Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы теоретического уровня познания (идеализа-ция, формализация, математическое моделирование) и их роль в современной науке.




Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, зако-нов и других форм мышления и "мыслительных операций". Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познава-тельного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.

Мышление человека - не чисто природное его свойство, а вы-работанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Исходя из древней философской традиции, следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум.

Рассудок - исходный уровень мышления, на котором опериро-вание абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность после-довательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление. Мышле-ние в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не на его содержание.

Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рацио-нального познания, для которого прежде всего характерны твор-ческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума - диалектика, представленная как учение о формировании и разви-тии знаний в единстве их содержания и формы.

Методы теоретического уровня познания:

1. Идеализация – представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, сторо-ны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механи-ке идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движе-ния. Причем подобная абстракция позволяет заменить в исследо-вании самые различные реальные объекты: от молекул или атомов при решении многих задач статистической механики и до планет Солнечной системы при изучении, например, их движения вокруг Солнца.

Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, идеализация целесообразна тогда, когда подлежа-щие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности, математическо-го анализа.

Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов.

В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, ко-гда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность.

Основное положительное значение идеализации как методе научного познания заключается в том, что получаемые на его основе теоретического построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления.

2. Формализация – особый подход в научном познании, кото-рый заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и опери-ровать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).

Для построения любой формализованной системы необходи-мо: а) задание алфавита, то есть определенного набора знаков; б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова» и «формулы»; в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно пере-ходить к другим словам и формулам.

Важным достоинством данной системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем без непосредственного обращения к этому объекту.

Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею.

3. Моделирование – это изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и заменяющего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на модели-руемый объект – оригинал.

В зависимости от характера используемых в научном иссле-довании моделей различают несколько видов моделирования:

* Мысленное. К этому виду относятся самые различные мыс-лительные представления в форме тех или иных воображаемых моделей.

* Физическое. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу.

* Символическое. Оно связано с условно-знаковым представ-лением каких-то свойств, отношений объекта – оригинала (гра-фики, схемы).

* Численное моделирование на ЭВМ. Эта разновидность мо-делирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования данной модели.

Метод моделирования непрерывно развивается: на смену од-ним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие. В то же время неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания.

Физическая картина мира в ее историческом развитии (натурфилософы, элеатская школа, Платон, Аристотель, средневековая схоластика, классическая, неклассическая и постнеклассическая наука). Роль принципов фаллибилизма, историзма и модернизма в научном понимании мира.

Натурфилософия возникла фактически ещё до появления соб-ственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Конечной целью натурфи-лософии являются уже научно обоснованная и очищенная космо-логия и космогония. Родоначальником собственно натурфилосо-фии были ионийские философы. Ими рассматривались следую-щие основные проблемы: материя и её (атомистическая) структу-ра, гармония (математическая) Вселенной, соотношение вещества и силы, неорганического и органического.

Древнегреческие натурфилософы-материалисты понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строи-тельный материал, из которого строятся предметы мира и стре-мились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первонача-лом, первокирпичиками мира.

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким фи-лософам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в уче-нии о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логи-ческих апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества). Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигать-ся, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерас-члененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет.

Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Согласно Платону «Мир — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим». Космос — цар-ство идей (эйдосов), полных божественого смысла. И мир подчи-няется Идее — живёт, существует и развивается в соответствии с общими закономерностями, теми правилами, что устанавливают идеи.

Идеи — основа всего мира. Они не видны людям и их нельзя почувствовать, так как чувства не позволяют познать истинную природу вещей (вода, деревья и весь остальной материальный мир — существует, но людям остаются неизвестны причина их существования, предназначение, смысл их бытия).

Аристотель учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере Лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тыс. стадий. Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по физической географии.

Идеализм Аристотеля получает в его учении о мирах оконча-тельное оформление:

«Подлунный мир», то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последо-вательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня.

«Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравно-мерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершен-нейшего элемента — эфира.

Эфир (пятый элемент или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Это божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента.

Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и об-ращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог.

В Средние века большое влияние на ход развития научной мысли оказывала религия – Христианство.

Геоцентрическая система К. Птолемея, изложенная им в труде "Альмагест", господствовала в естествознании до XVI в. Она представляла собой первую универсальную математическую модель мира, в которой время было бесконечным, а простран-ство конечным, включающим в себя равномерное круговое движение небесных тел вокруг неподвижной Земли.

Коренное изменение пространственной и всей физической картины произошло в гелиоцентрической системе мира, развитой Н. Коперником в работе "Об обращениях небесных сфер". Прин-ципиальное отличие этой системы мира от прежних теорий состояло в том, что в ней концепция единого однородного пространства и равномерности течения времени обрела реаль-ный эмпирический базис.

Признав подвижность Земли, Коперник в своей теории отверг все ранее существовавшие представления о ее уникальности, "единственности" центра вращения во Вселенной. Тем самым теория Коперника не только изменила существовавшую модель Вселенной, но и направила движение естественнонаучной мысли к признанию безграничности и бесконечности пространства.

Космологическая теория Д. Бруно связала воедино бес-конечность Вселенной и пространства. В своем произведении "О бесконечности, Вселенной и мирах" Бруно писал: "Вселенная должна быть бесконечной благодаря способности и распо-ложению бесконечного пространства и благодаря возможно-сти и сообразности бытия бесчисленных миров, подобных этому...". Представляя Вселенную как "целое бесконечное", как "единое, безмерное пространство", Бруно делает вывод и о безграничности пространства, ибо оно "не имеет края, предела и поверхности".

Новая физическая гравитационная картина мира, опирающая-ся на строгие математические обоснования, представлена в классической механике И. Ньютона. Ее вершиной стала теория тяготения, провозгласившая универсальный закон природы — закон всемирного тяготения.

В 1687 г. вышел основополагающий труд Ньютона "Матема-тические начала натуральной философии". Этот труд более чем на два столетия определил развитие всей естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы основные законы движения и дано определение понятий пространства, времени, места и движения.

Раскрывая сущность времени и пространства, Ньютон харак-теризует их как "вместилища самих себя и всего существующего. Во времени все располагается в смысле порядка последователь-ности, в пространстве — в смысле порядка положения".

Ньютоновская концепция пространства и времени, на основе которой строилась физическая картина мира, оказалась господ-ствующей вплоть до конца XIX в.

Основные положения этой картины мира, связанные с про-странством и временем, заключаются в следующем:

- Пространство считалось бесконечным, плоским, "прямоли-нейным", евклидовым. Его метрические свойства описывались геометрией Евклида. Оно рассматривалось как абсолютное, пустое, однородное и изотропное и выступало в качестве "вме-стилища" материальных тел, как независимая от них инерциаль-ная система.

- Время понималось абсолютным, однородным, равномерно текущим. Оно идет сразу и везде во всей Вселенной "единообраз-но и синхронно" и выступает как независимых материальных объектов процесс длительности.

Неклассическая наука - наука эпохи кризиса классической ра-циональности: теория эволюции Дарвина, теория относительно-сти Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипоте-за Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных науч-ных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон и т.д.

Все чаще объектами исследования становятся сложные, уни-кальные, исторически развивающиеся системы, которые характе-ризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие при-родные комплексы, в которые включен и сам человек - так назы-ваемые "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы "человек-машина", которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д. С такими системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в объект, что связано с решением ряда этических проблем.

Фаллибилизм — направление постпозитивизма, согласно ко-торому любое научное знание принципиально не является окон-чательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпрета-цию. Принцип фаллибилизма пересекается с принципом толе-рантности Поппера.

Понятие «фаллибилизм» было разработано Чарльзом Сандер-сом Пирсом, который утверждал, что в любой данный момент времени наше знание о реальности носит частичный и предполо-жительный характер, есть точка в континууме недостоверности и неопределенности.

Идею развивали Карл Поппер и Уиллард Ван Орман Куайн.

Историзм — принцип рассмотрения мира, природных и соци-ально-культурных явлений в динамике их изменения, становле-ния во времени, в закономерном историческом развитии, предпо-лагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.

 

Особенности научной картины мира и философской картины мира. Необходимость сближения естественно-научного и гуманитарного видения мира (на примере антропного принципа и универсальной эволюции Вселенной).

Научная картина мира (НКМ) представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. Будучи целостной системой, НКМ существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. НКМ не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности. НКМ — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Картина мира - системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. НКМ — не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода.

В ее структуре можно выделить два главных компонента: понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира - это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы).

Понятие НКМ расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний: а) общенаучную картину мира; б) естественнонаучную картину мира и социально-научную картину мира; в) специальную (частную, локальную) научную картину мира.

Первые картины мира выдвинуты в рамках античной философии и носили натурфилософский характер. НКМ начинает формироваться только в эпоху возникновения современного естествознания, в XVI -XVII вв. В общей системе научной картины мира определяющим моментом выступает картина той области познания, которая занимает лидирующее положение. Так, НКМ XVII -XIX вв. строилась на базе классической механики, а современная - квантовой механики, а также теории относительности.

НКМ аналогично всем остальным картинам мира (мифологическая, религиозная, философская), содержит определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире. Главное отличие НКМ от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием.

Основным признаком науки является целая система свойств, которая в некотором специальном сочетании и пропорциях присуща именно научному знанию. Она строится на соединении чувственного и рационального познания. Научные гипотезы должны предполагать либо их подтверждение либо опровержение на основе фактов. С другой стороны, и сами факты должны быть объективными, т.е. проверяемыми и выражающими некоторые закономерности и теоретические модели. Приближая факты к теории, наука рассматривает факты как следствия теорий (дедукция), а теории получает на основе обобщения (индукции) фактов. Единство индуктивных и дедуктивных методов в знании повышают научность этого знания, сближая рациональные и чувственные формы познания.

Один из признаков научности знания – использование математических методов. Математика исследует различные структуры и строит теории об этих структурах – вводит понятия и их определения, аксиомы, доказывает теоремы. Теории о структурах строятся с использованием специальных символических языков и строгих логических рассуждений (логических доказательств). Математическая структура может реализовывать себя в чувственном мире – это уже частный случай структуры, когда элементы структуры даны в виде конкретных наблюдаемых предметов. Но операции, свойства и отношения остаются в этом случае теми же, что и в математической структуре.

Настоящая наука немыслима без научного эксперимента. Эксперимент предполагает некоторое преобразование реальной ситуации, и в этом преобразовании реальная ситуация в той или иной степени приближается к некоторому идеальному пределу. Эксперимент и играет в научном познании роль своего рода “выделителя” предельных состояний из реальных природных ситуаций. Эти пределы обычно называются “моделями” и являются реализациями тех или иных математических структур.

НКМ предполагает, что окружающий нас мир состоит из двух начал – формы и материи. Формы – это различные математические структуры, составляющие закономерный и логический скелет всех процессов и

явлений в мире. Научная картина мира предполагает далее, что структуры-формы облекаются в материю и реализуются таким образом в виде бесконечного разнообразия чувственно воспринимаемых явлений и процессов. Структуры не просто повторяют себя в чувственно-материальном мире, они во многом преобразуются, ослабляются и смешиваются. Поэтому нужен специальный метод, который бы мог позволить увидеть чистые структуры за их материальными реализациями. Это метод эксперимента, метод единства индукции и дедукции, метод математики. НКМ предполагает, что мы можем понять окружающий нас мир лишь в той мере, в какой мы сможем увидеть за ним лежащие в основе формы-структуры. Структурное единство человеческого разума и мира – это условие познаваемости мира, причем, познаваемости его именно через структуры.

Философская картина мира (ФКМ) осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Объект мировоззрения - не мир в целом, но его предмет, т.е. то, что мировоззрение выделяет в объекте, - взаимоотношение мира природы и мира человека - макрокосмоса и микрокосмоса. Отсюда вытекает и круг ее проблем. Каково место человека в мире? Что собой представляет мир в целом? В чем заключается смысл человеческой жизни? Что такое время, пространство и движение?

Философия относится к теоретическому способу освоения мира. Теоретический способ сознательно "отстраняется" от объекта. Субъект теоретического отношения к миру - это человек, познающий мир в понятиях. Философия воспроизводит мир как "духовно конкретное" в мысли, слове. Любая форма философии содержит в себе эту возможность. Следовательно, философское представление о мире изначально содержит в себе знание как свою компоненту. В то же время философия отдает себе отчет в том, что это взгляд на мир человека. Поэтому наряду со знанием о мире она формирует и ценностное отношение человека к миру.

Философия отдает себе отчет в колоссальной сложности постигаемого мира. Даже если он и не безграничен, он все же настолько велик, что для философии остается один путь - понять мир не "вширь", а "вглубь", не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Это позволяет осмыслить ФКМ как системно-рационализированную сов-сть представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.

В качестве системообразующего принципа ФКМ выступает понятие бытия. Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от предельного порога обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости человеческого индивидуального бытия. Именно через это понятие человек пытается осмыслить свое место в мире. Из философского осмысления бытия вытекает представление о мире как всеобщем единстве, которое включает в себя множество (как актуальное, так и потенциальное) вещей, процессов, состояний, структур, систем во всем многообразии их форм (как неорганических и органических, так и социальных).

В перспективе социально-гуманитарные науки ожидает воссоединение с естественно-математическими науками, разработка четкой классификации социально-гуманитарных наук, занятие центральной роли в системе наук. Это обусловлено тем, современное естествознание гуманизуется и гуманитаризуется (в него включается человек), а современное обществознание – математизитуется и компьютеризуется (в него проникают методы естественных наук).

Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания осуществляется в рамках общенаучной картины мира, в качестве основы которой в настоящее время выступает глобальный эволюционизм. Понятия и теории отдельных наук в ней стремятся обосновать с помощью таких фундаментальных современных идей, как принципы системности и самоорганизации (синергетика). Метод диалога при изучении гуманитарных процессов (общения или диалога культур), может быть успешно применен в естествознании при анализе экспериментального метода. Принципы понимания, разработанные гуманитариями, могут быть использованы для анализа особенностей естественнонаучного познания.

Взаимопроникновение естественнонаучной и гуманитарной культур:

1. Устранение оппозиции «объяснение – понимание». В противовес неокантианцам и Дильтею (естественные науки - объясняющие, а гуманитарные –понимающие) финский логик Герман фон Вригдт описал метод гуманитарного и естественного познания единообразно и трёхчастно:

а) «набрасывание смысла» – предположение результата эксперимента или смысла текста;

б) интерпретация – подбор терминов и понятий для фиксации результатов эксперимента или нахождение адекватных смыслов для слов текста;

в) объяснение – подведение результатов эксперимента под закон или указание на причины, почему автор написал именно так.

2. Устранение оппозиции «ценностность – объективизм». Наука не может быть ценностно-нейтральной, ценности в научном процессе - парадигма, стиль мышления, идеалы и нормы научного познания. Наука считается этически нагруженной, а выбор модели поведения учёный осуществляет на основе ценностных ориентаций. Гуманитарии исходят из ценностей и сравнивают свой объект с ними, естествознатели также исходят из системы ценностей, но не сравнивают объект с идеалом.

3. Устранение оппозиции «историчность – внеисторичность знания». Доминирующая концепция глобального эволюционизма требует использовать принцип историзма в науках любого рода.

4. Устранение оппозиции «телеологизм – антителеологизм». Телеологизм распространён на всю Вселенную в форме антропного признака (всё устроено для появления человека).

5. Сходная трактовка объекта исследования – он понимается как самоорганизующаяся система, что позволяет применить принципы синергетики в этих двух классах науки.

6. Перенос концепции диологизма с человеч. отн-ний на отношения человек/природа и человек/машина.

7. Гуманитарный контроль за достижениями научно-технического прогресса и их влияния на биологические и ментально-психические параметры человека.

8. Возникают междисциплинарные комплексы наук: инженерная психология, экологическая этика, математическая лингвистика и т.п.

Антропный принцип (АП) (греч. anthropos - человек) - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным сущ-е тех или иных физ-х объектов - ядер, атомов и т. д. (например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной).

Существуют различные формулировки АП, но чаще всего он используется в форме двух утверждений (1973 Б. Картер): 1. «Слабый» АП: «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». 2. «Сильный» АП: «Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Иными словами, наш мир оказался «устроенным» так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться. Очевидно, что в мировоззренческом плане АП воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума (Протагор, Анаксагор, Бруно, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Тейяр де Шарден, Ф. Крик, Ф. Дайсон, Ф. Хойл и др.). Интерпретации АП: 1. Религиозная - антропные характеристики Вселенной выглядят как «подтверждение веры в Творца, спроектировавшего мир так, чтобы удовлетворить в точности нашим требованиям» (Хойл). 2. Научная - тезисе о принципиальной возможности естественного существования множества миров, в которых воплощаются самые различные комбинации физических параметров и законов, начиная от самых простых стационарных состояний и заканчивая сложными физическими системами (в т.ч. и жизнь в ее многообразных формах). Значение АП возрастает в наше время, для которого характерны космическая активность человека и все более серьезный поворот современной науки к гум-кой проблематике.

Формулировка АП и создание современной картины мира привело к идее эволюции Вселенной. В полной мере эта идея была осознана в середине XX в. На нынешнем этапе развития физической космологии на передний план выдвигается задача воссоздания сценария образования крупномасштабной структуры Вселенной, от самого начала и вплоть до наших дней. Иными словами, она должна включать в себя не только картину возникновения и эволюции галактик, но и звезд, планет и органической жизни.

Космогонический механизм этого общевселенского процесса еще не выяснен, однако ныне ученые значительно продвинулись в понимании естественных путей формирования химических элементов и состоящих из них веществ. Идея эволюции вошла в плоть и кровь современной астрофизики и космологии. Принцип развития стал неотъемлемой частью современного стиля мышления в этих науках - ведущих отраслях новейшего естествознания, имеющих огромное мировоззренческое значение. Именно данные астрофизики и космологии в последние годы доказали эволюционный характер Вселенной.

Современные научные представления о мире формируют новое мироощущение, которое получило название космизм (В.И.Вернадский, Тейяр де Шарден, К.Циолковский, Н.Федоров). Оно рассматривает человечество как закономерную ступень космической эволюции, как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность постичь ее сокровенные тайны. Духовные силы людей начинают рассматриваться не просто как продукт случайного сцепления обстоятельств на планете, затерявшейся в бездне галактик, а как проявление необходимых, но скрытых механизмов, приводящих в движение земную цивилизацию, примиряющих временное и вечное,

Из современников можно сослаться на предложенную Н.Н.Моисеевым концепцию универсального эволюционизма. В процессе естественной эволюции суперсистема "Вселенная" обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы. Эта идея последовательно и всесторонне развивается в русле новой научной дисциплины - синергетики, или теории о саморазвитии сложных и гиперсложных систем, которая обладает значительным мировоззренческим и методологическим потенциалом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных