Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Софисты и Сократ. Платон и его учение об идеях. Проблема познания




С середины 5 века оформляются новые воззрения, влиявшие на формирование мысли, вызванные общим развитием мысли народа после персидских войн – с перемещением в континентальную Грецию и ростом значения Афин. С ростом гражданского самосознания политика становится делом гражданина.

Софисты появляются во второй половине 5 в. до н.э. Древнегреческое слово «софистэс» обозначало знатока, мудреца, мастера. Но софистов истина не интересовала. Они учили искусству побеждать противника в спорах и тяжбах. И под софистикой стали понимать искусство представлять черное белым, а белое – черным. Но они были и теоретиками риторики. Софисты учили, что у каждого своя истина, что истина относительна. И что окружающая действительность непознаваема нашим сознанием.

Софистов делят на старших и младших. Старшие – Протагор, например.

Согласно Протагору, невозможно утверждать, что все истинно, поскольку о каждой вещи возможны противоположные мнения. Надо выбирать между мнениями. Человек свободен в выборе. Знаменитый тезис Протагора: «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют».

Протогор утверждает, что ничто не существует само по себе, а возникает только в отношении к другому. Невозможно сказать, холоден ли ветер сам по себе.

Противником софистов стал Сократ. Философ-афинянин, современник Демокрита.

Сократ меняет направление греческой мысли, ставя в центр человека и говоря о том, что его не интересует природа. Его не интересовали и физика с мифологией. Человека он понимает как нравственное существо. Знание – это знание самого себя. Свою миссию он видел в преобщении людей к добродетели с помощью знания, считая, что только это может дать человеку подлинное счастье. Добродетель – это то, чему нужно учиться, и то, что ведет человека к знаниям. Метод Сократа – непосредственный диалог с собеседником. Диалектика, включающая иронию, посредством которой вскрываются внутренние противоречия в речи собеседника, и майевтику – каждый человек уже содержит в себе знание истины, но не осознает ее, пока вопросы не приведут его в противоречие с самим собой. Знания в нас есть, но нуждаются в действиях, которые их пробудят. Единство теории и практики, жизни и философии – главный принцип сократовской философии.

Сократ был казнен по обвинению в порче нравов, непочтении к богам и введении новых богов.
Величайшим учеником Сократа был Платон – центральная фигура античной философии.

Основа его учения – учение об идеях – система объективного идеализма, согласно которому дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе.

Платон первым понял, что история философии – это история борьбы двух видов философов, которые позднее будут называться материалистами и идеалистами. Первые учат, что все произошло благодаря природе – от воды, огня и т.д., а душа появляется только потом. Вторые считают, что все возникло из разума и искусства, и первоначально есть душа, которая первична.

Платон связывает идеализм с теизмом, а материализм с атеизмом.

Платон выдвигает концепцию идей – вечно существующих, аналог демокритовских атомов.

Главное положение – мир, воспринимаемый человеческими чувствами, есть слабое отражение самостоятельно существующих идей – сверхчувственных прообразов вещей, постигаемых только мышлением.

Чувственному миру как нереальному противопоставляется идеальный мир как реальный. Идеальный мир существует вне пространства, он вечен и неизменен.

В идеях заключено то общее, что проявляется в разнообразии отдельных вещей, воспринимаемых вещей. Только идеи существуют вечно, все остальное – тленно. Познание универсальных сущностей человечности тождественно припоминанию у Сократа. Сократ наводит собеседника на то, чтобы он вспомнил то, что в нем уже сидит. Познание – это припоминание.

Припоминание возможно, потому что душа – тоже идея, и когда-то была не в темнице тела, а попав в темницу, она очень многое забыла.

Подражание и причастность – вещь подражает идее (это слабое подражание, вещь рождается вследствие подражания) и существует, поскольку причастна к ней.

Идея является образцом вещи – идея – это идеальная вещь, общим понятием – классом сходных вещей.

Три первоначала космоса: идея – первообраз сущного, божественный ум – демиург, и материя. Бог-демиург из смеси материи и идей творит мировую душу и делит ее на стихии – воздух, огонь, воду и землю. Все составлено из форм разногранных. Космос имеет черты округлого шара – он совершенен, един и единственен. Идея, подражая которой, бог творил мир в начале времен. Время – подвижное отражение вечности – было создано демиургом вместе с божественным космосом. В центре вселенной – земля, солнце и луна = небесные сферы, навстречу им движется неподвижная сфера со звездами, число которых совпадает с количеством душ людей.

Высшее благо – главная идея Платона, которая в космосе не находится. Благо дает всем вещам бытие, хотя само – за пределами существования, превышая его достоинством и силой. Вроде солнца. Благо – это идея идей и бытие бытия. Благо – предел сам по себе, и само этого самого. Бог, природа и субстанция – это три разных имени для одного и того же, ибо не нуждается ни в чем для своего существования.

По Платону познание мира осуществляется не только через чувства, но и через понятия, которые можно оторвать от чувств. Чувственные вещи изменчивы, знание должно быть в понятиях, выражающих нечто неизменное. О вещах не может быть знания из-за их изменчивой природы.

Платон не был систематическим мыслителем. Существует целый ряд несоответствий, даже в трактовке идеи. Например: Платон поясняет отношение идей и вещей. Пещера открыта миру, в ней сидят узники, спиной к выходу. Мир для них – это то, что они видят на стене перед собой. Перед пещерой горит костер, он дает дополнительный свет. Между костром и входом в пещеру проходят люди, животные. Их тени появляются на стене пещеры = это то, что мы называем «вещи». Если вытащить узника, чтобы он увидел вещи такими, какие они есть, и вернуть обратно, и он был начал рассказывать всем о мире, ему бы не поверили, так же, как не верят Платону. = насколько велико привычное, сила привычности. В таком положении оказывается философия по Платону.

Платон.docx






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных