Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация опасностей и угроз безопасности




В научной литературе существуют различные подходы к классификации опасностей.

1. Различие опасностей по уровню развития или степени опасности. В данном случае имеется в виду, с одной стороны, насколько актуальна, зрела, остра опас­ность, а с другой, – каков ее масштаб, размеры. Здесь нет чет­кой, а тем более строго количественно выраженной градации, но некоторые качественные различия между состояниями опасности назвать можно.

В самом общем плане можно провести различие между потен­циальной и реально проявляющейся, «нависшей» опасностью.

Пер­вая характеризует абстрактную возможность каких-либо деструк­тивных воздействий, которые, вообще говоря, могут и не проя­виться.

Во-втором случае опасность уже налицо, она действует и заставляет принимать соответствующие защитные меры. В условиях существования земного тяготения всегда есть возможность упасть с той или иной высоты, но нужен ряд условий объективного и субъективного порядка, чтобы эта опасность стала вполне реаль­ной. Само существование вооружений и вооруженных сил создает опасность их применения, возникновения военного конфликта, войны, однако только с определенным развитием военно-полити­ческих отношений, в условиях кризисной международной обстановки эта опасность приобретает реальные очертания. Поэ­тому аналитики иногда говорят о назревающей, возрастающей (усиливающей­ся) и угрожающей опасности.

В этой связи, особенно в политической области, проводят различие между «опасностью» и «угрозой». Сделать это достаточно строго довольно сложно. В обычном словоупотреблении различие оказывается относительным, поэтому и появляются словосочетания: «опас­ная угроза», «угрожающая опасность» и т.д. Однако в теории национальной безопасности в последнее время все больше утверждается предс­тавление о том, что угроза – это конкретный момент в развитии опасности, ее высшая степень. Опас­ность может иметь общий и нередко ненаправленный, безадресный характер, тогда как угроза есть не только обострение опасности, но и обретение ею конкретного, адресного характера. Согласимся с мнением О.Н. Климова, согласно которому опасность по возможности нанесения ущерба интересам объекта безопасности значительно шире угрозы. Угроза носит персонифицированный характер, а опасность идет «широким фронтом», не разбирает, на кого воздействовать. Данную позицию разделяет Д.А. Тукало, который считает, что угроза, не переходящая в опасность, не отрицает безопасности.

Иными словами, опасность может иметь разную степень, исходить из многих источников, действовать по отношению ко многим объектам. Угроза имеет высокую степень обострения, исходит из конкретного источника, имеющего реаль­ную возможность и намерение действовать, адресована конкретно­му объекту.

2. По силе, масштабу, размерам опасности различают ограниченную (частную), локальную, региональную и глобальную опасности. Деление это столь же условно, как и предыдущее, однако и в нем есть определенная нужда в теории национальной безопасности.

Опасность, которая исходит из относительно ограниченных по масштабам природных, социальных, технических источников, которая может нанести ущерб отдельным личностям, отдельным объек­там, техническим сооружениями, можно квалифицировать как ма­лую, ограниченную, частную опасность.

Если действия деструк­тивных сил охватывают значительные территории, значительное количество людей, техники (природные и социальные катаклизмы, особо опасные общественные преступления, крупные столкновения), можно говорить об опасностях среднего уровня, о локальных, региональных опасностях, которые, однако, могут в этих масштабах иметь и катастрофический характер.

Наконец, ес­ли опасность угрожает целым континентам или даже всей планете, всему человечеству, ее можно характеризовать как всеобщую, гло­бальную опасность. Таковой сегодня, например, следует считать опасность мировой ядерной и всеобщей мировой войны, международный терроризм, нарастающую экологи­ческую опасность, а также опасность широкомасштабных – эпиде­мических, пандемических – инфекционных заболеваний типа СПИДа, сибирской язвы и т.д.

Отсутствие опасности вообще, в абсолютном смысле, как уже замечалось, вещь невозможная в реальной действительности. Од­нако отсутствие конкретного вида опасности для конкретной сис­темы на определенном промежутке времени, возможно, если еще не существует или уже не существует соответствующего фактора опасности, либо приняты исчерпывающие меры по его нейтрализации и т.п. Так, пока не было на планете мощной, разнообразной и многочисленной техники, естественно не было и опасностей тех­ногенной природы, современным проявлением которых стала и эко­логическая опасность. Точно так же ядерная опасность практи­чески отсутствовала до появления ядерных средств военного и мирного назначения и т.п.

Проблема предотвращения опасности возникает, когда опас­ность зарождается и существует еще в потенциальном виде, в возможности. Важно не дать этой возможности превратиться в ре­альную действительность. Скажем, всегда есть потенциальная опасность заболеть оспой, холерой, тифом и т.п., а в результа­те ранения – столбняком. Но сделанные своевременно прививки и уколы предотвращают развитие таких болезней. В сфере обеспечения национальной безопасности всегда существует потенциальная опасность резкого поворота событий, неблагоприятного развития обстановки, неожиданных маневров, ударов, контрударов. Предотвращение таких опасностей предпола­гает своевременное их прогнозирование, и принятие необходимых мер, прежде всего – созда­ние резервов, удержание инициативы в своих руках, осуществле­ние упреждающих действий.

Устранение или минимизация опасности является продолжени­ем и более сильным выражением действий по ее предотвращению. Здесь речь идет уже о реально проявляющейся опасности, об уст­ранении, подавлении, ликвидации, резком ослаблении вызывающих ее деструктивных сил (факторов). Например, борьба с коррупцией должна быть действительно борьбой, предполагающей самые жесткие меры против преступных элементов, ликвидацию коррупционных структур. Устранение (исключение) ядерной опаснос­ти, реально угрожающей человечеству, возможно лишь на основе согласованных действий всех ядерных и неядерных государств по ликвидации ядерного оружия, недопущению его распространения, а в перспективе и воссоздания этого оружия. То есть необходимо полное ядерное разоружение под строгим международным контро­лем.

3. По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора возникновении неблагоприятных условий опасности можно разделить на вызов - совокупность обстоятельств не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реагировать на них с целью предупреждения и/или снижения возможного ущерба; риск; угрозу.

4. Касаясь конкретного структурирования всей совокупности опасностей для системы национальной безопасности, следует отметить, что давно известно, что их делят на две большие группы: внутренние и внешние. Соответственно они обусловливают проблемы обеспечения внутренней и внешней национальной безопасности.

Внутренними опасностями для государства, общества в целом принято считать, прежде всего, действия различных социальных слоев и прослоек, различных групп и группировок населения, объединенных общими целями по изменению норм, правил, порядков и механизма функционирования государства, общества в целом, его внутренней и внешней политики. Для этого они создают свои организации, которые в зависимости от конкретных условий действуют легально и нелегально.

Внешние опасности порождаются действиями внешних враждебных сил. Ими могут быть другие государства, их союзы и блоки. Цель их действий - ослабить, раздробить или разрушить данное государство как потенциального или реального врага, соперника, конкурента, захватить его территорию или часть территории, сырьевые ресурсы, изменить государственный строй, или политический режим, навязать ему выгодную им внутреннюю и внешнюю политику.

Деление всей совокупности возможных опасностей для государства (общества) на внутренние и внешние часто обусловливает вопрос о соотношении их роли в процессе обеспечения, или, наоборот - подрыва национальной безопасности. Следует отметить, что указанное соотношение не может быть неизменным, оно постоянно меняется в соответствии с теми изменениями, которые происходят как в самом государстве, так и вне его: в соседних государствах, в регионе, на континенте, в мире в целом.

Угрозы, как и опасности также подвергаются различной классификации.

Все множество угроз по природе возникновения можно разделить на два класса:

объективные (естественные), характеризующие воздействие на объект безопасности процессов, не зависящих от политического руководства страны. Наиболее распространенными естественными угрозами являются пожары, стихийные бедствия, аварии, технологические катаклизмы и др.;

субъективные, связанные с деятельностью политического руководства государства. Среди субъективных можно выделить: непреднамеренные, вызванные ошибочным или непреднамеренным действием руководства государства, например, реформа экономики 1991, 1998 гг. или начало в 1994 году войны в Чечне;

умышленные, являющиеся результатом преднамеренных действий руководителей страны, например, развал Советского Союза в 1991 г.

Угрозы могут быть классифицированы по различным основаниям.

По месту зарождения они делятся на внешние и внут­ренние.

По сферам борьбы: на кон­тинентальном пространстве, в Мировом океане, в воздушно-космичес­кой области.

По масштабу угрозы целесообразно подразделять на гло­бальные, региональные, локальные.

По способу осуществления – на прямые и опосредованные.

По вероятности осуществления – на реаль­ные и потенциальные.

Реальная угроза – это та, которая уже существует или возникнет в ближайшее время. Потенциальной счи­тается угроза, появление которой возможно в перспективе, в связи с неблагоприятным развитием событий. Угрозы могут также носить открытый и скрытный (тайный) характер.

Угроза может быть мнимой, что обусловлено неверной оценкой ин­формации (дезинформацией), когда угроза интерпретируется субъек­том как действительно существующая (при ее реальном отсутствии). Заинтересованная сторона может сознательно дезинформировать оп­понента относительно своих намерений, создавая тем самым страх перед угрозой, которой в действительности нет, и заставляя его, таким образом, проводить ошибочный курс. Например, этим приемом в 80-х годах ХХ века воспользовались США, когда стре­мились убедить советское руководство, что программа «звездных войн» (СОИ) вполне осуществима и американская сторона близка к ее во­площению в жизнь. Делалось это, в конечном счете, для того, чтобы оказать морально-психологическое воздействие на руководство СССР и направить соответствующие НИОКР на решение не­актуальных в то время задач и тем самым ослабить экономический потенциал СССР. Мнимые угрозы, как свидетельствует история «холодной войны», занимают важное место в стратегии межгосударственного противоборства.

Аналитические службы мира выявляют источники угроз обычно на основе анализа альтернативных вариантов (в виде сценариев) развития военно-политической и других видов обстановки. Это связано с ростом динамичности ее развития, а также с неопределенностью и комплексностью самих угроз безопасности. Исследование государственных и других нормативно-правовых документов, научных трудов позволяет выделить основные угрозы безопасности России.

Представляется целесообразным классифицировать их по содержанию направленности, предварительно отметив, что все они носят комплексный характер и во многом зависят от того, каким будет в будущем политическое устройство мира, и что станет в начале XXI века определяющим вместо биполярного мира, основанного на противостоянии двух сверхдержав.

Концептуальные: переход НАТО от целей обороны территории стран-членов Альянса к защите их «интересов и ценностей», что создает возможности для широкой интерпретации этого и принципиально меняет перечень оснований для применения силы (миру навязывается выгодное для Запада расширительное толкование понятий «миротворчество», «международный терроризм») и др.

Прямые и потенциальные военные угрозы: приближение военных группировок, использование аэродромов новых стран-членов Альянса для подготовки к нанесению первого удара, создание и размещение новых систем оружия, политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки и др.

Политические: вмешательство стран-членов НАТО во внутренние дела России; непрекращающиеся попытки воздействовать на формирование ее внешней и внутренней политики; дезинтеграция России; поддержка прозападных сил; противодействие интеграции в рамках СНГ; формирование на постсоветском пространстве блока государств антироссийской направленности, деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

Морально-психологические: проникновение в СМИ России, дезинформация общественного мнения России об опасной сути преобразований НАТО, создание негативного представления о России у мировой общественности, в том числе предпосылок для объявления ее «угрозой международной безопасности»; стимулирование культурного перерождения России, продолжение целенаправленных попыток добиться отказа от традиционных ценностей и др.

Разведывательные: расширение агентурной сети стран-членов НАТО, в том числе через использование легальных структур, организаций «содействия и развития», «фондов помощи», информационных бюро и др.

Экономические: осуществление мер, направленных на разрушение российской экономики и Вооруженных Сил, создание экономической и политической зависимости от Запада; кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов и др.

Научно-технические: расширение использования странами-членами НАТО научно-технического потенциала России для создания новых систем оружия, отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования и др.

Таким образом, полученные нами из анализа сущности и содержания категории «угроза» выводы накладывают особую печать на надежность системы национальной безопасности государства и предъявляют особые требования к тем, кто за это отвечает. Причем в этом случае, всегда необходимо исходить из того, что субъектами безопасности, теми, кто ее организует и обеспечива­ет, во всех случаях являются люди (отдельный человек, социаль­ная группа, общество, государство, его органы и организации), ибо, только они ставят сознательные цели, подбирают средства, используют соответствующие методы.

 

 

Резюме

 

1. В широком плане опасность – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести ущерб или уничтожить индивида, социальную группу, народ, общество, государство и человечество в целом, нанести ущерб благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию науки в целом. В узком плане опасность - это свойство элементов системы «субъект-объект», способное причинять ущерб объектам. Воздействия, способные вызывать негативные нарушения в функционировании объекта национальной безопасности (применительно к объектам национальной безопасности это личность, общество и государство) называются опасностями.

2. Опасность - наличие и действие сил (факторов), которые являются деструктивными и дестабилизи­рующими по отношению к какой-либо конкретной системе. Результатом появления опасности может быть какой-либо ущерб, ухудшающий состояние объекта национальной безопасности и/или условия его жизнедеятельности, а также придающий его развитию нежелательные динамику (характер, темпы) или параметры (свойства, формы и т.д.).

3. Анализ точек зрения на понятие и содержание угрозы показывает, что, в основном, угроза трактуется двояко: во-первых, как способ нарушения безопасности объекта, во-вторых, как возможная опасность нарушения безопасности объекта. В первом аспекте угроза имеет следующие значения: действия, способ совершения действия, способ причинения ущерба. Во втором аспекте термин «угроза» используется в составах создания опасности в качестве определенной разновидности действий по нарушению безопасности объекта.

4. С точки зрения объективно-субъективной связи угроза представляет собой совокупность двух компонент: во-первых, это субъективные намерения, Во-вторых, это объективные возможности причинить ущерб. Применительно к теории национальной безопасности в качестве намерений выступают замыслы субъектов, направленные на причинение ущерба объектам безопасности. В качестве возможностей можно рассматривать наличие у этих субъектов сил и средств, необходимых для реализации этих замыслов.

В настоящее время на Западе в теории и практике решения проблем национальной безопасности, стремясь отойти от военного наполнения понятия «угроза», стали более активно использоваться и такие, как «вызов» и «риск». Они обозначают возможность какой-либо страны, группы стран или явлений угрожать («угроза»), противостоять («вызов») или каким-либо образом мешать («риск») достижению целей национальной безопасности.

5. Любую угрозу характеризуют, по крайней мере, четыре важнейших существенных признака. Во-первых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность. Во-вторых, угроза – это намерение одних субъектов причинить ущерб другим. В-третьих, это демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба. В-четвертых, это динамически возросшая опасность.

6. К наиболее важным свойствам угрозы относятся избирательность, предсказуемость и вредоносность. Избирательность характеризует нацеленность угрозы на нанесение вреда тем или иным конкретным свойствам объекта безопасности. Предсказуемость характеризует наличие признаков возникновения угрозы, позволяющих заранее прогнозировать возможность появления угрозы и определять конкретные объекты безопасности, на которые она будет направлена. Вредоносность характеризует возможность нанесения вреда различной тяжести объекту безопасности. Вред, как правило, может быть оценен стоимостью затрат на ликвидацию последствий проявления угрозы либо на предотвращение ее появления.

 

 

При подготовке материалов использовалась следующая литература:

Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности». М., 2010.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. М., 2009.

Общая теория национальной безопасности: учебник / Под обш. ред. А.А.Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2005.

Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке: монография. М.: Юридический институт МИИТа, 2002.

Зеленков, М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: монография. М. Юридический институт МИИТа, 2013.

Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. Изд. 2-е. Доп. М.: МГФ «Знание», 1999.

Векленко П.В. Опасность: сущность, структура, онтологические смыслы: автореферат дисс… канд. филос. наук. URL: http://bankrabot.com/ work/work_71686.html.

Ветошкин А.Г., Таранцева К.Р. Техногенный риск и безопасность. М., 2001.

Военная политология. М.: Издательство «Красная звезда», 2006.

Гацко М. О соотношении понятий «угроза» и «опасность». URL: http://www.rau.su/observer/N07_97/ 7_06.HTM.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. М.: 1981.

Дмитриев А.П. Основные понятия общей и специальных теорий безопасности // Национальная безопасность / В. Ю. Сизов [и др.]. М., 2003.

Информационная безопасность и анализ угроз. URL: http://bezopasnik.org/article/21.htm.

Климов О.Н. Национальная безопасность России в условиях глобализации (политологический анализ): автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2003.

Манилов В.Л. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль. 1996. № 1.

Ожегов С. И., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

Олейников Е. А., Филин С. А., Видяпин В. И. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е. А. Олейникова. М.: Экзамен, 2005.

Пирумов B.C. Некоторые аспекты методологии исследования проблем национальной безопасности России в современных условиях // Геополитика и безопасность. 1993. № 1.

Словарь терминов по геополитике и национальная безопасность. М., 1998.

Смирнова А.Г. Восприятие угрозы в международных отношениях: в поисках теоретических оснований. URL: http://www.politex.info/content/ view/113/30.

Степанов И.О., Мурашов О.В., Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов вузов / Под общей редакцией Г.П. Артюниной, М.: Академический проект, 2010.

Толковый словарь Ефремовой. URL: http://www.nashislova.ru/ efremovoy2.

Толковый словарь русского языка Кузнецова. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov /32865/опасность.

Тукало Д.А. Современное понимание национальной безопасности: изменение роли военно-политической деятельности (социально-философский анализ): автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2004.

Управление организацией: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Поршева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина. М.: Инфра-М, 2001.

Федораев С.В. Опасности, угрозы и риски развития национальной экономики: методологический аспект. URL: http://www.spbume.ru/up/article /img/uz4_10.pdf.

Хорнби А.С. Толковый словарь современного английского языка (для СССР). Т. 2. M-Z. М.: Изд-во «Русский язык», 1982.

Цуканов В. Х. Экономическая безопасность: сущность, факторы влияния и методы обеспечения: Монография. Челябинск: Челябинский Дом печати, 2007.

Энциклопедический словарь. URL: http://www.dict.t-mm.ru/enc_sl/u/ ugon.html.

Этимологический русскоязычный словарь Фасмера. URL: http://www.slovopedia.com/22/206/ 1638584.html.

Этимологический словарь. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/ Этимологический%20словарь /Опасный/.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных