Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие ассиметричной информации




Явление, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют другие заинтересованные лица, называется ассиметричностью информации. Возникает неопределенность – недостаток информации о вероятных будущих событиях.

В экономической теории существуют различные точки зрения относительно неопределенности.

1) Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов.

2) Сила рынка как раз и заключается в умении использовать информацию, которая первоначально доступна немногим (Ф.А. Хайек). Предприниматель, обладающий информацией получает возможность извлекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к информации не получат остальные агенты на рынке.

Таким образом, ассиметричность информации представляет собой естественный и объективный феномен, присущий современной рыночной экономике, где все участники сделок никогда не будут равны, с точки зрения информационной обеспеченности.

В результате ассиметричности информации возникают интерналии, т.е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены и документально отражены в содержании сделки, и экстерналии, т.е. издержки или выгоды, получаемые «третьими лицами» (лицами, не участвующими в данной сделке).

Примером положительной интерналии является ситуация, при которой приобретенные в ходе сделок блага обнаруживают такие дополнительные свойства, которые обеспечивают рост благосостояния потребителя. Правда, для продавца эта ситуация выступает в форме отрицательной интерналии, так как он упустил часть возможного дохода.

Широко известен также пример страховых услуг. Люди, обращающиеся в компанию лучше знают состояние своего здоровья, качества имущества, в результате возникает ассиметричность информации.

Существует несколько методов снижения ассиметричности информации. Одним из самых распространенных способов являются рыночные сигналы, под которыми понимается информация об экономическом благе, целенаправленно посылаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Автор этой концепции – М.Спенс. Рыночным сигналом может быть внешний вид изделия, репутация продавца, предоставление гарантийных обязательств, на рынке труда таким сигналом является образование. Еще одним способом снижения ассиметричности информации может стать вмешательство государства.

Неопределенность не следует индентифицировать с понятием риска, представляющего собой такую степень информированности экономических субъектов, когда они знают о вероятных событиях в будущем, однако не знают точно о том, какое именно событие произойдет. Это означает, что для хозяйственных субъектов наиболее предпочтительной является ситуация, связанная с риском, в которой можно обосновать логику экономического поведения, чего объективно сделать невозможно в ситуации неопределенности.

У собственников факторов производства и предпринимателей наблюдается самое различное отношение к риску. Оно зависит не только от реально складывающихся конкретных обстоятельств, связанных с динамикой рыночной среды, но и от субъективно-личностных качеств участников соответствующих сделок и контрактов, их благосостояния, и т.д.

Существует множество критериев для классификации предпринимательских рисков. Рассмотрим некоторые из них.

Глобальный (общегосударственный) риск связан с принятием решений в отношении налоговой, кредитно-финансовой политики на уровне государства. Локальные риски – риски на уровне предприятия.

В зависимости от степени влияния известны следующие виды предпринимательского риска: производственный, коммерческий, финансовый.

Риск банкротства представляет собой опасность полной потери предпринимателем собственного капитала и его неспособность рассчитываться по взятым обязательствам. Понятие, признаки, процедуры банкротства регулируются Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Существует несколько способов снизить риск, или несколько способов страхования. Страхование – процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых.

Объединение риска – это способ его минимизации, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики.

Распределение риска – способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию.

Диверсификация – способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать за счет другой сферы.

Надо также иметь в виду, что существуют не страхуемые риски. Здесь речь идет о слабой предсказуемости природно-климатических явлений, социально-политических катаклизмах и т.п.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных