Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование методов научного исследования




Успешность выполнения диссертации в большей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в диссертации цели. Выделяют общие и специальные методы.

Общие методы научного исследования в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса. Они обычно делятся на три большие группы: теоретические, эмпирические и методы математической обработки полученных результатов.

Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, конкретизация и индивидуализация, сравнение, классификация, обобщение, дедукция, индукция и др.). Далее дана характеристика некоторых из них.

Сравнение – один из наиболее распространенных методов исследования, который позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

1) сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;

2) для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных.

Абстрагирование носит универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата.

Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и прежде всего с анализом и синтезом.

Анализ является методом научного исследования и заключается в разложении предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. В зависимости от степени по знания объекта, глубины проникновения в его сущность применяется анализ и синтез различного рода. Прямой и эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляются выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущность он недостаточен.

Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используется как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически. Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности. Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. При этом идут дальше предположения о некоторой причинно-следственной связи. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, оказывающее решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Для исследования сложных развивающихся объектов применяется и сторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется при помощи множества понятий и суждений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в мышлении.

Особое место среди методов исследования занимают методы изучения литературы по проблеме ВКР

Изучение литературы служит средством изучения истории и причин возникновения проблемы, её современного состояния. Работа с литературой включает несколько методов. Наиболее важные из них:

1.Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании дипломной работы.

2.Реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.

3.Конспектирование – детальное изложение главных положений и концептуальных идей работы.

4.Аннотирование – краткое, предельно сжатое изложение основного содержания литературных источников.

5.Цитирование – дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте ВКР фактических и статистических данных, содержащихся в литературных источниках. Включённую в текст цитату следует оформить обязательным указанием на автора и источник, из которого производится цитирование. Если приводится не цитата, а излагается мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делают ссылку на источник.

Ещё одно правило работы с литературой – использование библиографического списка в тексте работы: источник, внесённый в список, хотя бы один раз должен быть назван в тексте. И, наоборот, любой источник, на который автор ссылается в тексте магистерской диссертации, должен быть вынесен в библиографический список.

Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; рейтинг (оценка компетентных судей), педагогический консилиум, изучение педагогической документации, педагогический эксперимент). Рассмотрим некоторые из них.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, основанный, прежде всего, на работе органов чувств человека и его предметной материальной деятельности. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:

1) планомерность;

2) целенаправленность;

3) активность;

4) системность.

Наблюдение как средство познания дает исследователю первичную информацию о мире в форме эмпирических утверждений.

Инструментом наблюдения является эксперимент, т. е. такой прием научного исследования, который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Педагогический эксперимент включает следующие этапы: констатирующий (проверочный), формирующий или созидательно-преобразующий (конструирующий) и контрольный.

Констатирующий этап эксперимента проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ работ обучающихся, уроков, лекций, семинарских занятий и др.).

Формирующий этап эксперимента является следующим основным этапом работы. В процессе его студенты (слушатели) организуют проверку выдвинутой гипотезы, вводят новые условия, изучая их влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. На этом этапе очень важны методика фиксации результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др.

Контрольный этап эксперимента дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы).

Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность методов, которая обеспечит полное и правильное решение поставленных задач, даст надёжные результаты, будет соответствовать логической структуре исследования.

В процессе исследования магистрантам следует максимально применять компьютерные технологии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных