Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Советская и постсоветская философия




После революции 1917 г. пришедшими к власти большевиками были высланы из России виднейшие русские философы — Бердяев, Булгаков и другие (что не помешало им развивать философию в эмиграции). Некоторые, в том числе выдающийся философ и ученый П.А.Флоренский (1882—1937), были репрессированы.

Советская философия приобрела идеологический характер, что вернуло ее к понятию благодати, важному для русской философии, но к благодати не божественной, а атеистической. Это благодать объективных законов развития, которые помогают человеку в его деятельности, поскольку он познает их и следует им. Философия в ее марксистско-ленинском варианте и была ориентирована на познание объективных законов развития природы, общества и мышления, став, по сути своей, служанкой коммунистической идеологии.

Но помимо официального развивались на периферии советской философии и иные направления. Например, М.М.Бахтин (1895— 1975) развил концепцию диалогического познания как познания

субъекта, рассматривавшегося в качестве мыслящего и чувствующего, в форме диалога с ним. Живое и диалогическое знание можно сопоставить в западной гносеологии с концепцией личностного знания М.Полани (1891 —1976), под которым понимается учет индивидуальных переживаний ученого в процессе познания.

Во второй половине XX в. в русской философии возобладала социальная направленность, но не утопическо-коммунистическая, как было в СССР в первой половине века, а критическо-коммунистическая. Вместо того чтобы писать в ленинско-сталинском духе о том, каким будет коммунизм, стало возможно анализировать, каков на самом деле образовавшийся после революции 1917 г. «реальный коммунизм» или реальный социализм, как его называли официально. Реальный социальный строй периода, названного застоем, подвергся резкой критике, в частности, А.А.Зиновьевым (1922—2006) в «Зияющих высотах», хотя позже назван тем же Зиновьевым самым выдающимся периодом в истории России. Сопоставляя социально-философскую критику и ее результаты, Зиновьев ввел в оборот афоризм, часто повторяемый ныне: «Метили в коммунизм, попали в Россию».

А. А. Зиновьев описал законы «реального коммунизма». В условиях, когда цензура не давала возможности свободного исследования социальных явлений в традиционной философской форме, он нашел оригинальную форму изложения — социологический роман. Его произведения в определенной мере возвращают нас к платоновскому диалогу, совмещенному с аристотелевским трактатом.

В конце XX в. усилилась критика того либерального направления, по которому пошло развитие России в постсоветское время. Здесь особенно следует отметить работы А. А.Панарина (1940—2003).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных