ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Т.1 Воспитательная работа- важнейший компонент образовательного процессаОсобенности воспитания, сущность воспитательного процесса и его структура Процесс воспитания —целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность. Цель воспитания — способствовать разностороннему развитию личности школьника, то есть создать все условия для самореализации личности в обществе. По Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания: ♦ способствовать развитию личности, ее талантов, умственных cnoсобностей и физических сил в полном объеме; ♦ воспитывать уважение к правам человека и его свободе; ♦ воспитывать уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает; ♦ подготовить ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе ♦ воспитывать уважение к окружающей природе. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Процесс воспитания имеет свои особенности и представляется более сложным, чем обучение: ♦ Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны ♦ Воспитательный процесс носит многофакторный характер (на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ, искусство, социально-экономическая ситуация и др.). ♦ Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя. ♦ Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия педагога, ♦ Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, ♦ Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех ♦ Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. ♦ Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания — ♦ Это процесс противоречивый. Воспитание тесно связано с жизнью: Структура воспитательного процесса Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой– с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляют общество к образовательным учреждениям. Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно. Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом. Операционно - деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей. Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т. д. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а так же достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, которые полностью присущи и воспитательному процессу. Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, который характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащихся – это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.). Этот компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов в работе педагогов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования воспитательного процесса. Так, знание причин недостаточной эффективности в воспитательной работе классного коллектива позволяет правильно наметить учебу актива, улучшить работу классного руководителя с учителями-предметниками, с родителями. Выделение основных причин помогает выбрать главное звено в деятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|