Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 4. ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ




 

В настоящее время в Российской Федерации проводится активная государственная социальная политика. Реализуются приоритетные национальные проекты в таких важнейших областях как образование, здравоохранение, жилищная сфера, аграрно-промышленный сектор. Осуществляются меры по улучшению демографической ситуации в стране.

Значительная часть законотворческой работы посвящена совершенствованию законодательства именно в социальной сфере.

Вместе с тем, как показывает международный опыт, эффективность социальной политики во многом зависит от того, насколько в законах, программах, проектах учтены интересы и мужчин и женщин, а также насколько они представлены на уровнях принятия решений (Приложение 1).

Согласно Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (статья 7).

В посланиях Президента Российской Федерации 2004, 2005, 2006 и 2007 годов провозглашено, что высшей целью социального развития России является повышение качества и уровня жизни населения, сокращение бедности, повышение доступности и качества образования и здравоохранения, стабилизация демографического развития страны.

Однако на практике современная Россия представляет собой динамичное сосуществование и взаимодействие социальной политики социального государства, пережитков советской социальной политики и элементов неолиберальной социальной политики, присущих «новому капитализму». Вектор этого взаимодействия определить пока трудно.[18]

Социальная политика современной России имеет достаточно выраженные гендерную, семейную, демографическую и иные составляющие. Это относительно самостоятельные области социальной политики. Степень их самостоятельности различна и определяется наличием конкретного набора признаков такой политики.

Если говорить о гендерных аспектах современной социальной политики России, то следует рассмотреть их законодательное обеспечение, институциональные механизмы, конкретные меры и механизмы реализации.

Организация Объединенных Наций, Совет Европы активно продвигают в мировом сообществе парадигму прав и свобод человека и равных прав и возможностей для их реализации мужчинами и женщинами во всех областях жизнедеятельности.

Россия активно участвует в этих процессах, ратифицировала важнейшие международно-правовые документы ООН: Хартию прав человека: всеобщую декларацию прав человека (1948 год), Конвенцию ООН о политических правах женщин (1954 год), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год), Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1980 год), Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (2004 год).

Во всех этих документах утверждается право женщин участвовать наравне с мужчинами во всех областях жизнедеятельности.

Так, например, в Конвенции о политических правах женщин, установлено, что «женщинам принадлежит право голосовать на всех выборах, на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации» (статья I); «женщины могут быть избираемы на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов» (статья II).

В статье 4 Декларации о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин говорится, что национальным законодательством должны быть гарантированы «право голоса на выборах и право на избрание в публично избираемые органы», «право доступа на государственную службу и право выполнения всех общественных функций».

Россия активно участвует в международном гендерном сотрудничестве, в том числе в реализации Найробийских стратегий и Пекинской декларации и Платформы действий, принятых на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 года).

В современной России многое сделано для законодательного обеспечения гендерного равенства во всех областях жизнедеятельности и реального участия женщин в политической жизни и принятии решений.

В Конституции Российской Федерации имеется норма прямого действия, провозглашающая гендерное равноправие: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (статья 19).[19]

В 90-е годы XX века гендерная идеология и гендерная политика активно продвигались в России.

Для повышения степени реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях, а также в соответствии с декларированным в Пекинской Платформе действий тезисом о необходимости достижения равного представительства мужчин и женщин в правительственных органах в 1996 году был принят Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин». В нем, в частности, отмечена необходимость центральным и региональным органам федеральной исполнительной власти исходить из необходимости первоочередного решения задачи «обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях», преодоления исторически сложившихся различий в положении мужчин и женщин в сфере труда, «двойной» занятости женщин в сфере труда и домашнем хозяйстве.

В 1996 году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, в которой определены наиболее проблемные области и приоритеты государственной политики в отношении женщин.

Постановлением Правительства Российской Федерации в 1996 году утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. В 1997 году началась реализация Концепции законотворческой деятельности Государственной Думы по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин. Распоряжением Правительства Российской Федерации в 2001 году утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы.

В 2003 году Государственной Думой был рассмотрен в первом чтении проект Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и возможностей для их реализации мужчинами и женщинами в Российской Федерации». Целью указанного закона является закрепление мер по реализации государственной политики, направленной на обеспечение гендерного равенства, на предотвращение дискриминации по мотивам пола в качестве необходимого условия стабильного и устойчивого развития страны.

Согласно законопроекту (статья 3) государственная политика по обеспечению прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей по их реализации должна включать следующие основные направления:

· формирование правовой базы обеспечения равноправия полов;

· совершенствование и развитие законодательства в этой сфере;

· проведение гендерной экспертизы принимаемых правовых актов;

· принятие и реализация специальных программ, целью которых является устранение дискриминации по мотивам пола;

· воспитание и пропаганда культуры равноправия мужчин и женщин;

· защита граждан от информации, направленной на дискриминацию граждан по мотивам пола, а также насаждающей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, алкоголизм и др.

· принципы гендерного равенства пронизывают все национальное законодательство России, все отрасли права, включая гражданское, трудовое, семейное и другие.

Абсолютное большинство социальных норм права гендерно нейтральны, т. е. распространяются на всех граждан России, независимо от пола. В то же время имеется некоторое число норм, которые предусматривают дополнительные гарантии для женщин, в том числе связанные с реализацией женщинами их материнской функции, что представляется важным и обоснованным с точки зрения преодоления существенного разрыва между нормами права и правоприменительной практикой.

В 90-е годы в России совместными усилиями законодательной и исполнительной ветвей государственной власти активно формировались специальные институциональные механизмы разработки и реализации гендерной политики на федеральном и региональном уровнях: специальные комиссии в Администрации Президента Российской Федерации, при Правительстве России, в Совете Федерации, специальный Комитет Государственной Думы, специальный департамент в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, комиссии и комитеты в субъектах Российской Федерации и др.

Из входивших в состав национального механизма структур сохранились и работают только Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи и Общественная комиссия при Председателе Совета Федерации по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России и специальная комиссия при Правительстве Российской Федерации.

Упразднены следующие структуры, входившие в состав национального гендерного механизма федерального уровня:

· Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации (создана Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1993 г. N 1908);

· Межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения женщин при Правительстве Российской Федерации (создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 г. № 599); позже преобразована в Комиссию по вопросам улучшения положения женщин (создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1997 г. № 504);

· Круглый стол женских общественных организаций при Министерстве труда и социальных отношений Российской Федерации (с апреля 1997 года работал постоянно);

· Департамент по делам женщин, семьи и детей в Министерстве труда и социальных отношений Российской Федерации.

В то же время в июне 2006 года была образована межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в Российской Федерации. В состав Комиссии входят представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также общественных организаций.

Растущие масштабы приобретает неформальное женское движение в России, основанное на идеях гендерного равноправия.

В то же время гендерные отношения в России развиваются не так быстро, как бы это хотелось, более того, гендерное неравенство усиливается. Причем имеются серьезные проблемы не только у женщин, но и у мужчин. Сегодня особенно важно перейти от вопросов дискриминации женщин к вопросам паритетной демократии и обеспечения прав не только женщин, но и мужчин.

Наше законодательство пока еще не видит таких «мужских» проблем в сфере занятости, как необходимость защиты здоровья мужчин, в том числе репродуктивного здоровья на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, как обеспечение права отцов, воспитывающих детей-инвалидов, на сокращение пенсионного возраста. Существует проблема трудоустройства и профессиональной подготовки молодых мужчин, возвращающихся из армии.

Самая очевидная область гендерной асимметрии в России – демографическая. Причем наиболее проблемная ситуация именно с мужчинами. Согласно данным Росстата за 2006 год численность женщин в населении России превышала численность мужчин на 10,4 млн. человек. Причем, если в возрастах до 20 лет численность мужчин немного превышала численность женщин (поскольку на 100 девочек рождается 106 мальчиков), а в возрастах от 20 до 40 лет их численности были одинаковы, то в возрастах от 40 лет и старше доля мужчин постепенно уменьшается. В возрастах 60-69 лет в населении остается только 40% мужчин, в возрастах 70-79 лет – 31%, а в возрастах 80 лет и более – 19% мужчин.

По данным Росстата за 2005 год число больных мужчин было больше, чем женщин почти по многим заболеваниям: активным туберкулезом – в 2,9 раза, гонореей – в 3,1 раза, ВИЧ-инфекцией – в 2,6 раза, психическими расстройствами – в 1,2 раза, алкоголизмом и алкогольными психозами – в 4,4 раза, наркоманией – в 5,3 раза. В то же время по таким заболеваниям, как злокачественные новообразования заболеваемость женщин выше, чем у мужчин в 1,1 раза, сифилисом – в 1,1 раза.

Смертность мужчин в трудоспособных возрастах сегодня в 4 раза выше, чем женщин. На первом месте стоит мужская смертность от болезней системы кровообращения, а на втором – от «неестественных» причин: несчастных случаев, отравлений, травм, дорожно-транспортных происшествий, алкогольных отравлений, убийств и самоубийств.

Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в России сегодня самый значительный в мире – 13,5 лет. В результате растет число неполных семей, вдов с детьми, детское сиротство, женское одиночество и семейное неблагополучие.

Усиливается гендерная асимметрия в сфере труда. По данным Росстата удельный вес женщин среди занятых в экономике по состоянию на конец ноября 2005 года составлял 49%. Причем среди руководителей всех уровней женщины составляли 40%, среди работников сферы обслуживания – 70%, среди неквалифицированных рабочих – 51%.

Женщины составляют большинство в так называемых «бюджетных» отраслях с низкой оплатой труда. В образовании женщины составляют 79% занятых, в здравоохранении – 82%, в коммунальном хозяйстве – 70%.

В целом по России уровень оплаты труда мужчин на 35% выше, чем у женщин.[20] Даже в бюджетных отраслях с невысоким уровнем оплаты труда заработная плата мужчин выше, чем у женщин, поскольку они занимают большинство руководящих должностей (например, в системе здравоохранения мужчины преобладают среди главных врачей, заведующих отделениями, ведущих специалистов).

Средняя начисленная заработная плата женщин по обследованию Росстата за октябрь 2005 года составляла 61% от зарплаты мужчин. Вместе с тем, этот разрыв почти полностью нивелируется в пенсиях. По данным за 2005 год отношение среднего размера назначенных пенсий женщин к среднему размеру назначенных пенсий мужчин составляло 92,6%. Вряд ли это выравнивание следует оценивать положительно. Ведь в его основе крайне низкий коэффициент замещения зарплаты пенсией.

«Мужские» профессии, особенно в добывающих отраслях, оплачиваются не только выше, но и обеспечивают работнику прожиточный минимум, тогда как в «женских» профессиях такая норма не соблюдается.

Женщинам, сочетающим труд с рождением детей, в рыночной экономике стало сложнее конкурировать с мужчинами за рабочие места. Работодатели не хотят обременять себя выполнением льгот для женщин-матерей, установленных Трудовым кодексом. Согласно данным выборочных обследований Росстата высокие доходы (свыше 3-х и более прожиточных минимумов) получает в 2,5 раз больше мужчин, чем женщин.

Женщины труднее, чем мужчины, адаптируются к рыночным стратегиям выживания. На менее эффективных государственных предприятиях занято 60% женщин. Женщины меньше, чем мужчины склонны к вторичной занятости. Дополнительные заработки имеет 11% женщин и 20% мужчин. Предпринимательская деятельность также больше мужское, чем женское занятие. Среди всех занятых предприниматели мужчины составляют 6,2%, а женщины – только 0,6%.

В то же время уровень профессионального образования женщин выше, чем у мужчин. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года среди лиц с высшим профессиональным образованием на долю женщин приходилось 56%, с неполным высшим – 54%. Выше удельный вес женщин и среди населения со средним общим образованием – 58%. Зато 57% лиц с начальным образованием – мужчины. В 2005/2006 учебном году женщины составляли 57% всех студентов вузов и 53% преподавателей вузов. Правда среди ректоров вузов доля женщин составляла 8%, проректоров – 26%, деканов факультетов – 34%, заведующих кафедр – 33%, профессоров в составе кафедр – 24%.

Если среди студентов государственных вузов юноши составляют 44 %, то в учебных специальностях, имеющих высокую оплату труда, их процент значительно выше: на специальности «энергетика» – 82 %, «авиационная и ракетно-космическая техника» – 82 %, «наземные транспортные средства» – 92 %, «электронная техника, радиотехника и связь» – 78 %.[21]

В большинстве стран мира мужчины доминируют в публичной сфере. Не является исключением и Российская Федерация. Общеизвестны негативные процессы, происходящие в политической сфере. Так, среди депутатов Государственной Думы созыва 2000–2003 гг. мужчины составляли 92 %, среди депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Федерации –90 %.[22]

Снижается доля женщин в представительных органах власти. Среди депутатов Государственной Думы четвертого созыва женщины составляют 10%, в составе депутатов законодательных собраний субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года их также только 10%.

Мужчины преобладают в сферах государственного управления, экономической, финансовой, научной элите общества. Среди государственных служащих женщины составляют 56%, а среди руководителей – только 9%. Высшие руководящие должности в России занимает 1,3% женщин.

Актуальными для России остаются и проблема «торговли людьми», жертвами которой являются в первую очередь женщины и дети, и проблема сексуальных преследований и изнасилования, а также домашнее насилие.

Следует отметить, что влияние рыночных реформ в России не было гендерно нейтральным. Можно констатировать усиление неблагополучия российских женщин в сфере труда и в политической деятельности. В то же время, усилилось гендерное неравенство в пользу женщин в сфере образования и в области продолжительности жизни.

Таким образом, налицо гендерный дисбаланс в пользу мужчин во всех ведущих сферах жизни общества: политике, управлении, экономике, семье и т. д.

В Российской Федерации в последние годы принято немало законов, постановлений, указов, гарантирующих социальное равенство мужчин и женщин. В этих документах российское государство провозгласило обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им прав и свобод одним из приоритетов своей политики и несет конкретные обязательства по их выполнению (Приложение 1).

Однако, оценивая состояние гендерной политики в Российской Федерации в последние годы и ее реализацию, следует констатировать наличие следующих проблем.

Принятые документы имеют зачастую декларативный характер – они не предусматривают финансовых и организационных ресурсов для обеспечения тех обязательств, которые брало на себя государство.

В большинстве случаев гендерные проблемы редуцируются к «делам» женщин, детей и семьи. В силу того, что эти проблемы относят к числу малозначимым, периферийным вопросам социальной сферы, ими недостаточно занимаются Министерства экономики, финансов транспорта и связи и т. д.

Более того, в последнее десятилетие реформы в стране проводятся за счет ущемления интересов женской части российского общества. Существующая система мер по обеспечению и защите прав женщин в значительной степени не соответствует нынешним экономическим реалиям и на практике трудно выполнима, поскольку практически отсутствуют механизмы, расширяющие возможности привлечения к ответственности за дискриминационные действия в отношении женщин.

Все более явно проявляется институциональный кризис, сопровождающийся сворачиванием деятельности органов государственной власти, ответственных за проведение гендерной политики. В ходе административной реформы были ликвидированы Комиссия по делам женщин, семьи и демографической политики при Президенте Российской Федерации, Комиссия по делам женщин при правительстве РФ, реорганизован Департамент по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития.

Заморожено рассмотрение законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей для мужчин и женщин в Российской Федерации», принятого Государственной Думой в первом чтении накануне парламентских выборов 2003г. «Национальный план по улучшению положения женщин на 2001-2005 гг.» не включал первостепенные проблемы в сфере гендерной политики, отмеченные экспертами ООН. В документе было представлено всего шесть направлений деятельности, которые государство рассматривает как приоритетные:

1) Методические и информационное обеспечение реализации мер, направленных на улучшение положения женщин.

2) Положение женщин на рынке труда.

3) Улучшение условий и охраны труда женщин.

4) Охрана здоровья женщин.

5) Развитие системы социального обслуживания женщин, оказание помощи женщинам, пострадавшим от насилия.

6) Укрепление семейных отношений.

По мнению специалистов в области разработки и реализации гендерной политики, даже такой, значительно суженный, перечень гендерных проблем остался без внимания государственной власти.

Совершенно очевидно, что ни международные доку­менты, ни Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты сами по себе никак не решают гендерные проблемы, а имеющийся национальный механизм нуждается в существенном укреплении.

Явное нежелание рассматривать гендерную политику в числе приоритетов деятельности органов государственной власти ведет к дальнейшему усилению гендерного и социального неравенства и углубляет дискриминацию по признаку пола.

Решать острейшие социальные проблемы России можно только в контексте совершенствования социального законодательства. Более того, решение вопросов повышения уровня и качества жизни населения, борьба с бедностью, укрепление семейных отношений, профилактика детской безнадзорности и беспризорности, другие острейшие социальные проблемы нуждаются в гендерном подходе.

В последние годы усилилось внимание к теоретической разработке содержательной части гендерной политики.

Значимость гендерной политики, как и социальной политики в целом, возрастает по мере совершенствования политической системы общества и развития демократических институтов, создания подлинно гражданского общества, предполагающего тесное сотрудничество власти и общественных организаций, в том числе и женских, в достижении гендерного равенства. На гендерных подходах базируются Концепции охраны репродуктивного здоровья, демографической политики.

В своих работах Л. Н. Завадская, Е. В. Кочкина, Е. Н. Ершова, Е. А. Баллаева, Н. И. Абубикирова, Г. И. Климантова и др. дали глубокий анализ проблем гендерного равенства полов, уделив особое внимание проблеме гендерной экспертизы российского за­конодательства.[23]

Основополагающим документом, определяющим государственную гендерную политику, ее цели, задачи и принципы, направления и приоритеты на средне- и долгосрочный период является гендерная стратегия Российской Федерации, которая была разработана в 2001 году Министерством труда и социального развития Российской Федерации.[24]

Принятие гендерной стратегии как направления государственной политики обусловливается необходимостью решить сложные социально-экономические проблемы переходного периода в России, что связано с активизацией всех общественных сил, прежде всего женщин, составляющих большинство (54%) населения страны.[25]

? Гендерная стратегия – заявленный политический курс на достижение фактического равноправия женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, определяющий государственную гендерную политику, ее цели, задачи и принципы, направления и приоритеты на средне- и долгосрочный период.

Цель стратегии – определение путей создания условий для обеспечения равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин, устранение дискриминации по признаку пола.

Гендерная стратегия включает в себя перспективы развития социального государства, укрепления демократии, обеспечение разви­тия личности, социальной справедливости при распределении ролей между полами во всех сферах жизни общества, повышение обшей и политической культуры населения.

Гендерная стратегия рассматривается как важный инструмент формирования и реализации государственной гендерной политики и призвана:

- определить систему требований и критериев, позволяющих включить гендерную составляющую в систему государственного управления с тем, чтобы обеспечить равенство прав и возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности – политике, экономике, культуре, семейных отношениях;

- определить основные направления гендерной политики, направленной на укрепление основ социального государства, раскрытие гражданского потенциала личности без ущемления прав и свобод, возможностей их реализации по половому признаку;

- повысить уровень общей и политической культуры российского общества в целях создания условий для самореализации личности как женщин, так и мужчин, устранения всех форм дискриминации по полу и укрепления отношений партнерства и сотрудничества между ними во имя общего процветания.

Гендерная стратегий Российской Федерации базируется на Конституции Российской Федерации, Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации, Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, других социально-экономических и социально-защитных актах, а также общепринятых международных критериях и нормах, определенных мировым сообществом: Всеобщей декларации прав человека, Декларации ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Конвенции ООН о политических правах женщин, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации ООН о предотвращении насилия в отношении женщин, Декларации тысячелетия ООН, Конвенциях МОТ «О равном вознаграждении за труд равной ценности», «О недопущении дискриминации в сфере труда и занятости», «О работниках с семейными обязанностями», «О защите материнства», Европейской Социальной Хартии, Пекинской платформе действий (Приложение 1).

Гендерная стратегия Российской Федерации ориентируется на значимость, необходимость, всеобщность и актуальность проведения гендерной политики регулирования социального положения мужчин и женщин, ликвидацию дискриминации с тем, чтобы обеспечить в современных условиях общественный прогресс во всех областях жизни.

В гендерной стратегии необходимо творчески использовать зарубежный опыт решения проблем равенства женщин и мужчин. Социальные тенденции в зарубежных странах показывают, что решить гендерные проблемы можно с помощью политики, основанной на идее создания общества равных юридических, социальных политических и экономических возможностей для граждан обоего пола (Приложение 2).

Механизмы реализации гендерной политики основаны на методах гендерной экспертизы, включая анализ исходной ситуации, возможные варианты и ожидаемые последствия и поэтапную оценку промежуточных результатов.

Это позволит формулировать и корректировать государственную политику в соответствии с целями гендерной политики, создать условия для учета мнения различных слоев и групп населения, взаимодействия с институтами гражданского общества, профсоюзами, коммерческими и некоммерческими структурами, научной общественностью и специалистами, международными организациями по всему спектру гендерных проблем.

 

 

Понятия, используемые в теме: гендерная асимметрия, гендерная политика, гендерная стратегия, гендерный дисбаланс.

Вопросы для обсуждения

1. Определите сущность гендерной политики, ее цели, задачи, принципы, приоритетные направления, степень практической реализации.

2. Приведите примеры гендерной ассиметрии в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, профессиям, в распределении домашнего труда.

3. Назовите сферы общественной жизни, в которых мужчины имеют явные преимущества или, наоборот, ущемляются их права.

4. В чем суть гендерной стратегии как направления гендерной политики, инструмента ее формирования и реализации.

5. Охарактеризуйте законодательную базу гендерной стратегии Российской федерации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных