Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система макроэкономического прогнозирования. Типология прогнозов.




План

1. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.

2. Предмет, объект, методы, цель курса и его структура.

3. Основные научные формы и типы предвидения.

1. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.

Мировой опыт свидетельствует, что не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного регулирования, которой свойственна планово-управленческая и контрольная деятельность соответствующих органов власти. Кроме того, необходимо учитывать, что в начале XXI века мировая экономика вступила в полосу глубоких кризисов: энергетического, экологического, продовольственного, финансово-экономического, технологического. Они объективно обусловлены переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, кризисной фазой пятого и становлением шестого кондратьевского цикла. По прогнозу, сделанному экономистами в соответствии с теорией Кондратьева новый подъем может начаться в 2015 году. И это будет начало шестого кондратьевского цикла.

В этих условиях ученым, хозяйственникам и государственным руководителям необходимо понимать сущность и возможные сценарии развития этих перемен. На основе осмысления этих процессов государство будет определять приоритетные направления развития экономики, концентрировать ресурсы на этих направлениях, выделять субсидии, предоставлять льготы предприятиям, регулировать внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, совершенствовать систему хозяйственного управления.

Основные принципы государственного регулирования экономики:

· минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;

· влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.

Функции государства в области регулирования экономики:

· разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма;

· стратегическое планирование и прогнозирование экономического развития народного хозяйства;

· регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса;

· создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений;

· перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);

· регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ.

Основными звеньями государственного регулирования экономики являются макроэкономическое планирование и прогнозирование.

Макроэкономическое планирование предполагает определение целей развития экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого, выделение приоритетов, подготовку решений для центра и разработку мероприятий по их достижению.

Следовательно, на макроуровне должны проводиться прогнозные расчеты и определяться наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.

Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэкономических показателей, прежде всего валового внутреннего продукта, эффективности общественного производства, качества экономического роста (материалоемкости, фондоотдачи, производительности труда), прогнозы изменения структуры экономики.

На макроуровне необходимо также осуществлять прогнозные расчеты экономического потенциала, занятости, спроса на продукцию, разрабатывать прогнозы инвестиций, экспорта и импорта, платежного баланса, цен, валютного курса, инфляции, государственных операций при формировании федерального бюджета, социального развития, реальных доходов населения, товарных ре­сурсов и др.

На основе многовариантных прогнозных расчетов должны приниматься эффективные плановые решения, определяться параметры экономических регуляторов. На макроуровне формируется государственный заказ, определяются ставки налогов, устанавливаются размеры государственных инвестиций, дотаций, заключаются межправительственные соглашения, регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов и базовых отраслей, решаются другие задачи.

Прогноз, план и рынок - это взаимодействующие и взаимодополняющие компоненты хозяйственного механизма регулирования экономикой. На практике они объединены в общую систему экономических отношений и ограничение или разрушение одной из этих составляющих ведёт, в конечном счёте, к снижению или даже разрушению экономического потенциала всей системы.

2. Предмет, объект, методы, цель курса и его структура.

Предметом курса макроэкономического планирования и прогнозирования является изучение возможностей использования в практической деятельности по составлению прогнозов, планов, программ объективных экономических законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем макроэкономического планирования и прогнозирования, а также организации их осуществления.

Объектом курсаявляется деятельность хозяйствующих субъектов и всех структурных звеньев национальной экономики с позиций их будущего состояния в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах в масштабах глобального мирового сообщества.

Методы - в процессе макроэкономического планирования и прогнозирования используется система общенаучных и специфических методов исследования, в том числе: социально-экономического анализа и синтеза; индукции и дедукции; экономико-экономического анализа; балансовый; расчётно-конструктивный и др. Специфические методы будут рассмотрены в соответствующих разделах.

Цель курсасостоит в изучении теории и практики макроэкономического планирования и прогнозирования и использования их при разработке и анализе планов, прогнозов и программ социально-экономического развития национальной экономики.

3. Основные научные формы и типы предвидения.

Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории и интуиции. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью, так как он основывается не только на качественных, но и на количественных характеристиках. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, так как он связан с будущим, которое всегда стохастично.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или рекомендательный характер.

Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия. Из такого понимания связи плана и прогноза вытекает ряд требований к прогнозу:

1) прогноз должен быть многовариантным;

2) в основе определения вариантов прогноза должны лежать гипотезы об альтернативных моделях поведения субъектов экономических отношений; о возможных изменениях внешнеполитических и внешнеэкономических условий; оценки возможных социально-экономических последствий реализации каждого варианта прогноза; оценки вероятности рисков и масштабов последствий наступления рисковых ситуаций для каждого варианта прогноза;

3) оценка уровня достоверности прогноза (достоверный, относительно достоверный, возможный);

4) согласование прогноза и будущего плана по временному и пространственному горизонту, по объекту планирования и прогнозирования;

5) в основе прогноза должна лежать научно обоснованная информация трех видов: о стартовых условиях будущего развития экономической системы; о возможных вариантах интенсивности протекания экономических процессов в будущем; о возможных сочетаниях действия внешних и внутренних факторов в будущем;

6) прогнозирование целесообразно организовать как непрерывный процесс, в ходе которого прогнозные параметры корректируются с учетом результатов развития за истекший период.

Следует отметить также многофункциональность прогнозов. Макроэкономические прогнозы содержат информацию, на основе которой органы законодательной и исполнительной власти должны формировать социально-экономическую политику государства и концепцию социально-экономического развития. Они используются в качестве информационной базы для принятия конкретных решений в области экономической и социальной жизни общества.

Существенный вклад в теорию предвидения внёс российский ученый Н.Д. Кондратьев. Он различал 3 типа предвидения в социально-экономической области. Первый тип – предвидение конкретных событий, которые являются нерегулярными, во многом случайными. Таким предугадыванием событий наука не занимается. Второй тип предвидения состоит в выявлении событий, которые обнаруживают повторяемость или цикличность, например, смена поколений техники и экономической конъюнктуры. Наряду с малыми и средними циклами, Н.Д. Кондратьев статистически доказал наличие больших циклов конъюнктуры длительностью около полувека. Третий тип предвидения заключается в выявлении общих тенденций будущей динамики исследуемого объекта. Этот тип предвидения обычно рассчитан на длительное время. В своих работах Н.Д. Кондратьев показал неразрывную связь перспективных планов и прогнозов.

Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснять перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

Контрольные вопросы и задания

1. В каком соотношении находятся понятия предвидение, гипотеза, прогноз и план?

2. Оцените роль Н.Д. Кондратьева в развитии теории предвидения и её значение в современных условиях.

 

Тема 2. Система, принципы и функции макроэкономического прогнозирования.

Система макроэкономического прогнозирования. Типология прогнозов.

 

Под системой макроэкономического прогнозирования понимается определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность. Национальное прогнозирование носит комплексный характер, охватывая все уровни и аспекты расширенного воспроизводства. Те или иные частные национальные прогнозы, описывающие различные стороны экономического роста, характеризуются относительной обособленностью и имеют специфическое содержание. Однако, они тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему, которая может быть представлена в виде следующих групп прогнозов.

Технико-экономические прогнозы исследуют перспективы развития народного хозяйства, его отраслей, размещения производства, динамики технико-экономических показателей производства продукции, освоения ее новых видов, финансирования производства, структурных сдвигов в экономике и т.д.

Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, развитие фундаментальных и прикладных исследований, новых видов техники и технологии, определяют последствия НТП.

Социально-экономические прогнозы исследуют вопросы динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, развития отраслей социальной инфраструктуры, демографии, занятости населения и т.д.

Естественно-природные прогнозы характеризуют запасы природных ресурсов и возможности их вовлечения в хозяйственный оборот, состояние растительного и животного мира, окружающей среды.

Внешнеэкономические прогнозы рассматривают перспективы сотрудничества с зарубежными странами, проблемы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, вопросы рационализации экспорта и импорта и т.д.

В настоящее время разработка системы национальных прогнозов в нашей стране продолжается и предстоит большая работа в этом направлении в будущем.

Типология прогнозов строится в зависимости от различных критериев и признаков. В их числе можно выделить:

1) масштаб прогнозирования;

2) время упреждения или временной горизонт прогноза;

3) характер объекта;

4) функциональный признак;

5) степень детерминированности (определенности) объектов прогнозирования;

6) характер развития объектов прогнозирования во времени;

7) степень информационной обеспеченности объектов прогнозирования.

По масштабу прогнозирования выделяют:

- макроэкономический прогноз;

- структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогноз;

- прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (энергетического, инвестиционного, аграрно-промышленного и др.);

- прогнозы отраслевые и региональные;

- прогнозы развития отдельных предприятий, АО, а также отдельных производств и продуктов.

По времени упреждения или временному горизонту все прогнозы подразделяются на:

· оперативные (до 1 года);

· краткосрочные (от 1 года до 3 лет);

· среднесрочные (от 4 года до 10 лет);

· долгосрочные (от 10 лет до 20 лет);

· сверхдолгосрочные (свыше 20 лет).

Временный горизонт прогноза можно определить как отрезок времени, в рамках которого изменения объема прогнозируемого объекта представляются соизмеримыми с его начальной (с точки зрения прогноза) величиной. Кроме того, это период, в течение которого на объект прогнозирования оказывают влияние решения, применяемые сегодня, т.е. в момент разработки прогноза.

Каждый из указанных видов прогнозов опирается на устойчивые циклы и процессы в развитии экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт. Например, периодическая смена поколений людей в активном возрасте (один раз в три десятилетия), подготовка будущих работников (5 лет), смена поколений техники (каждое десятилетие), смена технологических укладов (1 раз в полвека) и т.д.

Разрабатываемые прогнозы опираются на определенные заделы: краткосрочные – на имеющиеся виды продукции и финансовые ресурсы; среднесрочные – на накопленный инвестиционный потенциал; долгосрочные – на различные направления НТП и новые технологии.

По характеру исследуемых объектов различают следующие прогнозы:

· развития производственных отношений;

· развития НТП и его последствий;

· динамики народного хозяйства;

· воспроизводства основных фондов и капитальных вложений;

· экономического использования природных ресурсов;

· воспроизводства населения и трудовых ресурсов;

· уровня жизни населения;

· внешних экономических связей и др.

По функциональному признаку прогнозы подразделяются на два типа:

· поисковый прогноз, который основан на условном продолжении в будущее тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлечении от условий, способных изменить эти тенденции;

· нормативный прогноз, который представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования, принимаемых в качестве цели.

По степени детерминированности (определённости) можно выделить следующие объекты прогнозирования:

· детерминированные (определенные или предсказуемые), описание которых может быть представлено в детерминированной форме без существенных для задачи прогнозирования потерь информации;

· стохастические (вероятностные), при анализе и прогнозировании которых учет случайных составляющих необходим для удовлетворения требований точности и достоверности прогноза;

· смешанные, описание которых возможно частично в детерминированном, частично в стохастическом виде.

По характеру развития во времени объекты прогнозирования можно подразделить:

· дискретные (прерывные) объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками в фиксированные моменты времени;

· апериодические объекты, имеющие описание регулярной составляющей в виде непрерывной функции времени;

· циклические объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени.

По степени информационной обеспеченности объекты прогнозирования можно подразделить:

· объекты с полным обеспечением количественной информацией, для которых имеется в наличии ретроспективная количественная информация в объеме достаточном для реализации метода экстраполяции, либо статистического метода;

· объекты с неполным обеспечением количественной информацией;

· объекты с наличием качественной ретроспективной информацией;

· объекты с полным отсутствием ретроспективной информации (как правило, это проектируемые и строящиеся объекты).

Из такого понимания связи плана и прогноза вытекает ряд требований к прогнозу.

1. Прогноз должен быть многовариантным.

2. В основе определения вариантов прогноза должны лежать:

· гипотезы об альтернативных моделях поведения субъектов экономических отношений;

· гипотезы о возможных изменениях внешнеполитических и внешнеэкономических условий;

· оценки возможных социально-экономических последствий реализации каждого варианта прогноза;

· оценки вероятности рисков и масштабов последствий наступления рисковых ситуаций для каждого варианта прогноза.

3.Оценка уровня достоверности прогноза (достоверный, относительно достоверный, возможный). Есть и другая оценка вариантов прогноза - оптимистический, реальный и пессимистический.

4. Согласование прогноза и будущего плана по временному и пространственному горизонту, по объекту планирования и прогнозирования.

5. В основе прогноза должна лежать научно обоснованная информация трех видов:

· о стартовых условиях будущего развития экономической системы;

· о возможных вариантах развития экономической системы в будущем;

· о возможных сочетаниях действия внешних и внутренних факторов в будущем.

6. Прогнозирование целесообразно организовать как непрерывный процесс, в ходе которого прогнозные параметры корректируются с учетом результатов развития за истекший период.

Следует отметить многофункциональность прогнозов. Государственные прогнозы содержат информацию, на которую органы законодательной и исполнительной власти опираются при формировании социально-экономической политики государства, при разработке концепции социально-экономического развития. Они также используются в качестве информационной базы для принятия конкретных решений в области экономической и социальной жизни общества.

Различия между планом и прогнозом определяются тем, что план имеет нормативный характер, а прогноз является вероятностной моделью будущего. Планирование представляет процесс создания модели состояния объекта в будущем с позиций:

1) достижения определенной цели;

2) долженствования, т. е. обязательности исполнения;

3) установления методов и способов достижения этого состояния.

Прогноз определяет ожидаемые перспективы развития объекта с учетом:

а) эффекта саморазвития объекта;

б) результата воздействия среды;

в) возможных альтернативных вариантов развития.

Стандартная схема взаимосвязи плана и прогноза предполагает предварительное составление прогноза. Далее на его основе разрабатываются планы экономического развития. Но этим не ограничивается роль прогноза в процессе планирования. По мере прохождения планового периода необходимо разрабатывать сценарии прогнозов на оставшийся период (или также на более отдаленную перспективу) с учетом состоявшейся реализации потенциальных возможностей развития. Кроме того, на основе уже составленного плана целесообразно разработать прогноз возможных вариантов последствий реализации данного плана.

В зависимости от условий функционирования экономических систем и целей их развития в будущем определяется конкретный вид прогноза.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных