ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Подходы и виды норм в оценке человека. Определение психической нормы, аномальности, отклоняющегося развития.Проблема норма - аномальность, или нормальное и нарушенное развитие – это частный случай проблемы – «здоровье и болезнь». Она стала актуальной благодаря развитию цивилизации и соц сообществ. В СП интерес к ней появился в связи с закономерностью развития науки. На прежних этапах изучались в основном, грубые и выраженные формы дизонтогенеза, которые не требовали определения в силу своей очевидности. На протяжении десятилетий чаще всего предлагались не определения феномена, а различные его названия. Подходы к различию нормы и патологии различны, с одной стороны есть общие законы развития, с другой этико-философские нормы. Очень часто норма определяется как отсутствие патологии, и патология как нарушение состояния нормы. Хухлаева предлагает выделить: 1.психическое здоровье – отсутствие симптомов, мешающих адаптации челов в обществе. 2. психологическое здоровье – это присутствие определенных личностных черт характера, позволяющих не только адаптироваться, но и развиваясь самому развивать общество. Здесь альтернатива норме не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизни. В современных науках, связанных с изучением человека, выделяют различные виды нормостатические, физиологические и др. В психологии дифференцируют понятие нормы по возрасту, полу, социальной, культурный, этнической принадлежности субъекта. Наиболее часто применяющиеся в психологии виды и формы: 1. статистическая норма- с точки зрения статистики, нормальное явление, находящееся в рамках средней величины или оговоренной меры распределения. Однако имеются сложности при понимании нормы как самой высокой частоты появления признака. Они возникают при оценке таких свойств человека, которые очень желательны и должны быть отнесены к норме, но при этом встречаются крайне редко и потому с точки зрения статистической нормы не нормальны (напр: бескорыстие), поэтому статистическую норму во многих случаях следует воспринимать сдержано и не ограничиваться в оценке свойств, качеств, характеристик человека только ей одной. 2. функциональная или индивидуальная норма – оценивая уровень развития индивида с точки зр. индивидуальной нормы, необходимо учитывать его собственный путь развития и любое отклонение считать отклонением от нормы только в сопоставлении с этим путем. Но применение этой нормы также д.быть осторожно, прежде всего в силу социальной позиции личности, ее взаимодействия с социумом. 3. социокультурная норма – это обще признанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Моральные нормы как вид социальных регулирует нравственное поведение и взаимоотношения людей, служит основанием оценки их поступков. 4. социально-психологическая норма – это система требований, предъявляемых обществом психическому и личностному развитию каждого из его членов. 5. идеальная норма – понимается как оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Здесь при оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели; соответственно норма не средняя или наиболее часто встречающаяся, а то что составляет совершенство, образец, идеал.
Критерии и понятие психической нормы(Ушаков): 1. детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, и порядочность 2. соответствующая возрасту индивида, зрелость чувства, постоянство, место обитания (константность) 3. максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектом действительности 4. гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней 5. адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния 6. соответствие физических и психических реакций, силе и частоте внешних раздражителей 7. чувства положения в среде себе подобных, гармония взаимоотношений с ними 8. способность планировать и осуществлять свой жизненный путь. СП предлагает для более четкого определения «нормативного развития» использовать понятия «идеальная программа развития». Под этим подразумевается своевременная поступательная формирование взаимосвязанных, пронизанных гетерохронией функций и их систем в условиях их «идеальной» обусловленности, генетическими законами и таким же идеальным воздействиям внешних факторов. «Идеальная модель» может существовать только как программа развития некого «идеального» ребенка в идеальных условиях. Поэтому появляются понятия «соц –психологический норматив» - как система требований предъявляемых обществом психическому и личностному развитию его членов. Психосоматика Психосоматическая проблема как таковая возникла в древности, когда у истоков научной медицины стояли две школы, отражающие два подхода к трактовке общей концепции болезни: первая – гиппократическая школа Косса; вторая – школа первых анатомов Книдоса. Первая трактовала болезнь как расстройство отношений между субъектом и действительностью (динамическая, гуморально-духовная, «психосоматическая» концепция); вторая рассматривала болезнь как поражение какой-то материальной структуры (механическая, органная ориентация). Исходные формулы оценки болезни и больного при этом различны. В первом случае – «человек болен», во втором – «у человека есть болезнь». Это противопоставление (патология органа или патология отношения) проходит через всю историю медицины. В греческой философии была довольно распространенной мысль о влиянии души и духа на тело. В связи с открытиями в XIX веке в области анатомии, микробиологии, нейрофизиологии, утверждением принципа целлюлярной патологии Вирхова, в котором модель болезни основывалась на патологии органа, второе направление взяло верх. Нарастающая «технизация» медицины надолго заслонила от врачей психологические стороны заболевания больного и понятия «психосоматическое заболевание», «психосоматическая медицина» укоренились повсеместно лишь в последние десятилетия. Автором термина «психосоматический» считается немецкий врач Heinroth, который в 1818 г. сформулировал: «Причины бессонницы обычно психически-соматические». Отечественная медицина при изучении болезней исходит из признания единства соматического и психического, организма и личности во всей сложности их соотношений. М.Я. Мудров, Захарьин и другие подчеркивали необходимость учета личностных особенностей больных, как в диагностике, так и терапии заболеваний. Психосоматическая медицина возникла (точнее, вновь возродилась) как своеобразная реакция на узкий, локалистический подход в медицине. Кроме того, в ходе последних десятилетий становилось все отчетливее понимание, что привычное разделение между «органическими» и «функциональными» заболеваниями основано на спорных предпосылках, а болезни чаще возникают на почве множественных этиологических факторов. Из этого возник особый интерес к роли в болезни психологических и социальных факторов. Это тем более актуально, что по статистическим данным и самым осторожным оценкам примерно 1/3 больных, приходящих на прием к интернисту, страдают функциональными или эмоционально обусловленными расстройствами. Внутренние конфликты, невротические типы реакций или психореактивные связи обуславливают картину органического страдания, его длительность, течение и резистентность к терапии. Психосоматические расстройства (от греч. psyche – душа, soma - тело) - нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности. Представление о тесной взаимосвязи самочувствия человека с его психическим, прежде всего эмоциональным, состоянием является одним из важнейших в современной медицине и медицинской психологии. Соматопсихология - направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний (бронхиальной астмы, гипертонической болезни, язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, нейродермита, неспецифического хронического полиартрита и др.). Изучение психологических механизмов и факторов возникновения и течения болезней, поиск связей между характером психического стрессового фактора и поражением определенных органов и систем лежат в основе психосоматического направления в медицине. Психосоматическая медицина представляет собой современную концепцию, науку о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Она учитывает комплексные соматопсихосоциальные взаимодействия при возникновении, течении и терапии заболеваний. В последние годы наибольшую популярность приобретает психосоматический подход к любым заболеваниям, охватывающий проблемы внутренней картины здоровья, конверсионных, соматогенных, соматизированных психических и ипохондрических расстройств, реакций личности на болезнь, умирание, смерть, отрыв от семьи, симуляцию, а также искусственно продуцируемые расстройства, в том числе синдромы Мюнхаузена (симуляция болезней, которые приводят к операции) и Полле (искусственное причинение болезни ребенку его собственной матерью). В настоящее время психосоматическая медицина решает три важные вопроса: 1) вопрос о пусковом механизме патологического процесса и начальной стадии его развития; 2) почему один и тот же сверхсильный психологический фактор у одних людей вызывает яркую эмоциональную реакцию и соответствующий комплекс вегето-висцеральных сдвигов, а у других людей эти сдвиги вообще отсутствуют; 3) почему психическая травма у одних людей вызывает заболевание сердечно-сосудистой системы, у других – пищеварительного аппарата, у третьих – дыхательной системы, у четвертых – эндокринной системы и т.д. (проблема «выбора органа»). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|