Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рационализм Р. Декарта. Рациональное сомнение и принцип cogito. Учение о методе.




Декарт получил классическое образование, но видел классическую науку «бесплодной и никчемной». Он считал, что методы науки должны отвечать подлинным целям, а не болтовне и не победе в споре. Обеспечить благополучие и достоинство человека – как свидетельство выхода человека к истине («знание – сила»).

Любовь к математике дала Декарту зримое убеждение в том, что возможна некая интеллектуальная деятельность, которая ведет к достоверному результату. /Декарт - создатель аналитической геометрии, попытка дать первую глобальную физическую концепцию мира/. Убедительность доказательств заключается в ясности и отчетливости ума - то, что истинно, то ясно и отчетливо. *вообще говоря – это психологические характеристики. Для Декарта это нечто большее: свидетельство того, что заговорил ум, вложенный Богом в наши головы*.

Декартовское сомнение призвано снести здание прежней традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания — культуры рациональной в самом своем существе. Он ставит вопрос: что можно найти самого достоверного, истинного, ясного и неопровержимого? Самым неопровержимым тезисом он находит «Мыслю, следовательно, существую». Сомнение – это форма мысли, значит, немыслимо вне бытия, поэтому бытие активируется сомнением. Декарт использует выражение «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum») для того, чтобы подчеркнуть требования человеческой мысли, т.е. ясность и отчетливость, к которым должны стремиться другие виды знания.

Почему же для него сомнение проходит? Потому что оно оказывается неуловимым чисто логически: Единство наук свидетельствует о единстве разума, а единство мысли - о единстве метода. Если разум - это res cogitans, уцелевший в горне тотального сомнения, то бессильны злой гений и обман чувств, а ясность и отчетливость останутся неопровержимыми постулатами нового знания.

"Всю философию можно сравнить с деревом, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветки, растущие из этого ствола, - все остальные науки, которые сводятся к трем основным: медицине, механике и этике - я имею в виду наиболее высокую и совершенную этику, которая при условии цельности знания является самой высокой ступенью мудрости. И как плоды не собирают ни с корней, ни со ствола, а лишь с ветвей, так и главная полезность от философии зависит от тех ее частей, постижение которых возможно лишь в самую последнюю очередь". Декарту важно добраться до корней, чтобы впоследствии можно было собрать зрелые плоды, для чего и послужит метод.

Учение о методе: Декарт хочет предложить, как он сам пишет в "Правилах для руководства ума", "четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное и, избегая бесполезных умственных усилий, постепенно увеличивая степень знания, приведут его к истинному познанию всего того, что он в состоянии постичь".


  1. Правило очевидности: "Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению". Это не просто правило, но фундаментальный нормативный принцип, именно потому, что все должно сводиться к ясности и отчетливости, в чем и заключается очевидность.

  2. Правило анализа "Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения".

  3. Правило синтеза: «…располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

  4. Правило контроля: "…делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено". Итак, перечень и обзор: первый контролирует полноту анализа, второй - корректность синтеза.

 

Продуманный так метод следует применять к философскому познанию: начать с методического сомнения и поисков истины наиболее очевидной – не в том, чтобы подвергнуть сомнению все, а дойти до такого пункта, в котором уже нельзя сомневаться.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных