Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы рыночных структур.




Понятие рыночных структур связано со структурной концепцией конкуренции в соответствии с кот.после образования монополий и появления диффер-ии продукта рынок становится не однородным, а сегментированным и главным в конкуренции становится не борьба, а возможность влиять на цену на данном участке рынка.

Основы теории рыночных структур заложили амер экономист Чемберлин и англичанка Робинсон. Они обратили внимание на 2 явления, возникших в экономике: монополия и дифференциация продукта.

Одним из критериев классификации рынков является степень конкурентности, отражающая влияние монополий. По данному критерию рынки делятся на:

- рынки совершенной конкуренции,

- рынки несовершенной конкуренции (монополия, олигополия),

-промежуточное положение занимают рынки монопол.конкуренции.

Характеристика рыночных структур базируется на ряде параметров:

- числ-ть продавцов (способность оказывать влияние на рын. равновесие),

- их рыночные доли (возможность фирм оказывать влияние на рын. цену),

- степень дифференциации продукта (чем выше степень дифференциации продукта, тем менее конкурентным буде поведение продавцов, а их рыночная власть – больше),

- условия вступления в отрасль и выхода из неё (чем выше барьеры – патенты, лицензии – тем сложнее посторонним фирмам проникнуть в отрасль),

- степень контроля производителей над ценами (чем больше контроль производителей над ценой, тем менее конкурентным является рынок),

- характер поведения фирм.

В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующиеся различной степенью конкурентности.

Рынок совершенной конкуренции (чистая конкуренция)в наст.время практически отсутствует – представляет собой рыночную структуру, характеризующуюся большим числом небольших фирм, которые не оказывают влияния на рыночную цену. Признаки:

- множество продавцов,

- предлагается однородный товар,

- доля каждой фирмы мала, так что ни одна из фирм не способна влиять на цены путем изменения объёма производства, т.е. соглашение с ценой.

- нет серьёзных эк и полит барьеров,

- спрос абсолютно эластичен.

Рынок монополистической конкуренции (несовершенная конкуренция) тип рыночной структуры, при котором относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Признаки:

- продукт дифференцирован (т.е. продукт фирмы А близок по потребительским свойствам к продукту фирмы Б, но не является полным аналогом – качество, сопутствующие услуги, упаковка), например, книга с картинами и без.

- большое число продавцов,

- доступ на рынок относительно свободен,

- фирма обладает огранич. контролем над ценой производимого ею товара,

- значительная неценовая конкуренция.

Рынок абсолютной (чистой) монополии (несовершенная конкуренция) тоже редко – тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией всего отраслевого предложения у одного продавца. Признаки:

- единственный продавец, обеспечивающий весь объём отраслевого предложения, а одна фирма представляет собой отрасль,

- отсутствие товарных заменителей (продукт уникален),

- абсолютные барьеры вхождения в отрасль (эффект масштаба – Дженерал Моторс: снижение издержек на 1 единицу продукции из-за масштаба производства, естественная монополия, патенты, технология, инфраструктура), естественная монополия создаётся государством, чтобы товары могли попасть по доступным ценам и в достаточном количестве потребителю.

- монопольная цена (чем спрос эластичнее, тем меньше монополист может влиять на цену).

Олигополистический рынок (несовершенная конкуренция) тип рыночной структуры, характеризующийся затруднённым проникновением в отрасль и наличием стратегического взаимодействия немногочисленных фирм, конкурирующих за объём продаж. Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия). Признаки:

- ограниченное количество фирм (2-6 штук),

- значительная концентрация производства у отдельных фирм,

- мощные барьеры,

- избегают ценовой конкуренции, используя тайный сговор,

- продукт дифференцирован и одновременно стандартизирован.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных