ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЛОГИКАВ. С. МЕСЬКОВ
Научное познание как процесс постижения объективного мира включает в себя целый ряд операций, приемов. Объектом нашего непосредственного интереса будет такой специфический прием познания, как мысленный эксперимент. Одна из задач работы показать, что мысленный эксперимент является особым интеллектуальным приемом, не сводимым к умозаключающей деятельности. Для этого оказалось необходимым дать определение мысленному эксперименту, что выдвинуло следующие подзадачи: 1) выявить основные черты, характеризующие и выделяющие мысленные эксперименты из класса всех экспериментов; 2) вычленить основные.приемы, применяемые при построении мысленных экспериментов; 3) показать зависимость результатов мысленных экспериментов от их соответствия теории, в которой они построены; 4) очертить сферы применения мысленных экспериментов. В работе также рассматривается вопрос о возможности формализации мысленных экспериментов логическими • средствами. Стремление к формализации характерно для современного состояния той части логических исследований, которые посвящены методологии наук. Но любой формализации необходимо должно предшествовать описание на содержательном уровне. В течение продолжительного времени многие исследователи пользовались термином «мысленный эксперимент», однако вкладывали в него различное содержание. В последнее время ученые, занимающиеся методологией наук, пытались уточнить это понятие. Вопрос касается существа: можно ли рассматривать мысленный эксперимент в качестве особого интеллектуального приема познания, является ли он средством достижения нового знания? Достаточно содержательный анализ мысленных экспериментов был дан еще Э. Махом в книге «Познание и заблуждение» [7]. В этой работе, отмечая заслуги физического эксперимента, Э. Мах говорит, что существует еще другой, получивший широкое применение на более высокой ступени развития науки—мысленный эксперимент. Э. Мах не дает явного определения понятию мысленный эксперимент, зато он приводит большое число примеров, показывая на них то общее, что присуще этому виду умственной деятельности. Э. Мах считает, что мысленный эксперимент покоится на представлении определенных условий, в которых ставится опыт, а понятия, применяемые в этом опыте, представляют собой хорошие копии действительности; в этом он видит гарантию.ют ошибок. Далее Э. Мах вычленяет следующие приемы, используемые при построении мысленных экспериментов: 1) замена обстоятельств, не влияющих на результат, 2) непрерывное изменение условий, влияющих на результат, 3) идеализация и абстрагирование. Задавшись вопросом о том, может ли мысленный эксперимент быть доведен до конца, в смысле определенного результата, он отвечает на него положительно, однако тут же предупреждает нас от изображения результата мысленного эксперимента равнозначным физическому. Э. Мах ставит вопрос о соотношении мысленного эксперимента и физического и отмечает, что в мысленном эксперименте экспериментировать удобнее, так как он проходит с меньшими затратами; но все же мысленный эксперимент «лишь предшествует физическому», «подготовляет его», являясь предварительным обдумыванием опыта. Все эти характеристики используются и в современных работах, поэтому мы не будем специально останавливаться на разборе концепции данного автора. Однако рассматривая современные результаты, мы будем оценивать их, а этим самым будет дана наша оценка и позиции Э. Маха. О. Зих в работе [5] пишет, что особенность мысленного эксперимента состоит в том, что естествоиспытатель может продумать его, прежде чем приступить к выполнению. Нам представляется, что выделенная особенность (продумывание перед выполнением) не является специфической характеристикой только мысленного эксперимента. Оно в определенном смысле имеет место при построении любого эксперимента. Действительно, «продумывание» мы можем понимать как точное воспроизведение в мышлении того или иного процесса перед его выполнением. Так, например, пианист «продумывает» мысленно все произведение или наиболее сложные места перед исполнением (к;п< бы мысленно проигрывает). Необходимо отметить, что подобное продумывание возможно лишь перед совершением такого действия, которое уже выполнялось хотя бы один раз, то есть когда заранее известны как начальные данные, так и конечный результат. Легко видеть, что истолкованное таким образом продумывание не может быть осуществлено перед впервые ставящимся мысленным экспериментом (это справедливо и для реального эксперимента). С другой стороны, под «продумыванием» мы можем понимать и всю ту мысленную подготовительную работу, которая предшествует проведению эксперимента. Здесь необходимо различать изложение эксперимента, с которым мы знакомимся, читая ту или иную работу, от метода построения эксперимента, в котором и присутствует это продумывание. Но такого рода продумывание присуще всем экспериментам без исключения, как мысленному, так и реальному. Оно-то и является одной из черт, отличающих эксперименты от простого наблюдения. А. М. Мелешина пишет, что мысленный эксперимент есть лишь более доступная форма изложения материала. Такой подход явно страдает односторонностью. Эвристическое употребление мысленного эксперимента является лишь одним из возможных его употреблений, однако этим оно не ограничивается. Интересно привести в этой связи характеристику познавательной ценности мысленного эксперимента, данную А. Эйнштейном и Л. Инфельдом: «Закон инерции является первым успехом в физике, фактически ее действительным началом. Он был получен размышлением об идеализированном эксперименте, о теле, постоянно движущемся без трения и без воздействия каких-либо других внешних сил. Из этого примера, а позднее из многих других, мы узнали о важности идеализированного эксперимента, созданного мышлением... Идеализированный эксперимент указывает путь, на котором фактически были установлены основы механики движения» [11, стр. 10]. По нашему мнению, для всякого эксперимента характерно следующее: а) в процессе проведения эксперимента экспе-. риментатор играет активную роль, то есть он может по своему усмотрению влиять на ход эксперимента; б) эксперимент может быть всегда повторен, и может быть восстановлено' любое его звено; в) эксперимент строится на основании какой-то гипотезы, реализацией которой он является; г) эксперимент предполагает не только фиксацию результата, но и теоретическую интерпретацию наблюдаемых явлений. На примере известного мысленного эксперимента А. Эйнштейна и Л. Инфельда с падающим лифтом можно легко показать, что перечисленные выше особенности присущи и мысленному эксперименту. Представим себе, вслед за А. Эйнштейном и Л. Инфельдом, лифт на башне небоскреба,, гораздо более высокого, чем какой-либо в действительности существующий. Пусть канат, на котором держится лифт, обрывается, после чего две группы наблюдателей проделывают опыты и описывают их; в этих описаниях пренебрегают сопротивлением воздуха. Пусть затем внутренний наблюдатель выпускает из рук платок и часы. Для него эти предметы остаются в том положении, которое они имели, когда он выпустил их. Внутренний наблюдатель может игнорировать поле тяготения, так как последнее лежит вне его системы. Никакие силы внутри лифта на тела не действуют и они остаются в покое, как если бы они находились в инерциальной системе. Для внешнего наблюдателя оба предмета, а также лифт, его стенки, потолок, пол движутся с одинаковым ускорением, Поэтому положение тел в лифте не изменится. Пусть внутренний наблюдатель толкает тело в каком-либо направлении. Тогда оно всегда будет двигаться прямолинейно и равномерно, пока не столкнется со стенками лифта. Предполагается, что относительно лифта верно утверждение о равенстве ускорений всех тел по отношению к внешнему наблюдателю. Внешний наблюдатель находит движение лифта и всех тел в нем соответствующим закону тяготения Ньютона. Для него источником тяготения является Земля. Для внутреннего наблюдателя естественно считать лифт покоящимся, а свою систему координат — инерциальной. «Мостом», позволяющим перейти от описания внутреннего наблюдателя к описанию внешнего наблюдателя, является доле тяготения и утверждение об эквивалентности тяжелой и инертной масс. Теперь изменим, вслед за А. Эйнштейном и Л. Инфельдом, экспериментальную ситуацию. К тому же лифту привязали канат и тянут его с постоянной силой в направлении по прямой от Земли (мы отвлекаемся от того, как это технически.осуществляется). Представим себе, что сквозь боковое окно в лифт входит луч света и через некоторое время достигает противоположной стороны. Внутренний наблюдатель считает, что ускорения движения лифта нет, а есть лишь действие доля тяготения. Он считает также, что луч света невесом. Тогда луч упадет на точку на стене, которая находится напротив точки входа. Внешний наблюдатель описывает ситуацию следующим образом: система координат инерциальна, лифт движется с постоянным ускорением, наблюдатель внутри лифта находится в абсолютном движении. Раз так, то пока луч света движется по прямой к противоположной стенке, лифт изменит свое положение, и световой луч попадет в точку, расположенную не напротив точки входа, а ниже. Таким образом, мы имеем два описания (либо принимая поле тяготения, либо отказываясь от пего), и при этом описания существенно различные. Однако, вслед за авторами эксперимента, мы допустили в рассуждениях внутреннего наблюдателя существенную ошибку, которая сделала его выводы неправильными. Мы опирались на утверждение, что луч света невесом, но это неверно. Свет несет энергию, а последняя имеет массу. Следовательно, луч света будет искривляться в поле тяготения. В приведенном примере мысленного эксперимента можно видеть, как меняется экспериментальная ситуация (падающий лифт; лифт, движущийся под воздействием постоянной силы и т. п.). В основе выбора идеальной модели лежит гипотеза о равенстве тяжелой и инертной масс. Результат экспериментов не просто фиксировался, но теоретически интерпретировался: из возможности одинакового описания поведения объектов, находящихся в различных видах движения, выводится утверждение о равенстве тяжелой и инертной масс для любого тела в любой системе. Таким образом, основные характеристики реального эксперимента присущи и тому виду умственной деятельности, который называется мысленным / экспериментом. Но является ли это достаточным, чтобы говорить о нем как об эксперименте, не содержит ли этот вид умственной деятельности нечто такое, что запрещало бы нам делать это? Некоторые исследователи считают, что именно то, что этот вид деятельности является умственным, уничтожает его как эксперимент. Они исходят при этом из ошибочного положения о независимости результата реального эксперимента от экспериментатора, так как в нем имеют дело с реальным образованием, функционирующим по объективным законам. Эти исследователи игнорируют теоретическую интерпретацию результатов, которая имеет место в любом эксперименте. Вспомним экспериментальное открытие зависимости массы электрона от скорости его движения. Имелся объективный факт, но его можно интерпретировать различным образом: а) идеалистически — «материя исчезла», б) материалистически — «открыто еще одно свойство материи». Все это было прекрасно показано В. И. Лениным (см. [6]). На примере описанного выше эксперимента попытаемся вычленить операции, которые были применены для его построения. Эксперимент начинается с построения идеальной модели. Нам будет достаточно определение идеальной модели как модели, которая конструируется в уме, оставаясь мысленным формированием даже в случае своего воплощения в определенной знаковой форме (см. в этой связи работу [9]). Эта модель строится как результат ряда «отвлечений». Так, мы вместе с экспериментаторами пренебрегаем «сопротивлением воздуха или трением». Мы отвлекаемся от того, как осуществляется «операция» придания лифту постоянного ускорения; как определить, что световой луч, прошедший сквозь лифт, «попадает в точку, расположенную не точно напротив точки входа, а немного ниже». Такой процесс отвлечения от чего-либо представляет собой абстрагирование. «Абстракция отождествления», понимаемая как «процесс отвлечения от несходных, различающихся свойств предметов и одновременного выделения одинаковых, тождественных их свойств» [4, стр. 24], позволяет при рассмотрении предмета ограничиться анализом лишь некоторых его свойств или отношений. Этот вид абстракции часто применяется в физике, а в нашем случае он позволил, например, пренебречь сопротивлением воздуха по отношению к падающему лифту. Другим важным видом абстракции, использованным в мысленном эксперименте, является «абстракция потенциальной осуществимости». Так, экспериментаторы отвлекаются от того, как лифту придается постоянное ускорение, потому что известно, что тело движется равноускоренно, если на него действует постоянная сила. Важно также, что эту силу можно приложить к телу, так как наши технические средства позволяют сделать это. Однако когда экспериментаторы отвлекаются от того, как можно проверить отклонение светового луча в поле тяготения, то делается это в силу отсутствия технических возможностей осуществить такую проверку, например, для поля тяготения Земли, не говоря уже о лифте. Однако принятиеэтого отвлечения оправдано теоретически. При проведении мысленных экспериментов не должны допускаться такие абстракции, которые ведут нас к мысленным конструктам, которые считаются теоретически невозможными, то есть противоречащими постулатам определенной теории. Например, одним из основополагающих принципов квантовой механики является принцип неопределенностей В. Гейзенберга, утверждающий невозможность одновременного и точного измерения величин, которые классически являются канонически сопряженными. Поэтому, если мы, применив абстракцию, будем строить мысленный эксперимент, в котором станем оперировать точными значениями, например, импульса и координаты, то такой эксперимент будет, конечно, абсурдным с точки зрения имеющихся интерпретаций квантового формализма и не будет иметь никакой аргументационной силы. Нам представляется, что процесс идеализации нужно понимать как процесс обратный процессу абстрагирования. Процесс идеализации позволяет утверждать наличие у объектов таких свойств, которых они не имели до процесса абстрагирования. Действительно, допустим, мы отвлекаемся от того, что какой-то проводник имеет сопротивление. Тогда можно приписать ему абсолютную проводимость, тем самым образовав идеальный объект «проводник, обладающий абсолютной проводимостью». Д. П..Горский рассматривает процесс идеализации как вид процесса абстракции, который связан с образованием «идеализированных объектов». Он дает следующее определение процесса идеализации: «Идеализация есть умственный процесс, складывающийся из этапов: 1) изменяя некоторые условия, в которых находится объект, мы делаем их действие монотонно убывающим; 2) при этом обнаруживается, что какие-либо свойства изучаемого предмета также монотонно изменяются; 3) предполагая, что действия условий на изучаемый предмет сведены к нулю, мы совершаем мысленный переход, переход к некоторому идеализированному объекту» [4, стр. 280]. Этот мысленный переход понимается как переход к «особому предельному случаю». Д. П. Горский отмечает также интересное свойство таких идеализированных объектов: «Мы получаем возможность рассуждать об идеализированных объектах как о существующих в действительности, хотя в ней существуют лишь их прообразы» [4, стр. 280]. К этому рассмотрению нам хотелось бы добавить уточнение, вводящее различие на «идеализированные» и «идеальные» объекты. Оно отражает наше мнение, что процесс идеализации не всегда предполагает переход к «пределу». «Идеальные» объекты мы будем иметь всегда, когда совершен этот переход к предельному случаю. «Идеализированные» объекты мы будем иметь всегда, когда мы как угодно близко приближаемся к пределу, превышая тем самым практически известные границы, но не совершаем перехода к нему. С точки зрения введенного различения проводник, обладающий абсолютной проводимостью, будет идеальным. Наделение же некоторых проводников (например, в мысленном эксперименте) проводимостью большей, чем самая большая из известных (но не абсолютной), что можно получить абстрагировавшись от имеющихся данных о наименьшей практической сопротивляемости проводников, делает их идеализированными. Все вышесказанное об идеализации позволяет выявить и то характерное свойство, которое является достаточным основанием для выделения мысленных экспериментов из класса всех экспериментов: если в реальных экспериментах экспериментируют с реальными объектами, то в мысленных экспериментах экспериментируют с идеальными и идеализированными объектами. Мысленный эксперимент есть эксперимент с идеальными и идеализированными объектами в теоретически правомерных, но необязательно практически осуществимых ситуациях. Существует крайне ошибочное мнение, на котором базируются «обвинения» мысленных экспериментов в субъективизме, идеализме и т. п., что допустив употребление результатов мысленных экспериментов в качестве аргументов, мы тем самым открываем дорогу чистейшему произволу. Опираясь на исследования К. Поппера (см. [12]), который занимался специально интересующим нас вопросом, постараемся показать, что это не так. Одним из первых мысленных экспериментов был эксперимент, предложенный Галилеем в его критике теории движения Аристотеля. Как известно, по Аристотелю, природная скорость движения тяжелых тел больше, чем легких. Для опровержения этого положения, а с ним и всей теории движения Аристотеля, Галилей рассмотрел в своем мысленном эксперименте случай, когда имеются два тела: большее и меньшее, причем большее движется с большей скоростью. В случае их соединения произойдет следующее: скорость «составного» тела будет меньшей, чем скорость одного большего, но в то же время оно («составное» тело) будет большим, чем одно большее. Этим-то и опровергается утверждение Аристотеля. Такой способ употребления К. Поппер называет «критическим». Критическое употребление мысленного эксперимента можно понимать следующим образом: исходя из некоторых постулатов теории, мы приходим к положению, которое противоречит постулатам той же теории. Это указывает на то, что автором теории не была учтена некоторая возможность. Однако за автором остается полное право показать, что данный критический эксперимент принципиально невозможен с точки зрения его теории, то есть при его построении были допущены теоретически невозможные действия, которые противоречат постулатам данной теории. Заслуживающим внимания является, по К. Попперу, также и эвристическое употребление мысленных экспериментов. Примером такого употребления является уже разобранный нами выше эксперимент с падающим лифтом. Однако К. Поппер указывает, что существует еще одно употребление мысленных экспериментов — «апологетическое», которое является «совершенно недопустимым». Под апологетическим употреблением понимается введение мысленных экспериментов в качестве позитивных аргументов, что имеет место, как отмечает К. Поппер, в дискуссиях по квантовой теории. С автором по этому вопросу можно согласиться лишь в том, что на одних мысленных экспериментах теорию построить нельзя. Однако, по нашему убеждению, имея теорию, мы можем. употреблять построенные в соответствии с данной теорией мысленные эксперименты как позитивные аргументы. Приведем в качестве примера следующее рассуждение. Возьмем две теории: классическую механику и теорию относительности. Как известно, первая разрешает сколь угодно большие скорости передачи сигналов. Вторая ограничивает эту скорость скоростью распространения света в вакууме. Следовательно, мысленный эксперимент, в котором фигурирует скорость передачи сигналов, построенный в каждой из теорий, не должен преступать этих границ, иначе все его результаты будут просто бессмысленными. Эта зависимость результатов мысленного эксперимента от соответствия теории базируется на его фундаментальных свойствах. В разделе, посвященном идеализации и абстрагированию, мы старались показать, что в построении объекта мысленного эксперимента правомерна не всякая идеализация. Неверной является не та идеализация, которая не соответствует нашим конструктивным возможностям, но та, которая является теоретически невозможной, то есть результаты которой противоречат постулатам данной теории. Мысленный эксперимент, являясь по построению субъективным, может быть объективным по содержанию, если все идеализации и все абстракции, все операции и преобразования в нем будут проведены в соответствии с законами некоторой теории; Единственным ограничением здесь будет запрещение оперировать с, бессмысленными образованиями, то есть невозможными в данной теоретической системе. Соблюдая эти требования, мы навсегда обезопасим себя от возможности впасть в субъективизм. Таким образом, истинность результата мысленного эксперимента ставится в зависимость от его соответствия теории, в которой он выполняется, и поэтому оценка истинности не может быть абсолютной. Так, эксперимент, допускающий скорость передачи сигналов большую, чем скорость света, будет правомерен в случае классической теории и будет бессмысленным в теории относительности. Интересной иллюстрацией приведенного положения может служить дискуссия между А. Эйнштейном и Н. Бором по гносеологическим проблемам квантовой механики [I]. А. Эйнштейн, неудовлетворенный имеющимися построениями квантовой механики, выдвигал целый ряд аргументов (мысленных экспериментов) в пользу того, что описания в квантовомеханическом формализме не являются полными. Ему противостоял Н. Бор с предложенным им принципом дополнительности. А. Эйнштейн выдвигал свои аргументы, чтобы показать несостоятельность этого и других ограничительных принципов. Однако эти мысленные эксперименты не были построены в рамках некоторой теории. Следовательно, как показано выше, они не обладали никакой аргументационной силой. Поэтому Н. Бор легко справился с этими мысленными экспериментами, показав их несостоятельность с точки зрения теории, основывающейся на принципе дополнительности. В этой же работе Н. Бор провел глубокий анализ так называемого «парадокса» А. Эйнштейна, Р. Подольского и Н. Розена. Существенную роль в «доказательстве» парадокса сыграл выдвинутый авторами критерий физической реальности, гласящий, что если возможно без какого бы то ни было возмущения системы предсказать с вероятностью, равной единице, значение некоторой физической величины, то существует элемент физической реальности, соответствующий этой величине. Затем авторы, следуя общепринятому пониманию, предполагают, что квантовомеханическое описание действительно дает полное описание физической реальности, и показывают, что это утверждение вместе с критерием реальности приводит к противоречию (см. [10]). Суть дела можно представить следующим образом: имеется стандартная квантовая теория Т, для которой верна следующая альтернатива: или 1) квантовомеханическое описание реальности неполно, или 2) две физические величины не могут быть одновременно реальными, если соответствующие операторы не коммутируют. Затем к данной теории конъюнктивно присоединяется приведенный выше критерий физической реальности (Кр), и далее из Т&Кр (в предположении полноты Т) выводится противоречие. Вывод: Т—неполна. Не останавливаясь на деталях, рассмотрим данную дискуссию с точки зрения оценки роли фигурирующего п ней мысленного эксперимента. К. Поппер, исходя из уже разобранных выше общих положений, анализировал эту дискуссию, в которой он был полностью на стороне А. Эйнштейна с соавторами. Авторы «парадокса», по мысли К. Поппера, употребляют мысленный эксперимент правильно—«критически», а раз так, то и его результаты обладают аргументаци-онной силой. Однако в данном случае К. Поппер не прав. А. Эйнштейн с соавторами получили бы «критическое» применение мысленного эксперимента лишь в том случае, если бы все предложенные ими идеализации и абстракции были бы полностью приемлемыми и для теории Н. Бора. Можно показать, что уже предложенный ими критерий физической реальности для Н. Бора неприемлем, ибо, по Н. Бору, о реальности какого-либо физического объекта можно говорить лишь после экспериментального измерения некоторой физической величины, характеризующей состояние объекта. Раз так, то неверно, что мысленный эксперимент его творцами употребляется «критически». Интересно, что К. Поппер сам пытался построить мысленный эксперимент, который бы показал существование возможности одновременного и точного измерения значений координаты и импульса частицы. На несовместимость такого эксперимента с основными положениями существующей квантовой механики К. Попперу указал сам А. Эйнштейн. Заслуживает внимания, на наш взгляд, вопрос об отношении мысленного эксперимента, как позитивного аргумента, к теоретическому доказательству. Начнем с примера. Предположим, что нам нужно отыскать два целых положительных числа, сумма которых равна четырем, а разность— двум. Можно предложить решение, которое подобно, но не более, методу мысленного эксперимента. (Вопрос о возможности рассмотрения некоторых математических операций, как мысленных экспериментов, выходит за рамки данной работы). Мы будем выбирать некоторые пары чисел (например, 0 и 1, 4 и 0 и т. д.) и будем продолжать поиски, пока «эмпирически» не придем к искомым числам 3 и 1. «Недостатком» этого метода является его «эмпиричность». Другой путь нам дает алгебра. Обозначим искомые числа через х и у и решим систему уравнений: х+у=4 х-у=2. Этот путь отличается от первого тем, что он дает возможность решения в общем виде. Сходным образом дело обстоит и в случае мысленного эксперимента. Мысленный эксперимент не есть доказательство в общем виде, хотя он, как мы это пытались показать, может быть использован в качестве позитивного или негативного аргумента. Перейдем к рассмотрению отношения между мысленным и реальным экспериментом. При рассмотрении этих отношений будем исходить из следующих положений: 1) границу разумному применению мысленного эксперимента ставит теоретическая осмысленность, 2) границу применению реальных экспериментов ставит практическая осуществимость. Какие следствия вытекают из принятия этих двух положений? Хорошо известна та огромная роль, которую играет реальный эксперимент в развитии научного знания. Его" результаты являются и средством опровержения теории, и тем материалом, на котором базируется построение теории, и средством проверки следствий, то есть их соответствия действительности. Рассмотрим по этим параметрам мысленный эксперимент. Как показано выше, он может служить средством опровержения теории. Например, разобранный выше эксперимент Галилея показал несостоятельность теории движения Аристотеля. Ранее мы показали, что в качестве позитивных аргументов могут быть использованы только те мысленные эксперименты, которые построены в соответствии с определенными теориями. В свете этих положений на вопрос о том, может ли мысленный эксперимент служить материалом, на котором базируется построение теории, нужно дать отрицательный ответ. И он правилен, за исключением того особого рода мысленного эксперимента, который является как бы логическим продолжением реального эксперимента за пределы практической осуществимости. Однако теория, которая при своем построении по существу использует такой «совмещенный» эксперимент, может быть принята на правах не более чем рабочей гипотезы вплоть до тех пор, пока ее следствия не получат достаточную проверку, и этим она сама сможет оправдать такое «совмещение». Для эмпирической проверки следствий мысленный эксперимент применяться не может, так как сфера практической осуществимости не есть его сфера. Для этих целей служит реальный эксперимент. Но, с другой стороны, мысленный эксперимент является единственным средством оперирования в практически неосуществимых, но теоретически возможных ситуациях. Именно это его употребление и оправдывает рассмотрение мысленных экспериментов как особого познавательного приема. Вот как по. этому поводу говорит В. Гейзенберг: «Часто обсуждали так называемые «мысленные эксперименты». Они были изобретены для того, чтобы выяснить какой-либо вопрос, вне зависимости от того, может быть проведен эксперимент или нет. Важно, что эксперимент может быть осуществлен в принципе. Они оказались чрезвычайно полезными» [3, стр. 17], Ранее мы связали вопрос об истинности результатов мысленного эксперимента с его соответствием теории, в которой он построен. Теперь вопрос о формализации мысленного эксперимент;! пнолне естественно связать с формализацией этой теории. Полная формализация содержательной теории предполагает построение определенного формализованного языка, средства которого достаточны для того, чтобы описать все истинные предложения исходной содержательной теории. В таком языке должны быть явно заданы: 1) алфавит, 2) правила образования, 3) правила преобразования, 4) интерпретация. Аксиоматика достаточно формализованной теории может быть подразделена на две группы: логическую и специальную (теоретическую). Выше было показано, что построение мысленного эксперимента существенно зависит от собственно теоретической части теории, в которой он строится. Однако строгое доказательство того, что мысленный эксперимент не является чисто логическим рассуждением (хотя и зависит от логики теории), можно получить лишь имея формальную теорию, представленную вышеуказанным образом. Программа этих работ даже для физических теорий, содержащих изрядную долю математики, еще далека от завершения. Итак, мысленный эксперимент как эксперимент с идеальными и идеализированными объектами, являясь средством оперирования в теоретически возможных, но практически неосуществимых ситуациях, может рассматриваться как специфический прием познавательной деятельности. Существующая прямая зависимость мысленных экспериментов от чисто теоретических частей теорий, в которых они строятся, является серьезным аргументом в пользу того, что метод мысленного экспериментирования не сводим к чисто умозаключающей деятельности. Литература 1. Бор Н. Дискуссия с Эйнштейном по проблемам теории познания в атомной физике. «Избранные научные труды», т. II. М., «Наука», 1971. 2. Бор Н. Можно ли считать квантовомеханическое описание физической реальности полным? «Избранные научные труды» т II М «Наука», 1971. 3. Гейзенберг В. Физика и философия. М., ИЛ, 1963. 4. Г о р с к и и Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий М. Изд-во АН СССР, 1961. 5. 3 и х О. Логические и методологические аспекты эксперимента. В сб.: «Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции». М., ИЛ, 1960. 6. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС, т. 18. 7. М а х Э. Познание и заблуждение. М., 1909. ' 8. М е л е ш и и а А. М. Об изменении изложения «соотношения неопределенностей» в учебниках квантовой механики. «Вопросы философии», 9. Ш т о ф ф В. А. Моделирование и философия. М.—Л., «Наука», 1966. 10. Эйнштейн А., Подольский Р., Розен Н. Можно ли считать, что квантовомеханическое описание физической реальности является полным? «Успехи физических наук», 1937, т. 16, вып. 4. 11. Эйнштейн А., ИнфельдЛ. Эволюция физики. М., «Наука», 12. Popper К. The Logic of Scientific Discovery. Los-Angelos, 1960.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|