Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метафизика Р. Декарта, его дуализм. Физика и антропология.




Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только Бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются «лишь в обычном содействии Бога», от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций — духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции — ее неделимость, важнейший признак материальной — делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и Средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций — это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание — модусы мышления; фигура, положение, движение — модусы протяжения. Бог у Декарта – не из религии, а образ совершенного. Две субстанции независимы друг от друга, но не от Бога.

Таким образом, духовный мир - это res cogitans (вещь мыслящая), материальный мир - res extensa (вещь протяженная). Все остальные свойства - например, цвет, вкус, вес и звук - Декарт считает вторичными, потому что относительно их нельзя иметь ясную и отчетливую идею. Отнести их к материальному миру означало бы не выполнить методических правил. Между res cogitans и res extensa нет промежуточных ступеней. Как человеческое тело, так и царство животных должны получить наравне с физическим миром удовлетворительное объяснение в терминах механики, вне какой бы то ни было магико-оккультной доктрины. Декарт утверждает: "Природа материи, взятая в целом, заключается не в том, что она состоит из твердых и тяжелых тел, имеющих определенный цвет или воздействующих на наши чувства каким-нибудь способом, но лишь в том, что это - субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину. <...> Ее природа заключается только в том, что это субстанция, имеющая протяженность".

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта Бог, который вносит в природу движение и обеспечивает постоянство всех ее законов.

И человеческое тело, и животные организмы функционируют на основе механических принципов, регулирующих движение и отношения. Вразрез с теорией Аристотеля о душе, из растительного и животного мира исключается всякое живое начало (растительное или чувственное). Декарт отказывает организмам в автономном жизненном начале - и растительном и чувственном, будучи убежден, что если бы они имели душу, то обнаружили бы ее с помощью слов, "единственного знака и надежного доказательства мысли, спрятанной и запертой в теле".

У Декарта телесное и духовное – это разные сущности. Специально для человека приходится изобретать теорию, что в дальней части мозга возможно взаимодействие духовного и материального: в отличие от всех существ, человек объединяет в себе две субстанции, res cogitans и res extensa, являясь местом встречи двух миров, или, в традиционных терминах, души и тела. Душа не отождествляется с жизнью в градации ее типов от растительной до чувствующей и рациональной. Душа - это мысль, а не жизнь, и отделение ее от тела не означает смерть, которая обусловлена причинами физиологического порядка. Душа непротяженна. Душа и тело - две реальности, не имеющие ничего общего.

Однако наш опыт свидетельствует о постоянном взаимопроникновении этих двух субстанций, как видно из факта произвольных перемещений тел и ощущений, отражаемых в душе. Чтобы разобраться в этих трудностях, Декарт пишет "Трактат о человеке", в котором пытается дать объяснение физическим и органическим процессам, предвосхищая современную физиологию.

Он начинает с воображаемой ситуации, будто Бог создал из земли статую, похожую на наше тело, с теми же органами и теми же функциями, кровообращением, дыханием и движением животных духов. Он сравнивает теплоту крови с огнем без света, который, проникая в полости сердца, сохраняет его надутым и эластичным. От сердца кровь проходит к легким, освежая дыхание, вводя воздух. Пары крови из правой полости сердца проникают к легким через легочную артерию и медленно нисходят в левую полость сердца, вызывая его движение, от которого зависят все другие движения организма. Омывая мозг, кровь не только питает мозговую субстанцию, но также производит легкое дуновение, живое и чистое духовное пламя". Артерии, транспортирующие кровь к мозгу, разветвляются в ткани, а потом собираются вокруг маленького органа, называемого "мозговой железой" (glandula piencalis). Она расположена в центре мозга, где находится душа.

Декарт поместил душу "главным образом" в маленьком органе - мозговой железе. В свою очередь, душа управляет жизнью духов, как клапан в электрическом ламповом усилителе: через них - движением тела. Эта теория оставляла две трудности, наиболее серьезная из которых состояла в том, что витальные духи (имеющие протяженность) двигали тело с помощью толчка, но и сами, в свою очередь, приводились в движение толчком, но как могла непротяженная душа толкать протяженное тело?

Тема дуализма и возможного контакта res cogitans с res extensa в дальнейшем была углублена в трактате "Страсти души", с уточнениями этического плана. По Декарту, существует 3 группы страстей: физиологические, психологические и моральные (связанные со свободной волей). Человек должен руководствоваться не эмоциями и вообще чувствами, но разумом, который один только может оценить и, следовательно, указать, какие эмоции следует принять, а какие - отвергнуть. Мудрость заключается в возведении ясной и отчетливой мысли в ранг жизни. Жизненное правило Декарта – побеждать скорее себя самого, чем судьбу, изменять свои желания, чем миропорядок. Глупо верить, что все в нашей власти (кроме нашей мысли).

Бэкон.docx

11. Эмпирическая философия нового времени. Ф. Бэкон. Программа «великого восстановления наук». Концепция идолов познания.


Для эмпиризма ум - это то, что взрастает на работе опыта. Душа – это чистая доска, и природа пишет на ней свои письмена. Для рационалистов ум – это сущность, самоданное, от опыта не зависящее (у Декарта: ум от Бога). Ценность разума – в его искусстве извлечения истины из опыта, разум сам по себе истины не содержит. Опыт имеет основополагающее значение – нет опыта – не будет разума и знания. Опыт – центральная категория эмпиризма. Опыт обнаруживал в себе вкрапления – примеси того, от чего надо избавиться. Например, мы пользуемся словами, говоря об опыте, то есть имеем дело с проинтерпретированным опытом. Главное – перейти от опыта к тому, что мы делаем умом. Это делается на базе индуктивных действий – формируются принципы нашего собственного познания, как мы начинаем обладать умом. Ум взрастает на почве работы с опытом. Ум в конечном счете обязан опыту, извлечен из опыта. При этом и рационалисты и эмпиристы не отрицали разума и опыта, и на вопрос «Что важнее – ум или опыт?» ответили бы «ум», а разница подхода только в том, содержит ли разум изначально в себе истину. В некотором роде, и эмпиристы, и рационалисты нового времени были «рационалистами».

Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Как и большинство мыслителей протестантской ориентации, Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в Средние века. Цель научного знания — в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой.

Для Бэкона Наука — средство, а не цель сама по себе: «знание – сила». Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью. (Примеры проектов Бэкона: изобретение способа ускорить созревание зеленого горошка, увеличить срок хранения фруктов, создать сплавы с более юзабельными качествами). Главная задача философских занятий – «великое восстановление наук», понимаемая Бэконом как всесторонняя реформа существующего знания. Условия реформы науки: 1) усовершенствование методов обобщения, образования понятий – установление индуктивного метода; 2) очищение разума от заблуждений – идолов, мешающих познанию:

ИДОЛЫ РОДА – предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Мы - кривое зеркало природы, которым мы меряем ее. В применении к природе лишен смысла вопрос цели. Цель вносим мы. мы вносим в природу многое, присущее только нам. Заблуждения, обусловленные общей для всех людей природой.

ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ – образ: каждый из нас выходит из какой-то пещеры - получает образование, воспитание. Мы отличаемся друг от друга, один другого может не понять. «Не все мы изучаем единый мир, а каждый из нас изучает свой мир». В процессе познания человек упускает то, что он познал в только своей пещере. Заблуждения, присущие не человечеству в целом, а отдельной личности.

ИДОЛЫ РЫНКА - заблуждения, проистекающие из необходимости пользоваться словами с уже готовыми значениями, которые мы не воспринимаем критически. (принимаем не критически). = власть слова: «слово имеет значение и я привычно им пользуюсь, но правильно ли это значение. Я пользуюсь им как чем-то готовым, но у меня нет критического испытания этого значения. Заблуждения от неточного, неправильного употребления слов.

ИДОЛЫ ТЕАТРА – авторитеты. Сила авторитета.В эпоху Бэкона авторитарность мысли была величайшим препятствием на пути познания мира. Заблуждения, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями.

И хотя освободиться от всех идолов скорее всего невозможно, осознание и выделение их – уже большой прогресс.


12. Ф. Бэкон. Теория познания и учение о методе.

Для Ф. Бэкона объект познания – природа, задача познания – исследование природы, цель познания – господство человека над силами природы. Процесс познания осуществляется в 2 этапа: 1) осведомление чувств и 2) суждение разума. Однако, чувства не все замечают, а иногда и обманывают нас. Разум же многое привносит «от себя» под влиянием идолов. После освобождения разума от "идолов" для восприятия природных форм следует посмотреть, какими путями, с помощью каких процедур и какого метода достижима эта цель.

Для того чтобы овладеть природой и поставить ее на службу человеку, необходимо, по убеждению английского философа, в корне изменить научные методы исследования. В Средние века, да и в античности, наука, по мнению Бэкона, пользовалась главным образом дедуктивным методом, образцом которого является силлогистика Аристотеля. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, считает Бэкон, не является результативным, он мало подходит для познания природы – наука сразу взлетает от наблюдения фактов к высоким абстрактным положениям. Это очень порочно и недостоверно. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, т. е. двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит «наведение») была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон.

Нужна процедура исследования, состоящая из двух частей: "Первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая - в выведении новых экспериментов из аксиом". Но что нужно сделать, чтобы извлечь аксиомы из опыта? Так как полная индукция возможна не всегда, следует принять индукцию через элиминацию: сначала провести индукцию – перечисление всех случаев наблюдения некоего свойства, затем провести элиминацию – исключение необщего свойства. (Бэкон предлагал составлять сначала "таблицу присутствия", затем - "таблицу отсутствия", где регистрируются сходные случаи, в которых, однако, данное явление не присутствует).

Бэкон использует добытую таким путем первую гипотезу как руководство к дальнейшему исследованию через дедукцию и эксперимент. Из имеющейся гипотезы выводят факты, затем проводят эксперименты в разных условиях с целью проверить, подтвердятся ли факты, предполагаемые гипотезой. Создается нечто вроде поисковой сети, серии "расследований", вынуждающих природу ответить. С этой целью Бэкон придумывает богатый набор экспериментальных технических средств (или прерогативных инстанций).

**пафос метода заключается в возможности создать универсальную логику «открытий», которая поведет нас к истине, как-бы «механически»: за счет операций, сопоставлений, мы движемся совершенно однозначно к определенным результатам, и «законы» природы будут действительно открываться, а не придумываться. Мы должны обладать таким инструментов, который бы уравнял талантливых людей и посредственностей. Казалось, что такая логика может быть изобретена.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных