Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Т.1 Воспитательная работа- важнейший компонент образовательного процесса




Особенности воспитания, сущность воспитательного процесса и его структура

Процесс воспитания —целенаправленный и сознательно организован­ный педагогический процесс социального становления личности по овла­дению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправ­ленность и сознательная организованность.

Цель воспитания — способствовать разностороннему развитию лич­ности школьника, то есть создать все условия для самореализации лично­сти в обществе. По Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и са­моразвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельно­сти. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания:

♦ способствовать развитию личности, ее талантов, умственных cnoсобностей и физических сил в полном объеме;

♦ воспитывать уважение к правам человека и его свободе;

♦ воспитывать уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает;

♦ подготовить ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе
понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами;

♦ воспитывать уважение к окружающей природе.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возраст­ных особенностей.

Процесс воспитания имеет свои особенности и представляется более сложным, чем обучение:

♦ Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, за­дач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны
учащимся).

♦ Воспитательный процесс носит многофакторный характер (на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные орга­низации, СМИ, искусство, социально-экономическая ситуация и др.).

♦ Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на со­ставляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.

♦ Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия педагога,
и субъект многообразной деятельности.

♦ Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник,
процесс) — живые люди, они определенным образом ассимилируют все
происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «со­противления воспитанию».

♦ Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех
характер.

♦ Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, пе­реходящим в самовоспитание.

♦ Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания —
воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (сотрудник, ак­тивный участник).

♦ Это процесс противоречивый. Воспитание тесно связано с жизнью:
логика и позиции субъектов воспитания могут быть противоречивыми
в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия
могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско-
обыденном, либо на научном.

Структура воспитательного процесса

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой– с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляют общество к образовательным учреждениям.

Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.

Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.

Операционно - деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей.

Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т. д. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а так же достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, которые полностью присущи и воспитательному процессу.

Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, который характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащихся – это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.). Этот компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов в работе педагогов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования воспитательного процесса. Так, знание причин недостаточной эффективности в воспитательной работе классного коллектива позволяет правильно наметить учебу актива, улучшить работу классного руководителя с учителями-предметниками, с родителями. Выделение основных причин помогает выбрать главное звено в деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных