Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997г., 2000 г.)




 

Одним из первых официальных документов концептуального характера, в котором проблема обеспечения национальной безопасности России нашла свое адекватное и сравнительно полное отражение, является Концепция национальной безопасности Российской Федерации (первая редакция), утвержденная Указом Президента РФ в 1997 г. (далее — Концепция 1997).

Концепция 1997 представляет собой «… политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз …с учетом имеющихся ресурсов и возможностей».

Концепция 1997 содержит основные принципы и направления развития государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, ее цели и задачи и является основой для разработки конкретных программ и официальных организационных документов в области обеспечения национальной безопасности.

В первой части Концепции 1997 дается оценка положения России в мировом сообществе (на момент ее принятия в 1997 г.).

Акцентируется внимание на таких характерных тенденциях современности, как формирование многополярного мира и интеграционные объединения государств с целью совершенствования «… механизмов многостороннего управления международными политическими, экономическими, финансовыми и информационными процессами…».

Подчеркивается особая роль информационных факторов в международных отношениях в условиях обострения межгосударственной конкуренции.

Вместе с тем отмечается, что указанные процессы проходят на фоне сохранения кризисных явлений в российской экономике, сокращения производства, нарастания научно-технического отставания России от развитых стран, усиления ее зависимости от импорта оборудования и технологий, оттока квалифицированных кадров из сферы научного производства.

Здесь же делается заявление об уменьшении опасности прямой, крупномасштабной агрессии против России, что частично противоречит и содержанию самой Концепции 1997. Действительно, на фоне проблем перенаселенности, топливно-энергетического кризиса, других глобальных проблем Россия с ее обширной территорией, запасами полезных ископаемых, выгодным геополитическим положением представляет стратегический интерес для многих мировых государств. Так, например, США в своих доктринах генерируют для России системную и долговременную угрозу, обусловленную стремлением США управлять процессами глобализации исключительно в интересах собственного сохранения и развития. Это приведет к неизбежным столкновениям глобальных интересов США и России, формы и интенсивность которых будут различными: от косвенных и неявных до открытой конфронтации. Ярким подтверждением этому служит принятая в США «Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов», узаконившая возможность решения Америкой международных проблем в одностороннем порядке с использованием силовых методов. Утверждая, что США обладают беспрецедентным могуществом и призваны формировать и обеспечивать международный порядок, принятая стратегия допускает возможность проведения упреждающих действий против враждебных государств, если будет решено, что это государство представляет потенциальную угрозу для Америки или скрывает группу, представляющую такую угрозу. В этом случае США вправе осуществить превентивное вмешательство в отношении соответствующего государства с целью ликвидации угрозы, а в случае необходимости — применить самые жесткие меры силового воздействия, вплоть до «смены режима».

Вторая часть Концепции 1997 посвящена рассмотрению национальных интересов Российской Федерации. Здесь дается официальное определение системы национальных интересов как совокупности «… основных интересов личности, общества и государства…».

Определяются национальные интересы России в различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства: в экономической, политической, оборонной, информационной, духовной, культурной, международной. Национальные интересы в экономической сфере названы ключевыми. Отмечается, что «Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрождение общества, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития экономики и всех сфер жизни». Именно поэтому «Чрезвычайно важным является утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма …».

В заключении второй части Концепции 1997 говорится, что «Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства …».

Третья часть Концепции 1997 посвящена рассмотрению угроз национальной безопасности РФ, среди которых можно выделить:

«…попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира…», что находит свое выражение в «… действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, …, а также в территориальных притязаниях …»;

создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к территории России регионах, что «Даже при отсутствии агрессивных намерений … (представляет) собой потенциальную военную опасность»;

«Расширение НАТО на Восток и превращение его в доминирующую военно-политическую силу в Европе», что создает угрозу раскола континента, крайне опасную в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия и недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира;

технологический отрыв ряда ведущих мировых держав от России и наращивание их возможностей для создания вооружений и военной техники новых поколений, что может привести к качественно новому этапу развертывания гонки вооружений;

плохо контролируемое распространение и возможное использование оружия массового поражения;

широкий спектр угроз, связанных с международным терроризмом.

На этом фоне, подчеркивая сложное экономическое, политическое, социальное положение в России, проблемы в научно-технической и оборонной сферах.

Четвертая часть Концепции 1997 посвящена непосредственно вопросам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Здесь определяются основные направления деятельности общества и государства по обеспечению национальной безопасности России, среди которых:

объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности Российской Федерации во всех сферах их проявления;

определение критериев национальной безопасности, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в важнейших сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, включая информационную и духовную сферы.

Важнейшим условием успешной деятельности по противодействию угрозам национальной безопасности Концепция 1997 определяет своевременное обнаружение угроз и выявление их источников. Это достигается непрерывным отслеживанием, при координирующей роли Службы внешней разведки РФ, политических, военных, экономических, информационных, технологических, социальных и иных негативных внешних факторов, влияющих на национальную безопасность России.

В указанных условиях в деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации возрастает значимость контрразведывательной деятельности.

Решение задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства возложено Концепцией 1997 на систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, основу которой составляют «… органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства». Создание и развитие системы обеспечения национальной безопасности России осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета Безопасности РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральными программами в этой области.

Концепция национальной безопасности РФ (ред. 2000 г.). С целью совершенствования Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в ред. 1997 г.), в 2000 г., во исполнение Указа Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в нее, с учетом накопленного опыта, реальной ситуации и тенденций развития общественных отношений, был внесен ряд изменений, позволивших более определенно и системно подойти к проблеме обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Кратко проанализируем содержание Концепции национальной безопасности в редакции 2000 г. (далее − Концепция) и проведем ее сравнительный анализ с Концепцией в редакции 1997 г. (Концепция 1997).

Первая часть Концепции характеризует положение России в мировом сообществе. Здесь приводится более «трезвая» (сравнительно с Концепцией 1997) оценка политической обстановки в мире, что отражено в выделении таких негативных для России тенденций, как:

«…попытки создания структуры международных отношений, основанных на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США, и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики …». Напомним, в Концепции 1997 утверждается, что «… положение на международной арене характеризуется, прежде всего, усилением тенденций к формированию многополярного мира»;

стремление «…ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения», и повышение роли военно-силовых актов при решении международных проблем. В Концепции 1997, напротив, говорится о тенденциях интеграционного объединения большинства государств и «…совершенствовании механизмов многостороннего управления международными политическими … и информационными процессами», реализующихся на фоне «… попыток создания структуры международных отношений, основанной на односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем мировой политики»;

активизация усилий ряда государств, направленных на «… ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях…»;

обострение проблемы «… терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире…».

Вторая часть Концепции посвящена национальным интересам России. Формулируется их уточненное официальное определение как «… совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической … информационной … сферах …», отличающееся по своему содержанию и объему от определения, данного в Концепции 1997.

Национальные интересы Российской Федерации определены как долгосрочные, что обусловливает их определяющее влияние на основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Отмечается (в отличие от Концепции 1997), что национальные интересы Российской Федерации обеспечиваются «…институтами государственной власти … во взаимодействии с … общественными организациями». Последнее особенно важно, так как официально определяет и закрепляет роль общества и отдельных граждан в обеспечении национальных интересов России.

Третья часть Концепции содержит перечень и характеристику угроз национальной безопасности России, в том числе:

ослабление научно-технического и технологического потенциала России, усиление ее внешней технологической зависимости;

девальвация духовных ценностей, представляющая угрозу «… федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации…»;

несовершенство нормативно-правовой базы;

критически низкий уровень оперативной и боевой подготовки ВС РФ, воинских формирований, выражающийся «… в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой …».

В четвертой части Концепции рассмотрены вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди задач в области обеспечения национальной безопасности, сформулированных в Концепции можно выделить следующие:

своевременное прогнозирование и выявление внутренних и внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников;

обеспечение законности;

принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации.

Решение указанных задач, как подчеркивается в Концепции, предполагает создание «… инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации…».

Неоднозначное отношение вызывает предложение Концепции о «… передаче новых военных технологий в гражданское производство …» с целью развития конкурентоспособных отраслей и производств, расширения рынка наукоемкой продукции, т.к. в этом случае возникают проблемы сохранности и безопасного использования огромного научно-технического потенциала, которым обладает отечественный ВПК. Действительно, с одной стороны, вопросы: «какие новые военные технологии можно передавать в гражданское производство, а какие нельзя?», «в чьи «руки» попадут эти технологии и как будут использованы?» и др., не имеют однозначного ответа.

Но, с другой стороны, конверсия оборонной промышленности имеет и свои позитивные стороны. Принятый в 1998 г. ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» не давал ответа на эти вопросы. Решение данной проблемы требует детальной разработки механизма государственно-правового регулирования всех аспектов конверсии и может быть найдено в рамках обеспечения информационной безопасности Российской Федерации путем формирования и реализации соответствующих правовых режимов указанной информации (сведений о новых военных технологиях), разработки методов и форм контроля их соблюдения и совершенствования механизма юридической ответственности за их нарушение.

Одним из основных направлений в деятельности по обеспечению национальной безопасности России Концепция называет защиту культурного и духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения. В связи с этим Концепция подчеркивает необходимость введения «… запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления …» и противодействия «… негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров» на общественное сознание.

 

 

При подготовке материалов использовалась следующая литература:

Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности». М., 2010.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. М., 2009.

Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.). М., 1992.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997г.). М., 1997.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.). М., 2000.

Карпов, В. И. Теоретические основы обеспечения безопасности личности, общества и государства: учеб. пособие; изд. 2-е доп. и перераб. /В. И. Карпов, О. Н. Новокшанов, Д. Б. Павлов. М.: Юридический институт МИИТа, 2010.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных