подрядчика, исполнителя). Эти положения в подавляющей своей части являются нововведениями.

Вместе с тем положения ч. ч. 18 и 23 комментируемой статьи подлежат применению вне зависимости от того, какая из сторон контракта в одностороннем порядке отказывается от исполнения контракта:

в части 18 данной статьи предусмотрено, что в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, то при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. Такое положение ранее содержалось в ч. 8.1 ст. 9 Закона о размещении заказов;

часть 23 комментируемой статьи устанавливает, что при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Соответственно, с учетом определения понятия "убытки", данного в п. 2 ст. 15 части первой ГК РФ, стороне контракта не предоставляется право потребовать возмещения упущенной выгоды, т.е. неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных