Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технологические структурные сдвиги, определяющие появление принципиально новых классов технических средств, становящихся основой нового хозяйственного уклада;




Институциональные структурные сдвиги, объектами которых являются локальные системы экономических институций и институтов, отраслевая и административная структура;

3) воспроизводственные структурные сдвиги, связанные с изменением пропорций секторов, сфер и сегментов хозяйства: государственного и частного секторов, сфер промышленного и сельскохозяйственного производства, производства и обращения;

Пространственные структурные сдвиги, детерминирующие определение и смещение границ территориально-производственных комплексов (кластеров), районов и экономических зон.

В этих условиях основной задачей государственного регулирования структурных сдвигов является обеспечение их сбалансированности в институциональном, технологическом, воспроизводственном и пространственном аспектах.

Структурные диспропорции современной российской экономики существенно снижают эффективность хозяйственного механизма, усугубляют социальные противоречия, тормозят выход на траекторию устойчивого инновационного развития. Задачи качественных стратегических преобразований хозяйственного механизма современной России не могут быть решены без реализации стратегии структурных сдвигов в общенациональном масштабе с учетом региональной специфики. Поэтому необходима дальнейшая глубокая разработка теоретико-методологических основ формирования организационно-экономического механизма структурных сдвигов на макроуровне. Регулирование структурных сдвигов осуществляется, как уже говорилось, посредством структурной политики.

Понятийное содержание концепции структурной политики настолько широко, что позволяет понимать под ней как общую стратегию максимизации экономического роста, так и комплекс мероприятий государства, направленных на реализацию приоритетных программ и проектов.

На практике существует два типа структурной политики: пассивная и активная. В конечном счете, они различаются между собой степенью вмешательства государства в структурные сдвиги.

Пассивная структурная политика заключается в том, что государство лишь создает правовую базу для свободного переливания капитала и труда из одних отраслей в другие, но непосредственно не вмешивается в инвестиционные процессы в отдельных отраслях.

Активная структурная политика предполагает существенное участие государства в регулировании инвестиционных процессов

Основным противоречием механизма структурных сдвигов является противоречие между структурой производства (распределения, обмена и потребления) и структурой общественных и личных интересов и потребностей.

В структурных изменениях, которые происходят в экономике России в настоящее время, необходимо отметить углубление деформации воспроизводственной структуры, чрезмерное разбухание топливно-сырьевого сектора (первичного и промежуточного продукта) в ущерб потребительскому и инновационному секторам.

Российская экономика еще довольно диспропорциональна и нестабильна. В этих условиях необходимо сохранить все возможные средства внешнеторгового регулирования, включая защитные (протекционистские) меры.

В конкретных условиях современной России «открытие» национальной экономики должно быть постепенным, опирающимся на продуманную структурную политику, при разумном сочетании мер либерализации и протекционизма.

Сегодня кризисные явления выражаются в сокращении спроса и объёмов производства с вытекающим отсюда ростом безработицы, сокращением инвестиций и финансирования, росте издержек, увеличении задолженности различных субъектов и нарушении общеустановленных правил на уровне управления экономической системой.

Система стратегического планирования должна исходить не только из необходимости планирования и проведения структурной политики. Требуется выявить базисные структурные диспропорции в развитии российской и мировой экономики и заняться проектированием экономической системы. Иными словами, необходимо задавать желаемые соотношения и подбирать инструментарий, позволяющий системе прийти к ним, а все изменения по иерархической цепочке планировать, исходя из этой центральной задачи.

Также должны проектироваться формы и методы конкурентного соперничества, которое в любом случае разворачивается в правовом пространстве (задано нормами и контролируется). Для России такая задача видится в выправлении структурного перекоса – снижении процентных ставок, повышении рентабельности производительных секторов при одновременном снижении рентабельности трансакционных секторов. Система планирования должна предполагать реализацию следующих принципов:

1) комплексности;

2) эффективности;

3) оптимальности и пропорциональности структуры;

4) научной обоснованности решений и планов;

5) гибкости (коррекция мероприятий экономической политики по ходу реализации плана);

6) рекурсивности систем (жизнеспособная система должна состоять из жизнеспособных подсистем).

Прогнозирование и планирование инвестиционной деятельности.

Прогнозирование и планирование инвестиций занимает особое место в системе государственного регулирования инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность - совокупность практических действий физических и юридических лиц, государства по вложению инвестиций с целью получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Для эффективного управления инвестиционной деятельностью необходимо её прогнозирование и планирование.

Инвестиционное прогнозирование подразделяется на долго-, средне – и краткосрочный периоды на уровне страны в целом, на уровне отдельных регионов и отраслей, сфер, комплексов, предприятий, фирм.

Краткосрочный прогноз служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные финансовые инструменты. Он разрабатывается с учетом влияния факторов краткосрочного характера на рынке инвестиций.

Среднесрочный прогноз предназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности и обоснования инвестиций в относительно небольшие по капиталоемкости объекты реального инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты.

Долгосрочный прогноз предназначен для выработки стратегии инвестиционной деятельности и вложения инвестиций в крупные капиталоёмкие объекты реального инвестирования. Основными этапами прогнозирования инвестиционной деятельности являются:

1) изучение потребностей в инвестициях; определение возможных объемов инвестиционных потоков по всем источникам финансирования;

2) рациональное распределение инвестиций по направлениям их использования с первоочередным выделением в приоритетные направления;

3) оценка эффективности использования инвестиций с учётом факторов инвестиционного риска.

При прогнозировании потребностей в инвестициях применяются как формализованные методы (экстраполяция, корреляционно-регрессионные модели, межотраслевой баланс, экономико-математического регулирование, нормативный метод и др.), так и методы экспертных оценок (анкетирование, метод «Дельфи», метод генерации идей и т.д.). Выбор метода прогнозирования потребностей в инвестициях предопределяется наличием информационной базы, состоянием экономики и целями экономической политики государства. Потребности в инвестициях определяются на макроуровне, а также на уровне отдельных отраслей, сфер, комплексов, предприятий, фирм и т.д. Потребности в инвестициях увязываются с инвестиционными ресурсами с учетом всех источников финансирования.

На макроуровне прогнозирование общего объема инвестиций осуществляется на основе установления доли инвестиций в ВВП и прогнозируемого объема иностранных инвестиций. Расчет осуществляется по формуле:

Uи = ВВП* Ди + Ии,

где Uи – общий объем инвестиций, Ди – доля инвестиций в ВВП;

Ии – прогнозируемый объем иностранных инвестиций.

При установлении доли инвестиций в ВВП исходят из пороговых значений, которые равны для простого воспроизводства 20%, а для расширенного – 30–40%. При прогнозировании инвестиций на основе укрупненных расчетов формируются воспроизводственная, технологическая, отраслевая и территориальная структуры инвестиций в основной капитал. Также устанавливаются объемы инвестиций в важнейшие инвестиционные проекты. В прогнозных документах объем инвестиций отражается в стоимостном выражении и темпах роста к предыдущему периоду. Потребность в инвестициях в отраслях материального производства обосновывается путем разработки плана ввода в действие производственных мощностей и объектов, а также основных фондов.

Экономическое обоснование потребности отрасли в инвестициях определяется по формуле:

I = М1УК1+ М2УК2 + М3УК3 + М4УК4 - НС1 + НС2

М - планируемый прирост мощностей за счет технического перевооружения (1), реконструкции (2), расширения действующих предприятий (3) и строительства новых (4). УК - удельные капиталовложения по основным формам наращивания мощностей. НС - незавершенное строительство на начало (1) и конец (2) планируемого периода. Исходной базой для расчетов служит намечаемый прирост выпуска продукции, баланс производственных мощностей отрасли или предприятия. После того, как установлены необходимые объемы ввода в действие производственных мощностей и объектов непроизводственного назначения по отраслям, происходит согласование этих расчетов с возможностями инвестиций по экономике страны.

Эффективность использования инвестиций.

Рассчитывают общую и сравнительную эффективность. Расчеты общей эффективности предназначены для соизмерения затрат и результатов от всей массы средств, вкладываемых в развитие народного хозяйства, отрасли или при реализации отдельного мероприятия. Расчеты сравнительной эффективности проводятся при сопоставлении вариантов проектных плановых и хозяйственных решений, размещения предприятий и их комплексов. В целом общая эффективность рассчитывается как рентабельность инвестиций, то есть как отношение средней прибыли на используемые инвестиции. Средняя прибыль может быть рассчитана либо до, либо после вычета налогов, но она должна характеризовать прибыль, полученную за счет данных инвестиций. Можно рассчитать эффективность инвестиций по сроку окупаемости.

Сроком окупаемости ("простым" сроком окупаемости, payback period - РР) называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальным моментом обычно является начало инвестиционной деятельности.

Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчётном периоде, после которого суммарные текущие чистые денежные поступления NV(k) становятся положительными.

Существует два способа расчёта периода окупаемости:

1 способ. Если денежные поступления по годам одинаковы, то формула расчёта срока окупаемости имеет вид:

где РР - срок окупаемости инвестиций (лет);
Iо- - первоначальные инвестиции;
CF - среднегодовая стоимость денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта.

2 способ. Если денежные поступления по годам неодинаковы, то расчёт выполняется в несколько этапов:

1) находят целое число периодов, за которые накопленная сумма денежных поступлений становится наиболее близкой к сумме инвестиций, но не превосходит ее;

2) находят непокрытый остаток, как разницу между суммой инвестиций и суммой накопленных денежных поступлений;

3) непокрытый остаток делится на величину денежных поступлений следующего периода.

Простой срок окупаемости является широко используемым показателем для оценки того, возместятся ли первоначальные инвестиции в течение срока экономического жизненного цикла инвестиционного проекта.

Использование его в России происходит еще и потому, что этот показатель довольно точно сигнализирует о степени рискованности проекта. Объясняется всё просто: управляющие полагают, что чем больший срок нужен хотя бы для возврата инвестированных сумм, тем больше шансов на неблагоприятное развитие ситуации, способное изменить все предварительные аналитические расчеты. Кроме того, чем короче срок окупаемости, тем больше денежные поступления в первые годы реализации инвестиционного проекта, а значит, и лучше условия для поддерживания ликвидности фирмы.

Наряду с указанными достоинствами метод расчета простого срока окупаемости обладает очень серьезными недостатками, так как игнорирует два важных обстоятельства: различие ценности денег во времени; существование денежных поступлений и после окончания срока окупаемости.

Именно поэтому расчёт срока окупаемости не рекомендуется использовать как основной метод оценки приемлемости инвестиций. К нему целесообразно обращаться только ради получения дополнительной информации, расширяющей представление о различных аспектах оцениваемого инвестиционного проекта. Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до "момента окупаемости с учетом дисконтирования". Моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход ЧДД(k) становится положительным и в дальнейшем остается неотрицательным. При расчёте дисконтированного периода окупаемости денежные потоки по годам рассчитываются по норме дисконта. По полученным значениям рассчитывается период окупаемости с использованием второго способа.

 

 

4. Прогнозирование структуры экономики

В структуре экономики прямо или косвенно отражаются изменения всех технико-экономических, финансовых, социальных показателей народного хозяйства станы.

В теории и практике прогнозирования различают следующие виды структур: материально-вещественную; стоимостную; отраслевую; территориальную; социальную. Между ними существуют взаимосвязи и взаимозависимости, т.е. изменение одной структуры влечет изменения других. Эти зависимости учитываются при прогнозировании.

Каждый вид структуры представлен группой соотношений -пропорций между отдельными частями экономики, социальной сферы, выделенными по существующему признаку: материально-вещественная структура представлена материально-вещественными пропорциями, стоимостная -стоимостными.

Особая значимость прогнозирования структуры в современных условиях определяется тем, что к началу формирования рыночной экономики в наибольшей степени оказались деформированными материально-вещественная и отраслевая структуры. Формирование структуры общественного производства является одним из важнейших этапов прогнозирования развития национальной экономики. На этом этапе должна осуществляться увязка темпов экономического развития с планами прогнозами развития отраслей, регионов страны, стоимостными пропорциями.

Структуру экономики можно считать эффективной при условии максимального удовлетворения спроса населения и предприятий с учетом эффективного использования имеющихся ресурсов и возможностей внешней торговли.

Однако трудно назвать тот набор отраслей и производств, который в наибольшей степени отвечал бы этим условиям. Перестройка структуры экономики является одной их сложных задач даже для развитых зарубежных стран.

Мировой опыт регулирования экономики свидетельствует о постоянном поиске механизмов, которые обеспечивали бы непрерывные и гибкие изменения отраслевой и внутриотраслевой структуры производства в соответствии с критериями спроса и эффективности.

При прогнозировании структуры экономики особая значимость в современных условиях придается формированию отраслевой структуры. Сначала обосновываются приоритеты экономики, а затем с применением межотраслевого баланса, исходя из конечного использования ВВП, определяются масштабы развития экономики, межотраслевые связи и поставки, уровень развития отраслей и отраслевая структура экономики.

Широкое распространение в процессе формирования структуры экономики находят программно- целевой метод и методы экспертных оценок.

Программно-целевой метод используется при решении крупных общенациональных проблем.

Методы экспертных оценок чаще используются при прогнозировании структуры экономики на долгосрочную перспективу в условиях неопределенности экономического развития и при прогнозировании негосударственного сектора.

Краткосрочные структурные прогнозы осуществляются на основе статистических моделей межотраслевого баланса.

 

Тема 9. Прогнозирование и планиро­вание развития НТП и модернизации экономики.

План

Сущность и периодизация НТП, концепция его прогнозирования и планирования.

2. Комплексный прогноз НТП, его этапы и методы прогнозирования.

3. Приоритетные направления и прогнозные оценки развития НТП

4. Программа модернизации и инновационного развития российской экономики «Россия-2020».

 

1. Сущность и периодизация НТП, концепция его прогнозирования и планирования.

Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

Непосредственным результатом НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.

Выделяют, по меньшей мере, две цели прогнозирования НТП:

1) прогноз НТП в целях принятия управленческих решений кратко- и среднесрочного характера (на 8-10 лет);

2) прогноз НТП для формирования долгосрочной структурной перестройки национальной экономики.

Реализация второй цели необходима для своевременного создания механизма государственного регулирования в условиях понижающейся деловой активности в долговременном экономическом цикле. Активная государственная научно-техническая политика не должна прекращаться даже в период спада национальной экономики. При этом меры государственного регулирования должны распространяться также и на структуру инвестиционного процесса по трём направлениям технологической политики:

1) технические нововведения;

2) занятость;

3) внешняя торговля.

Этапы развития НТП

Первый этап – первая промышленная революция конца XVIII – начала XIX века. Переход к машинному производству на научной основе.

Второй этап – вторая промышленная революция конца XIX – начала XX века. Развитие производительных сил на машинной основе, изменение энергетической основы производства, развитие науки на базе техники, переход к стадии автоматизации производства, создание новых отраслей.

Третий этап – третья промышленная революция середины XX века, переросшая в научно-техническую революцию (НТР). НТР – это коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, непосредственную производительную силу.

В последние десятилетия XX века начали складываться признаки нового четвертого этапа промышленной революции.

Его основные черты:

1) преобразование технологии производства на основе электроники и компьютерных технологий;

2) регулирование в возрастающих масштабах биологических процессов и систем;

3) комплексная автоматизация производства;

4) новые виды энергетики;

5) технология изготовления новых материалов и др.

На всех этапах развития НТП осуществлялся в следующих формах: эволюционной, революционной и комбинированной.

Обобщающее выражение влияния НТП на процесс воспроизводства – это изменение соотношения между экстенсивным и интенсивным ростом в пользу последнего. Главный результат НТП – это повышение экономической эффективности производства.

Прогнозирование и планирование развития науки и техники осуществляется посредством системы следующих прогнозных документов:

1) общегосударственного прогноза научно-технического развития на срок до 15 лет;

2) частных научно-технических прогнозов на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет;

3) государственных целевых научно-технических программ на 10-15 лет.

Объединяет указанные документы государственная научно-техническая политика.

В общегосударственном прогнозе научно-технического развития содержатся:

1) технико-экономическая оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники;

2) выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве;

3) определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач;

4) варианты путей и средств решения этих задач;

5) оценка социально-экономических последствий НТП.

Представленные в прогнозе направления носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны.

При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные направления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые частные научно-технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления (народное хозяйство страны, республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие). Государственные целевые научно-технические программы разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Эти программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений.

Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы.

Государственная научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Ее основными целями являются:

1) развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

2) обеспечение прогрессивных структурных изменений в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;

3) увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач;

4) укрепление обороноспособности страны;

5) улучшение экологической обстановки и др.

В условиях рыночной экономики одним из главных является вопрос об источниках и принципах финансирования научно-технической деятельности. В РФ в соответствии с законодательством финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

В РФ действуют также государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности. Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться также за счет грантов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных