Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские представления о совершенном человеке




Во всех культурах существовали свои особые представления о том, каким должен быть совершенный человек. Высшее свое проявление они находили в философии. В Древнем Китае наиболее известна в этом смысле концепция, созданная Конфуцием. Нравственный образец для Конфуция — благородный муж: преданный, искренний, верный, справедливый. «Благородный муж ко всему подходит в соответствии с долгом; совершает поступки, основываясь на ритуале, в словах скромен, в поступках правдив»1. Противоположность благородного мужа — низкий человек. «Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково»2. «Благородные живут в согласии [с другими людьми], но не следуют за ними, низкие — следуют [за другими людьми], но не живут с ними в согласии»3. Стремление к реалистичности привело Конфуция к следованию правилу «золотой середины» — избегания крайностей в деятельности и поведении. «Такой принцип, как «золотая середина», представляет собой наивысший принцип. Люди [уже давно не обладают] им»4.

Понятие середины тесно связано с понятием гармонии. Благородный муж «...[строго придерживается] середины и не склоняется ни в одну сторону. Именно в этом и состоит подлинная сила! Когда в государстве царит порядок, [он] не отказывается от того

1 Луньюй. — Гл. 15, 17 (любое издание).

2 Там же. — Гл. 2, 14.

3 Там же. — Гл. 13,23.

4 Там же. — Гл. 6, 27.

поведения, [какое у него было раньше]... Когда в государстве отсутствует порядок, [он] не изменяет своим принципам до самой смерти»1. Так же отвечали и греческие философы. Но благородный муж не безрассуден. «Когда в государстве царит порядок, его слова способствуют процветанию; когда в государстве нет порядка, его молчание помогает ему сохранить себя»2.

Главная характеристика благородного мужа — человеколюбие (жэнъ). Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла. «Тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять [качеств], является человеколюбивым... Почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успеха»3.

В Древней Греции сформировался идеал совершенного человека, соединяющий в себе умственное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. Воспитание велось в соответствии с принципом калокагатии (от греч. calos — прекрасный и agathos — хороший), соединяющем в себе представления о внешней физической красоте и внутреннем нравственном благородстве. Из Древней Греции пришла поговорка «В здоровом теле — здоровый дух». По Платону, тремя основными добродетелями человека являются мудрость, мужество и умеренность, гармонию между которыми устраивает четвертая добродетель — справедливость. Совершенный человек, по Платону, — это мудрый человек.

Идеал совершенного человека в западном мире и в России формировался на основе христианских представлений. Главным изменением в области этики в эпоху Возрождения было то, что на смену аскетической церковной морали пришел нравственный идеал жизнерадостности и наслаждения, во многом почерпнутый из античности. При этом главным в человеке мыслителями Возрождения считалось творческое измерение. Недаром именно тогда творили такие титаны, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и другие.

Ф.Бэкон, известный своим афоризмом «Знание — сила», и другие мыслители Нового времени поставили на высший пьедестал ученого и способствовали бурному развитию наук, прежде всего естественных. Каким же должен быть результат знания? Через все Новое время проходит идея необходимости гармонии между

1 Древнекитайская философия: в 2 т. — М., 1973. — Т. 2. — С. 121.

2 Там же. — С. 132. 3Луньюй. —Гл. 17,6.

чувствами и разумом человека. Д.Бруно спрашивал: «Почему интеллект вмешивается, чтобы диктовать закон чувству и лишать его собственной пищи? Чувство же, наоборот, почему сопротивляется этому, желая жить по своим собственным, а не по чужим уставам?.. Нет гармонии и согласования там, где есть единственное, где какое-нибудь одно бытие хочет поглотить все бытие»1.

Эпоха Просвещения объемлет XVIII век и понимается в двух смыслах. Во-первых, сами ученые желали быть просвещенными, т. е. много знать и решать возникающие проблемы на основе доводов разума, а во-вторых, они старались просвещать других, распространяя полезные и достойные изучения знания. Характер эпохи особенно проявился в философии И. Канта. Основой нравственности, по Канту, является сознание долга. Оно не вытекает ни из соображений пользы, ни из чувства симпатии и благоволения, а представляет собой свойство разума. Есть различные правила поведения: одни из них выполняются при определенных условиях, другие категоричны, т.е. выполняются при всех условиях. Такой приказ разума воле называется категорическим императивом. Высшая моральная заповедь звучит у Канта так: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»2.

Деятели Просвещения видели, как человек далек от идеала нравственно совершенной личности: «Благодаря искусству и науке мы достигли высокой степени культуры. Мы чересчур цивилизованы в смысле всякой учтивости и вежливости в общении друг с другом. Но нам еще многого недостает, чтобы считать нас нравственно совершенными»3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных