Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские основания и сущностные черты неклассической науки (конец XIX – первая половина XX в.).




1) философская рефлексия и осмысление особенностей неклассического этапа развития науки (начало XX в. — 70-е годы XX в.). Неклассическая наука возникла в результате научных революций во многих областях классической науки в конце XIX — начале XX в. (создание неевклидовых геометрий, обнаружение логических и семантических парадоксов в теории множеств Кантора, возникновение генетики, развитие неклассической (интуиционистской и конструктивистской) математики и логики, создание неклассических физических теорий — теории относительности, квантовой механики, неклассических теорий в экономике, социологии, языкознании, психологии, медицине, химии, геохимии, геологии и т.д.).

Философские основания неклассической науки формировались постепенно, в процессе отрицания философии и идеологии классической науки, а также по мере достижения максимального их соответствия как содержанию новых научных теорий, так и изменившейся методологии научного познания. Новый каркас философских оснований неклассической науки включал в себя комплекс следующих положений. В области онтологии: в мире объектов имеет место как однозначный, так и вероятностный детерминизм, фундаментальность статистических законов; способность многих объектов к самоорганизации и эволюции; пространство и время — не субстанции, а взаимосвязанные между собой атрибуты материальных объектов и систем, их значения относительны и меняются вместе с движением объектов и зависят от их скорости (или от скорости систем отсчета), в целом реальное пространство искривлено, а характер его искривления зависит от материи (характера распределения гравитационных масс); необходимость в мире равноправна со случайностью, а вместе они дополняют друг друга; целое (свойства системы) лишь частично сводимо к свойствам составляющих его элементов. Гносеологические основания: субъект-объектность научного знания, относительность большинства понятий (зависимость их значений от систем отсчета, условий познания и т. д.), лишь относительная истинность научных законов и теорий; ограниченная область их применения; дополнительность альтернативных гипотез и теорий, имеющих равное право на истину. Опыт (наблюдения и эксперимент) лишь частично доказывает теории, только подтверждая их. Методологический плюрализм. Научное знание частично зависит от принятой учеными системы ценностей, от социальных целей и практических задач. Научное знание ориентировано не на объективную действительность саму по себе, а на ее практическое освоение человеком. Поэтому главным критерием истинности научного знания является практика. Антифундаментализм: наука отказывается от поиска последних и окончательных причин и оснований явлений. Антидогматизм и толерантность: научное мышление основано на критицизме, умеренном скептицизме и априорном доверии ко всем участникам научной

деятельности. Социальные основания: наука — источник не только социального блага, но и социальных опасностей (в частности, больших техногенных рисков); наука должна служить не только обществу, но и отдельному человеку, его безопасности и развитию; наука лишь один из факторов социального прогресса. Большой вклад в разработку философских оснований неклассической науки внесли сами ее создатели — крупнейшие ученые всех областей науки XX в. (А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, Н. Рашевский, Л. Брауэр, А. Гейтинг, Г. Вейль, В. Вернадский, Р. Якобсон, В. Кондратьев, Л. Выготский, Л. Гумилев, В. Налимов, Н. Моисеев и др.). Философия неклассической науки является более мягкой, более релятивной и в то же время более сложной, чем философия классической науки.

В неклассической науке на первый план выходит личность исследователя. Исследователь – носитель определённых, конкретно-исторических традиций, творящий в определённом культурном контексте является творцом науки. Исследователь не просто «фотографирует» объективную действительность, но создаёт свои авторские теоретические модели этой действительности, внося в них в то, что присуще ему как уникальной, творческой личности. Науку создаёт не посредственная, но уникальная, творческая, гениальная личность. Творческое, деятельное, антисозерцательное начало в личности исследователя выходит на первый план. Наука не копия объективной реальности, а результат активного вторжения исследователя в предмет исследования. В связи с этим акцент на психологизме, психологической составляющей научного исследования. Научное открытие происходит интуитивно, отсюда роль интуиции, которая кроется в глубинах психики исследователя, отсюда потребность внерациональной, интуитивной, психологической рефлексии. Исследователь выступает против косной массы, ломающий традиционные стереотипы, отсюда нестандартность, нетрадиционность. Исследователь, ломая стереотипы, создаёт нетрадиционные теоретические модели. Отсюда на первый план в неклассической науке выходят новаторство, преодоление традиции, экспериментаторство, концептуализм






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных