Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общее учение о договорах 9 страница




*(352) См.: Дитятин. Верховная власть в России XVIII ст. (Русская мысль. 1881. Кн. IV. С. 20).

*(353) Таким образом, опять был провозглашен завещательный принцип, чем постановления Тестамента оказались нарушенными.

*(354) Как известно, Екатерина II в последние годы своего царствования имела намерение устранить от престола своего сына Павла Петровича и сделать своим непосредственным преемником внука Александра Павловича. Нужно думать, что наличность этого намерения и послужила, главным образом, для Павла I стимулом к изданию закона о престолонаследии. Недаром среди мотивов его издания упоминаются такие, как "дабы наследник был назначен всегда законом самим" и "абы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать".

*(355) Впрочем, проф. Коркунов доказал, что, в сущности, первое учреждение губерний относится не к 1708 г., как думали до сих пор, основываясь на Полном Собрании Законов, но к 9 января 1710 года (см. Журнал Минист. народ, проев. Февраль 1893 г.). Дело в том, что указ 18 дек. 1708 г. только обнародовал список вновь учрежденных губерний и расписал по ним города, указом же 9 янв. 1710 г. было предписано губернаторам вступить в управление вверенными им губерниями.

*(356) Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская.

*(357) Это положение весьма подробно аргументируется г. Милюковым (Государственное хозяйство России и реформа Петра Великого), а также и некоторыми другими учеными, напр., Неволиным (Собрание сочинений. Т. VI), проф. Мрочек-Дроздовским (Областное управление России XVIII века), отчасти Лохвицким (Губерния) и др.

*(358) Градовский. Начала русского государственного права. Т. III. С. 86.

*(359) Милюков. Указ. соч. С. 342 и след.; Блинов. Губернаторы. С. 42 и Соколов. Очерк истории и современного значения ген.-губернатора (Вестн. права. 1903. Кн. 7).

*(360) Мрочек-Дроздовский. Областное управление России XVIII в. до Учреждения о губерниях 1775 г. С. 64. Нужно, впрочем, заметить, что доли, как специальное деление - для взимания разных сборов, были созданы еще указом 14 окт. 1710 г.

*(361) Впрочем, в некоторых местностях провинции фактически существовали и раньше. Так, в 1711 г. упоминается Ярославская провинция, входившая в состав Петербургской губернии, в 1712 г. - Серпуховская провинция, входившая в состав Московской губернии, разделенной с течением времени на 8 провинций и т.д. (см.: Мрочек-Дроздовский. Указ. соч. С. 24 и Богословский. Областная реформа Петра Великого. С. 48).

*(362) Милюков. Указ. соч. С. 623 и след. По свидетельству г. Богословского, было образовано 50 (Указ. соч. С. 50).

*(363) Г. Богословский делает поправку к этому мнению, указывая на то, что провинциальные воеводы были подчинены губернаторам только в некоторых отношениях, но, с другой стороны, он сам вынужден признать, что сношения провинциальных властей с центром происходили не иначе, как через губернию (Указ. соч. С. 76-80). Этот же факт, бесспорно, должен был иметь в результате подчинение провинциальных властей губернским.

*(364) Впрочем, "буде нужда того требует", Учреждение о губерниях разрешало деление губерний на области или провинции. И действительно, некоторые губернии были разделены на области. В черновых отрывках и первоначальных рукописях Учреждения, хранящихся в Государственном архиве, провинциальное деление сохранялось и к нему были приурочены особые учреждения финансового и судебного характера. См. интересную статью г. Григорьева "Административное деление по Учреждению о губерниях 1775 г." в Журн. Мин. нар. проев. 1908. Кн. 11, а также Милюкова. Очерки по истории русской культуры (Мир Божий. 1902. Кн. 7).

*(365) В 1781 г. число губерний равнялось 40; затем, если не считать царствования Павла I, это число постоянно увеличивалось (Лохвицкий. Губерния. С. 52 и сл.).

*(366) В состав одного наместничества приблизительно входило по две губернии. Лохвицкий. Губерния. С. 53).

*(367) Ближняя канцелярия возникает в 1701 г. (14 марта), съезды же или "консилии" министров в ней начинаются в 1704 г., когда она и становится во главе всего управления (Токарев. Ближняя канцелярия при Петре Великом в кн. V "Документов и бумаг Моск. архива Мин. юстиции". С. 44). Г. Милюков предполагает, что канцелярия возникла раньше 1701 г. (в конце XVII ст.), а в 1701 г. (14 марта) получила только "новое полномочие" - функции государственного контроля (Указ. соч. С. 114 и след.), но это предположение совершенно голословно.

*(368) См.: Ключевский. Боярская дума древней Руси. С. 446 и след. и Токарев. Ближняя канцелярия при Петре Великом (Документы и бумаги Моск. архива Мин. юстиции. Кн. V. С. 43-75).

*(369) Любопытно, что сам Сенат смотрел на консилию министров как на свою предшественницу, которая должна была уступить ему принадлежавшие ей права и обязанности (см. у Токарева. Указ. статья. С. 49). Что касается до ближней канцелярии, то после учреждения Сената и с прекращением в ней консилии министров, она уже с крайне узким кругом предметов ведомства просуществовала еще до 1717-1718 гг., когда, по всей вероятности, была преобразована в Ревизион-коллегию (Токарев. Указ. ст. С. 74).

*(370) Правда, после переворота, произведенного Карлом XI, шведский сенат утратил свое прежнее значение, но старые традиции продолжали в нем жить, и в течение всего царствования Карла XII он находился в сильной оппозиции в отношении короля.

*(371) С этим мнением вполне согласно и свидетельство Теплова в его докладе о Сенате, представленном им имп. Екатерине II в 1763 г., а именно: "государь Петр Великий Сенат, своей самодержавной власти приличный в государстве своем, для подмоги себе в делах, не с польского, шведского и другого какого-либо республиканского обыкновения учредил, а оному месту только дал прерогативу первым быть правительством под собой" (Филиппов. Об экспрессии "сенатор" и о российском сенате. Журн. Юрид. общ. 1897. Кн. IV).

*(372) Сенаторы назывались также и "членами сената". Оба эти наименования или "экспрессии" пользовались одинаковым правом гражданства в течение всего XVIII ст. (Филиппов. Об экспрессии "сенатор" и о российском сенате. Журн. Юрид. общ. 1897. Кн. IV).

*(373) Этим и объясняется, почему должность сенатора не попала в Табель о рангах и не была приурочена ни к какому классу, хотя Сенат и ходатайствовал об этом (о ходатайстве Сената см. у Евреинова. Указ. соч. С. 99).

*(374) Правда, 16 мая того же года (1722) был издан другой указ, который некоторыми учеными (Андреевским, Неволиным и Дмитриевым) признается за восстановление старого порядка вещей, когда все президенты коллегий должны были быть сенаторами, но г. Петровский, имевший под руками подлинные дела Сената, хранящиеся в Московском архиве Министерства юстиции, доказал, что названный указ относится только к президентам трех главных коллегий, оставленных в Сенате указом 12 января. Согласно с первым указом (16 мая) упомянутые президенты, на время освобожденные от присутствия в Сенате для управления делами своих коллегий, снова призываются в Сенат, вследствие "малолюдства" сенаторов, с правом присутствовать в нем двумя днями менее в неделю сравнительно с другими сенаторами (Петровский. О Сенате в царствование Петра Великого. С. 56).

*(375) Введение этого института в Пруссии произошло при Фридрихе I, союзнике Петра, откуда последний и мог его заимствовать (см.: Берендтс. Опыт системы административного права. Т. I. Вып. I. С. 136).

*(376) Должность обер-фискала была учреждена раньше должности генерал-фискала (в 1723 г.), и тогда на нее назначал сам государь. С учреждением же второй должности обер-фискал, равно как коллежские и провинциальные фискалы, стали назначаться Сенатом, по представлению генерал-фискала (Петровский. Указ. соч. С. 109).

*(377) Собственно "купеческими людьми" и не из "первостатейных" и платящих "большие оклады", а из "средней статьи", чтобы "не учинить в платеже оклада недобору" (Петровский. Указ. соч. С. 105).

*(378) Под "безгласными делами" понимались такие "иже не имеют челобитчика по себе", напр., "ежели какого приезжего убьют, или наследник последний в своей фамилии во младенчестве умрет, без завету духовной предков его" (указ 17 марта 1714 г.). Таким образом, вся сфера гражданских дел и некоторые уголовные дела, а именно, "глас о себе имеющие" (например, о личных обидах) были изъяты из ведения фискалов.

*(379) Муравьев. Прокурорский надзор от Петра Великого до Екатерины II (Юридический вестник. 1888. N 10).

*(380) Сам Петр вынужден был признать, что "земского фискала чин тяжел и ненавидим". Соловьев, приводя слова бывшего обер-фискала Нестерова, что "с ним в десяток никто не сообщается", замечает: "так общество упорно продолжало обнаруживать свое отвращение к фискалам" (История России. Т. XVIII. С. 155).

*(381) За эту речь Яворский был привлечен Сенатом к ответственности, но, благодаря вмешательству государя, не понес никакой кары. Сенат воспретил ему только произносить публичные речи. Впрочем, это запрещение не имело никакого практического значения, и Яворский не раз впоследствии выступал в роли публичного проповедника.

*(382) Собственно говоря, юридически институт фискалата никогда не был отменен, но фактически прекратил свое существование при ближайших преемниках Петра I вследствие неназначения никого на вакантные должности фискалов. Дольше всех просуществовали городовые фискалы. Последние известия о них относятся к царствованию Анны Ивановны.

*(383) Анналы парижского парламента сохранили подробное описание заседания общего собрания последнего, на котором присутствовал Петр. По окончании очередных дел королевский прокурор Ламуаньон от имени всей французской прокуратуры поздравил парламент с высокой честью царского в нем присутствия. "И прежде, - заключил свою речь прокурор, - мы видели соседних государей, являвшихся отдать долг уважения познаниям и мудрости нашего судилища, но не было еще примера, чтобы государь страны столь отдаленной и столь могущественной в Европе и Азии пожелал присутствовать в этом высоком собрании. И так как истории суждено передать потомству подвиги и доблести этого героя, то храм правосудия должен включить настоящий день в число славнейших дней своих, а летописи парламента всегда сохранят о нем воспоминание" (Муравьев. Юридический вестник. 1888. N 10).

*(384) Петровский. Указ. соч. С. 159.

*(385) Одним из материалов при выработке этой реформы было письмо К. Зотова, легшее в основу его же проекта о генерал-ревизоре. Так, из этого проекта заимствована Петром первая статья инструкции генерал-прокурору, изданной 27 апр. 1722 года, после тщательной переработки последней самим государем. Затем из проекта заимствовано несколько выражений и терминов, в том числе "око государево" и "стряпчий о делах государственных" (Павлов-Силъванский. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. С. 75 и след.).

*(386) Собственно говоря, по указу 12 янв. 1722 г., генерал и обер-прокуроры должны были быть избираемы Сенатом, однако на практике Сенат никогда не пользовался этим правом, и оба должностных лица, как при Петре, так и при его преемниках, всегда назначались государями.

*(387) См. у Соловьева. Т. XVIII. С. 146.

*(388) В Адмиралтейском регламенте прокурор при коллегии назван "оком генерал-прокурора" ("единым словом чин сей есть око генерал-прокурора в сей коллегии").

*(389) Градовский. Высшая администрация России XVIII ст. и генерал-прокуроры. С. 125.

*(390) Петровский. Указ. соч. С. 82.

*(391) "Здесь, - говорит Фик, - когда какое дело вступит, то обычайно такая резолюция бывает: записать в протокол и выписать и потом: 1) оное дело и по оном дана резолюция, в протоколе запишется; 2) подьячему в руки придет, который выписку сочинять имеет - у него медлит несколько дней, пока начнется; 3) а когда сочинится и на стол положится, то лежит несколько дней, пока прочтена будет; 4) когда так порядочно сочинена, что нет нужды несколько раз чернить и переписывать, то сочиняется по ней приговор и лежит паки несколько времени, пока подписана будет; 5) и когда все то учинено, то проходит паки несколько времени, пока указ написан и закреплен будет; 6) а случается, что при закреплении указа об одном или другом деле упомянется, для чего все дело вновь переделать нужда бывает; 7) и так одно дело через 6 или больше недель не окончится" (Петровский. Указ. соч. С. 329).

*(392) "А с той диспуты, - гласит указ, - куда более голосов явится, так и вершить, и подписывать всем общую сентенцию, кто и спорить будет, понеже более его голосов туда стало". В подлинных делах Сената, по свидетельству г. Петровского, единогласное решение всегда выражается в формуле: "согласно приговорили", решение же по большинству голосов - в формуле: "по диспуту приговорили". Таким образом, анализ содержания архивных данных, касающихся делопроизводства Сената и найденных г. Петровским, вполне опровергает мнение, высказанное некоторыми учеными (напр., Неволиным, Дмитриевым, Градовским, Андреевским и др.), будто при Петре дела в Сенате всегда решались единогласно (Петровский. Указ. соч. С. 333).

*(393) Протокол обязаны были подписывать и отсутствовавшие сенаторы, почему он посылался им на дом. Вообще посещение сенатских заседаний было обязательно, за исключением случаев "крайней нужды" и болезни; непосещение же заседаний по другим причинам влекло за собой штраф в 50 руб.

*(394) Так, Сенат судил дела по политическим преступлениям (по двум первым пунктам), конкурируя в этом отношении с Преображенским приказом и Тайной розыскной канцелярией, а также по преступлениям некоторых лиц, напр., фискалов, казначеев, членов комиссариата и др. Наконец, иногда сам государь предписывал то или другое дело рассмотреть прямо в Сенате.

*(395) При преемниках Петра это постановление постоянно подтверждалось и за неисполнение его налагался штраф на виновных, однако, по свидетельству Екатерины II, в губерниях "так худо исполняли указы Сената, что в пословицу почти вошло: "ждут третьего указа", понеже по первому и по второму не исполняли".

*(396) Впоследствии, когда сенаторские ревизии на практике вышли из употребления, о восстановлении их мечтал в своем "генеральном проекте" известный Арт.п. Волынский. "Сенаторам, -писал он, - ежегодно обозревать все губернии для усмотрения тамошних непорядков, и для того число их умножить" (см.: Корсаков. А.П. Волынский в "Древн. и Нов. России". Т. II. С. 291). При Елизавете Петровне сенаторские ревизии были восстановлены, однако как в это царствование, так и при Екатерине II фактически не применялись, если не считать нескольких случаев в конце царствования Екатерины II после обнаружения разных злоупотреблений. Сенаторские ревизии были упорядочены только при Павле I (см. ниже).

*(397) Законодательное значение Сената при Петре обстоятельно выяснено г. Петровским в указ. соч. Однако против мнения, что Сенат до 1722 г. имел права в области законодательства, выступил проф. Коркунов в своем отзыве о книге г. Петровского (Журн. гражд и уголовн. права. 1875). По мнению Коркунова, у Сената была только одна распорядительная, а не законодательная власть. Но с этим мнением нельзя согласиться ввиду ясного и категоричного заявления памятников (см. текст). Распорядительную власть Сенат действительно получил, но только с 1722 г., после того, когда у него были ограничены права в области законодательства.

*(398) По словам проф. Филиппова "ни в делах совета, ни в сенатском архиве Мин. юстиции следов этого указа не осталось" (История Сената в правление Верховного тайного совета. С. 148).

*(399) Генерал-прокурор Ягужинский получил другое назначение, причем на его место не только никто не был назначен, но совет даже решил: "отставить оклад, который даван генерал-прокурору", т.е. уничтожил генерал-прокурорский оклад в штате Сената, не уничтожая, однако, de jure самой должности.

*(400) История Сената. С. 317.

*(401) В п. 11 "Мнения не в указ" читаем: "первые три коллегии под Сенатом быть не могут" (Сборник Русск. Ист. Общ. Т. LV. С. 95).

*(402) Градовский. Высшая администрация в России XVIII в. и генерал-прокуроры. С. 143. Другой иностранец, Цедеркреиц замечает, "что русский Сенат похож на особую коллегию, из которой исходят все ордера и экспедиции касательно внутренних дел государства" (Милюков. Государственное хозяйство России. С. 680).

*(403) Департаменты при Анне Ивановне отличались от департаментов при Екатерине II тем, что сами не решали никаких дел, а только подготовляли к решению в общем собрании, причем к этой подготовке были привлечены и сенаторы, а не только одна канцелярия. При Екатерине же II в департаментах сосредоточивалось решение массы дел, и в общее собрание поступали только такие дела, по которым не состоялось единогласного решения в департаментах. Кроме того, сенаторы в подготовке дел не участвовали.

*(404) Точно так же, по словам доклада, представленного Елизавете Петровне собранием министров, сенаторов и генералитета 3 декабря 1741 г., у Верховного тайного совета и Кабинета "имена разные, а действо почти одно в обеих было" (Филиппов. Доклад имп. Елизавете Петровне о восстановлении власти Сената // Журн. Мин. нар. проев. 1897. Кн. 2).

*(405) По словам проф. Филиппова, изучавшего историю Кабинета на основании архивных данных, эти рапорты, будучи весьма обширны, передают точно и обстоятельно обо всем том, что делал Сенат в течение месяца (Филиппов. Кабинет министров и Прав. Сенат в их взаимных отношениях (Сборник правоведения. Т. VII. С. 1-61).

*(406) В первые годы царствования Анны Ивановны преобладающей формой сношения Кабинета с Сенатом были сообщения и приказы, но с 1735 г. указы. В 1739 г. вопрос о форме сношений между двумя учреждениями был предметом обсуждения в Кабинете, причем последний постановил: "за подписанием г. г. каб.-министров о всяких делах сообщениями писать в Прав. Сенат и в Прав. Св. Синод, а в коллегии, канцелярии и конторы писать указами". Таким образом, по-видимому, Сенат и Синод были выделены из ряда других учреждений, но, по справедливому замечанию проф. Филиппова, как с этого времени, так и раньше, "сообщения", в сущности, были теми же указами, так, извещая Сенат о том или другом факте или рассуждении Кабинета по его поводу, Кабинет, вместе с тем, приказывал или указывал Сенату поступить так или иначе. Точно так же "представления" Сената Кабинету по существу ничем не отличались от его рапортов или докладов (Филиппов. Указ. статья в Сборн. правов. Т. VII; см. также Сбор. Русск. Истор. Общ. Т. CIV. Предисловие. С. LXV).

*(407) А именно, в том случае, когда они противоречили именным указам, чем, по верному замечанию Градовского, нарушалось основное положение Генерального регламента, по которому коллегия, получивши сенатский указ, не сходный, по ее мнению, с именным, должна была представить об этом Сенату и, в случае подтверждения им, исполнить его беспрекословно, донеся государю (Градовский. Указ. соч. С. 153).

*(408) Записки Миниха. Изд. Семевского. С. 46. Впрочем, в конце царствования Анны Ивановны значение Сената несколько увеличилось, что выразилось в учащении так называемых "генеральных собраний", т.е. совместных заседаний Сената и Кабинета, созывавшихся за все время существования Кабинета, но участившихся в период времени от 1737 года по 1739 год включительно и результатом деятельности которых было издание общих указов за подписью членов Кабинета и сенаторов, в восстановлении, как мы видели, должности генерал-прокурора, в подчинении некоторых коллегий и канцелярий Сенату и в обязанности с их стороны обращаться к нему за разрешением дел во всех сомнительных случаях. Мало того, к этому времени относится проект преобразования Сената, имевший целью, по словам маркиза де-Шетарди, доставить ему прежний блеск, причем предполагалось составить его из лиц, принадлежащих к лучшим фамилиям. Отрывки из этого проекта, принадлежавшего перу А.П. Волынского, до нас дошли. Из них видно, что Волынский действительно мечтал устроить из Сената "высшее правительство", состоящее из представителей лучших русских фамилий (Корсаков. А. Волынский. Древн. и Нов. Россия. Т. II. С. 222 и 291).

*(409) По истории Сената за это время см. статью г. Лазовского "Правительствующий Сенат с 17 октября 1740 по 25 ноября 1741 г." (Внутренний быт русского государства. Кн. II).

*(410) Мы уже говорили о том докладе, который был представлен Елизавете Петров не собранием министров, сенаторов и генералитета 3 декабря 1741 г. Доклад явился ответом на словесный указ государыни, в котором она высказала свое "намерение возобновить правительство на том фундаменте, как оное было при жизни государя - родителя ее величества, Петра Великого" (Филиппов. Указ. статья в Журн. Мин. нар. проев. 1897. Кн. 2).

*(411) Чтения в общ. ист. и древн. росс. Кн. I. С. 102. Это мнение Екатерины II подтверждается и иностранцами, бывшими в то время в России. Так, по словам Пецольда, Сенат действует таким образом, что "если это продлится несколько времени, то от самодержавия остается лишь тень". Сама же императрица "обнаруживает так мало желания знать о делах, что нередко проходят целые недели, прежде чем она удостоится выслушать самый короткий доклад или подписать свое имя" (Сборн. Русск. Ист. Общ. Т. VI; см. также Тимирязева. Дочь Петра Великого в "Истор. вестн.". 1900. Кн. 8).

*(412) Подтверждением сказанного может служить следующий подсчет, сделанный проф. Иконниковым: из актов, относящихся к периоду 1740-1762 гг. и помещенных в Поли. Собр. Зак., лишь 75 часть приходится на акты, исходящие от верховной власти, тогда как остальные 4/5 составляют в большинстве случаев указы Сената (Сенат в царствование Екатерины II. Русский архив. 1888. Кн. I. С. 22).

*(413) В конце царствования Елизаветы Петровны возник вопрос о праве наследования в Малороссии семейства Капнистов. Малороссийские суды решили, конечно, дело на основании Литовского статута, но Сенат, куда это дело поступило на рассмотрение, перерешил его на основании великороссийского права, мотивируя свой поступок тем, что Капнисты были выходцы, а не природные малороссы (Градовский. Высшая администрация России XVIII ст. и генерал-прокуроры, в Собрании сочинений. Т. I. С. 205).

*(414) Конференция существовала с самого упразднения Кабинета, но следы ее деятельности впервые встречаются в 1745 г. (Щеглов. Государственный Совет в России. Т. I. С. 642).

*(415) Правда, Конференция имела поползновение стать выше Сената, но встретила энергичный отпор со стороны последнего. Так, в 1759 г. Конференция потребовала от Сената донесения по поводу одного дела. Сенат отказал и мотивировал свой отказ тем, что он, "как первое государственное место, кроме ее импер. величества, не обязан никому свои мнения подавать" (Соловьев. История России. Т. XXIV. С. 365).

*(416) В это же время при Сенате учреждается один департамент "для скорейшего решения юстицких, вотчинных и всяких апелляционных дел".

*(417) Чтения в общ. ист. и древн. росс. 1858. Кн. I. С. 102; см. также Сборн. Русс. Ист. Общ. Т. VII. С. 345 и след.

*(418) Разделение Сената на 6 департаментов рекомендовал императрице и Панин в своем проекте "Устава Верховного правительства" (о нем см. ниже), который и лег в основу этой реформы.

*(419) При Александре I с 1805 г. Сенат разделялся уже на 9 департаментов, а при Николае I с 1841 г. на 11, причем три были в Москве, а два в Варшаве.

*(420) См.: Грибовский. Высший суд и надзор в России в первую половину царствования Екатерины II. С. 174 и след.

*(421) Припомним слова Державина: "злоупотреблением законов, генерал-прокурор присвоил себе всю власть, так сказать, самодержавную".

*(422) А именно: камер-коллегия, коллегия экономии и канцелярия опекунства иностранных. Все эти шесть (считая и три первых) коллегий стали получать именные указы от самой императрицы и имели право входить с докладами прямо к ней, а не через посредство Сената.

*(423) За Сенатом остался высший надзор над местным управлением и право назначения на некоторые должности. В качестве органа надзора он являлся апелляционной и ревизионной инстанцией по отношению к губернскому правлению и гражданской и уголовной палатам.

*(424) Несмотря даже на то, что императрица считала все свои реформы "мелочью без большой работы о Сенате" и в течение всего своего царствования была занята составлением "устава Сената" (см.: Иконников. Сенат в царствование Екатерины II. Русский архив. 1888. Кн. I. С. 17 и след.).

*(425) Щеглов. Государственный Совет в России. Т. II. С. 132.

*(426) Коркунов. Два проекта преобразования Сената второй половины царствования Екатерины II (Журн. Мин. юст. 1899. Кн. V). По весьма вероятному предположению проф. Коркунова, проекты 1788 и 1794 гг., как "отражающие в себе очень ярко влияние учений Беккарии и Наказа", а также "наполненные многими собственноручными поправками, дополнениями и пояснениями" Екатерины II, могут рассматриваться как произведения самой императрицы.

*(427) Уже Панин в своем проекте высказал, что Сенат под государевой державной властью не может иметь права законодавца, а управляет по предписанным законам и правилам" (Сборн. Русск. Ист. Общ. Т. VII. С. 202 и след.). Впрочем, тот же Панин предоставлял Сенату "иметь свободность представлять на высочайшие повеления, ежели они в исполнении своем могут утеснять наши государственные законы или народа нашего благосостояние".

*(428) О судебных функциях Сената см.: Грибовский. Высший суд и надзор в первую половину царствования Екатерины II.

*(429) Еще до восшествия своего на престол Павел I смотрел на Сенат как на судебное учреждение. Так, в дошедшей до нас собственноручной записке государя об устройстве Сената последний называется "единственно судебным местом", в которое поступают "дела через подчиненные места на конфирмацию во всех казусах, которые не во власти нижних судебных мест". С этой целью Сенат разделяется на два департамента - уголовный и гражданский, собирающиеся иногда в общее собрание. Решения Сената утверждаются государем (Сборн. Русск. Ист. Общ. Т. ХС. С. 146).

*(430) В таких случаях жалобы докладывались государю, а затем отсылались к генерал-прокурору, который, собрав необходимые сведения по поданной жалобе, снова докладывал о ней государю. Резолюция последнего объявлялась Сенату.

*(431) Падению Сената не помогла даже такая мера, как упорядочение в 1799 г. сенаторских ревизий по губерниям, "препорученное" ему, "яко первенствующему во всей Империи трибуналу". Ревизии должны были касаться течения правосудия в присутственных местах, состояния полиции и вопроса о лихоимстве и поборах. Они происходили каждые три года, причем для производства ревизии сенаторы избирались Сенатом и утверждались государем. В 1805 г. была издана особая инструкция для ревизующих сенаторов.

*(432) По словам графа Строганова, "императору было больно видеть Сенат в том унизительном состоянии, в какое он впал в последнее время, и потому его величество, считая это учреждение необходимым противовесом произволу, желал приискать меры к возвращению ему прежнего значения, как то было при Петре Великом, и утвердить его авторитет на таком прочном основании, чтоб он мог сохранить его" (Дневник графа Строганова, содержащий в себе описание заседаний неофициального комитета 1801 года и напечатанный в "Вестнике Европы". 1866. Т. I).

*(433) Некоторые из этих мнений, напр., Воронцова, Мордвинова, Державина и др., до нас дошли. О проекте Державина см. статью проф. Коркунова "Проект устройства Сената Г.Р. Державина" в "Сборнике статей" названного ученого. С. 123-133.

*(434) Автором доклада был граф Завадовский.

*(435) Вестник Европы. 1866. Т. I. По словам Чарторыйского, "идея реформы, отстаиваемой членами неофициального комитета, заключалась в том, чтобы отнять у Сената его исполнительную функцию, оставив ему роль высшего судебного учреждения, и постепенно преобразовать его в род верхней палаты, в которую со временем вошли бы депутаты от русской знати" (Щеглов. Указ. соч. Т. I. С. 180 и т.п. С. 756).

*(436) Архив Государственного Совета. Т. III. С. 15 и след.

*(437) Вопрос об отчетности министров поднимался только в течение первых двух лет после учреждения министерств, и только два министра (внутр. дел и финансов) изготовили за это время свои отчеты.

*(438) "Министры, - говорит также и Карамзин (см. его известную Записку о древней и новой России), - основав бытие свое на развалинах коллегий, стали между государем и народом, заслоняя Сенат, отнимая его силу и величие; хотя подведомые ему отчетами, но, сказав: "я имею счастие докладывать государю", заграждали уста сенаторам, и сия мнимая ответственность была пустым обрядом". Впрочем, по словам Чарторыйского, некоторые из ближайших советников Александра I вполне сознавали, при самом появлении указа о Сенате, неосуществимость многих из провозглашенных в указе начал, а между ними, по справедливому замечанию проф. Филиппова, важнейшим было подчинение министров контролю Сената (Филиппов. Исторический очерк образования министерств в России. Журн. Мин. юстиции. 1902. Кн. 9). Еще Сперанский совершенно правильно указал на то, что Сенат не мог быть учреждением, привлекающим министров к ответственности, так как "никогда место по существу своему исполнительное и во всех отношениях от произволения власти зависящее, не может заменить сословия государственного, составленного посредством народного представления" (представительства), перед которым "государственная ответственность" только и "должна быть изъявляема".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных