Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ




ПОЛИТИКИ

Гендерные проблемы при внешне непривычной терминологии не есть нечто совершенно новое. Ранее государство занималось ими в рамках решения «женского вопроса» при проведении текущей и перспективной социальной политики. Однако в XXI веке, как никогда раньше, требуется повышенное внимание к гендерным аспектам государственного управления и общественных отношений. От эффективности гендерной политики во многом зависит успешное осуществление общенациональных планов и программ социально-экономического развития Российской Федерации и каждого из ее субъектов.

Политика как научная категория имеет в качестве объекта воздействия социальные группы и (или) отношения внутри и между социальными группами по поводу реализации их интересов, а в качестве субъекта – институционально оформленные социальные группы, осуществляющие это воздействие: в первую очередь – это государство, а также конкретные институты гражданского общества.

Для понимания специфики государственной социальной политики в конкретном историческом процессе важно учитывать, что государство всегда решает две наиболее важные задачи: выражает в своей политике интересы социальных групп, обладающих властью и собственностью, а также обеспечивает общественный мир и стабильность через достижение баланса интересов основных социальных групп общества.

Если рассматривать социальную политику социального государства в парадигме прав и свобод человека и гендерного равенства, то социальная политика представляет собой обеспечение государством, его институтами социальных прав человека. В их числе право на труд и его достойную оплату, на охрану труда, на образование, на охрану здоровья, на здоровую окружающую среду, на социальное обеспечение и социальное обслуживание, на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, на интеграцию инвалидов в общество и другие.

Принципиально важно при рассмотрении гендерной политики[12] исходить из конкретно-исторического подхода к ее рассмотрению на разных этапах общественного развития.

Социальные права граждан прописаны в международно-правовых документах ООН, Совета Европы в конституциях большинства стран мира.

Особенностями социальной политики социального государства является обеспечение прочной связи между свободной конкуренцией в экономической сфере и социальным равновесием в обществе за счет эффективного государственного управления и принципов социального партнерства.

Концепция «социального государства» впервые появилась в научной литературе в середине XIX века в Германии. Учеными была сделана попытка определить место и роль государства в обеспечении справедливого распределения доходов между трудом и капиталом, обеспечении социальной солидарности общества и заботы имущих и работающих о неимущих и неработающих, в обеспечении общественного прогресса.

Эта концепция нашла воплощение в XX веке в послевоенной Западной Германии, Испании, Франции, которые согласно конституциям своих стран были провозглашены социальными государствами.

Ее основные положения включают следующие принципы:

· главной целью экономического развития является высокий уровень благосостояния всех слоёв населения;

· путь к достижению этой цели лежит через свободную рыночную экономику;

· активная и ответственная роль в создании необходимых условий для эффективного развития экономики отводится государству;

· высокий уровень благосостояния всех слоев населения, социальное партнерство служат основой для утверждения гражданских свобод и демократии.[13]

Концепция социального государства утвердилась в Западной Европе после Второй мировой войны как проявление разочарования правящих кругов в либеральной теории социального прогресса, построенной на убеждении, что рыночная экономика для эффективного функционирования не нуждается в государственном регулировании.

Во второй половине XX века происходит резкое усиление социальных функций государства, возрастает его роль в регулировании социальных процессов по следующим направлениям:

· установление минимальных ставок оплаты труда, обязательных для любых предприятий независимо от форм собственности;

· определение прожиточного минимума, продолжительности рабочей недели и времени отдыха, гарантированных отпусков;

· усиление роли государства как арбитра во взаимоотношениях трудящихся и работодателей, расширение сферы социального партнерства между трудом и капиталом, развитие социальной ответственности бизнеса, уменьшение неоправданной дифференциации доходов населения за счет налоговой политики;

· принятие государством обязательств в области охраны труда, образования, здравоохранения, социальной защиты населения.

В социально-экономической политике государства можно выделить две составляющие: экономическую и социальную политику, а внутри социальной политики – гендерную, демографическую, семейную, «детскую» и другие политики.

Важнейшую роль в положении всех социальных групп населения играет экономическая политика. Она регулирует отношения внутри и между социальными группами населения (классами) по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономическая политика определяет, в конечном счете, наряду со способностями и возможностями индивидов, их материальное положение и социальную принадлежность, т. е. социальный статус, специфику занятости, доходы, уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей (качество жилья, услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

Необходимо особо подчеркнуть следующее важное положение: экономическая политика определяет не только экономическое, но и социальное положение индивида.

Государственная гендерная политика социального государства регулирует отношения между социально-демографическими группами мужчин и женщин во всех областях их жизнедеятельности, включая общественную, политическую и экономические сферы, а также семейные отношения, по поводу обеспечения равных прав и возможностей для их реализации мужчинами и женщинами.[14]

Иными словами, гендерная политика социального государства направлена на преодоление гендерных (социальных) различий между мужчинами и женщинами во всех отраслях жизнедеятельности, обусловленных не их биологическим полом, а их социальным статусом. Гендерное равенство – это признание равных прав и равных возможностей их реализации мужчинами и женщинами в сфере труда, в доступности услуг социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального обслуживания, социального обеспечения, в политике и в семейных отношениях.

В сфере труда это означает равный доступ к работе и карьерному росту, равную оплату за равный труд. В политике это означает паритетную демократию, равный доступ к власти и управлению, одинаковое участие в принятии решений. В семье – это справедливое распределение семейных обязанностей, одинаковое участие в воспитании детей.

Государственная семейная политика регулирует отношения между семьей, как особой социальной группой общества и государством, а также между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи.

Государственная семейная политика социального государства – это политика, направленная на формирование благоприятной политической, социокультурной и экономической среды для жизнедеятельности семьи, реализации ее основных социальных функций, на гармонизацию внутрисемейных отношений, взаимоотношений семьи, индивида и государства, на обеспечение необходимых условий развития института семьи как основы стабильности политической системы общества. Причем в основе семейной политики также заложены принципы гендерного равенства.

Государственная демографическая политика регулирует отношения между социально-демографическими группами населения по поводу естественного и механического движения населения. Она направлена на достижение желательного для общества типа воспроизводства населения через создание условий для оптимизации рождаемости, смертности, брачности, разводимости и миграции. Демографическая политика выделена по иному основанию, чем семейная: по функции (воспроизводство населения), а не по объекту (семья). Выделение демографической политики как самостоятельной области социальной политики помогает обществу осознать круг проблем, связанных с его демографическим функционированием. Демографическая политика социального государства призвана воздействовать на демографическую функцию семьи на основе всестороннего учета интересов и потребностей семьи и ее членов, мужчин, женщин и детей. Она также предполагает обеспечение гендерного равенства в семье как в отношениях между родителями, так и по отношению родителей к дочерям и сыновьям.

Государственная политика в отношении детей («детская» политика) социального государства регулирует вопросы создания наиболее благоприятных условий для рождения и социализации детей, обеспечения их прав и свобод в семье и обществе на основе приоритета семейного воспитания детей и гендерного равенства мальчиков и девочек.[15]

Государственная гендерная политика начала формироваться в развитых странах мира с конца XIX века в контексте политического движения суфражизма (борьбы женщин за избирательные права). Другой, еще более значимый импульс женскому движению дало вовлечение женщин в общественное производство, а также борьба женщин за право на высшее профессиональное образование.

Цели, принципы, меры и механизмы реализации государственной гендерной политики изменяются в процессе развития государства и общества. Разные модели государства имеют разные механизмы обеспечения баланса гендерных интересов.

В большинстве развитых стран мира в первой половине XX века имела место существенная дифференциация социальных ролей мужчин и женщин в обществе. Мужчины занимались, главным образом, оплачиваемым трудом, а женщины, как правило, вели домашнее хозяйство и заботились о нетрудоспособных членах семьи: детях, инвалидах, стариках.

Во время Второй мировой войны значительное число женщин развитых стран оказалось вовлеченным в сферу общественного труда, часть из них осталась в нем после окончания войны. Послевоенное восстановление экономики и экономический рост способствовали росту потребности в трудовых ресурсах. В условиях военных потерь мужского населения одним из источников ее удовлетворения стали женщины-домохозяйки, молодежь, включая девушек.

В 1960-80-е годы в развитых странах мира начались массовое вовлечение женщин в сферу общественного труда и массовая профессиональная подготовка женщин.

Для семьи же по-прежнему было характерно патриархальное разделение труда. Однако ситуация постепенно меняется. Работающие женщины получают экономическую независимость от мужчин. При этом семья начинает восприниматься некоторыми женщинами как препятствие в их профессиональное карьере.

В таких условиях женщина начинает жестко контролировать свою фертильность, откладывает создание семьи на более поздний срок, предпочитает иметь меньше детей. Этому способствуют контрацептивная революция и связанный с этим рост сексуальной свободы женщин.

Современная женщина на основе собственного опыта осознает реальное противоречие между широкими возможностями в части получения образования, карьеры и экономической независимости и семьей и материнством. Ей приходится делать выбор своей жизненной стратегии: выбирать семью, карьеру или «двойную занятость» (сочетать работу и семейные обязанности).

В 80-х и в первой половине 90-х годов XX века в развитых странах мира начался процесс, который называется экономическим дерегулированием или «новым капитализмом».[16]

Основными характеристиками этой новой экономической системы являются свободный поток капитала через государственные границы, свободная торговля, свободный международный рынок труда, право работодателей и работников обсуждать размер заработной платы и условия труда при ослаблении вмешательства государства в экономику, а также сокращение объема социального обеспечения, финансируемого государством.

«Новый капитализм» означает, что общественное производство материальных ценностей становится более гибким и свободным и систематически сопровождается воспроизводством риска. Повышается роль самого человека, значение качества человеческого капитала в достижении личного успеха.

С другой стороны «новый капитализм» безжалостен к неуспешным людям, усиливает конкуренцию на рынке труда, содержит постоянную угрозу потери работы, доходов, социального статуса, культивирует презрительное отношение к иждивенцам.

Характерной чертой «нового капитализма» является рост неравенства доходов.

Тем не менее, при «новом капитализме» налицо очень важные положительные результаты. Продолжается рост уровня жизни. Успешные работники (среди них наиболее высокий удельный вес составляет молодежь) вносят существенный вклад в рост потребления, в результате чего происходит рост материальных потребностей и экономических устремлений.

Однако эти выгоды получаются в обмен на снижение гарантий в трудоустройстве, меньшую защищенность в оплате труда, ненормированный рабочий день, отмену некоторых важных социальных льгот, предоставляемых государством и работодателем.

В отчете Российской Федерации о выполнении требований Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (2006) экспертами обозначены проблемные области.

· На федеральном уровне государство не проводит достаточных мер для выполнения Национального плана и других мер, направленных на улучшение положения женщин.

· Региональные планы действий направленные на улучшение положения женщин существуют не во всех субъектах федерации. Чаще всего в них уделяется внимание проблемам материнства и семьи.

· Специализированные структуры для всестороннего развития и прогресса женщин ликвидированы. Их функции не распределены между новыми органами.

· Комиссии по улучшению положения женщин на региональном уровне существуют в менее чем половине субъектов Российской Федерации.

В сложившихся условиях особенно важно проводить гендерно ориентированную социальную политику, направленную на обеспечение равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда, а также разрабатывать и реализовывать специальную систему мер по поддержке семьи и созданию благоприятных условий для рождения детей.

Важнейшими принципами гендерно ориентированной социальной политики являются:

- конституционное закрепление гарантий всем гражданам на равные права и свободы и возможности независимо от пола;

- целенаправленный учет интересов мужчин и женщин в процессе общественного развития, осуществления государствен­ной деятельности;

- обеспечение необходимых условий для реализации потен­циала каждого индивида, его функционирования как субъекта со­циальных отношений;

- недопущение дискриминации, гендерной асимметрии в сфере управления государством, принятия важнейших государ­ственных решений.

Гендерно ориентированный подход к анализу социальной политики и к практике социальной работы позволяет дифференцированно рассматривать проблемы, обусловленные различиями социального положения женщин и мужчин в обществе.[17]

 

 

Понятия, используемые в теме: гендерная политика, государственная социальная политика.

Вопросы для обсуждения

 

1. Определите сущность гендерной политики, ее цели, задачи и принципы.

2. Как соотносятся между собой составляющие социальной политики государства: гендерная, демографическая, семейная, «детская» и т. д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных