Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Дж. Локка. Учение о человеке и познании




 

Локк первым сформулировал основы эмпиризма, разработал сенсуалистическую теорию познания.

Шедевром Локка стал знаменитый «Опыт о человеческом разуме» - его основное философское произведение, результат почти двадцатилетнего труда, опубликованный в 1690 г.

В зоне интересов Локка были три темы: а) гносеология; б) этико-политические вопросы; в) религия. К ним можно добавить и четвертый предмет – педагогику.

Бэкон писал, что необходимостью является «введение лучшего и более совершенного применения разума». Локк сделал эту задачу программной и реализовал ее. Однако для него важно было исследовать сам разум, его способности, функции и пределы. Задачей становится определить пределы, в которых человеческий разум может и должен действовать, а также границы, за которые нельзя выходить.

«Знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности. Когда мы будем знать свои силы, будем лучше знать, что можем предпринять с надеждой на успех… Наша задача здесь – знать не все, а то, что важно для нашего поведения».

«…Первый шаг к разрешению различных вопросов, с которыми почти наверняка должна была столкнуться человеческая душа, состоит в исследовании нашего собственного разума, изучении своих собственных сил и того, к чему они применимы».

Концепция Локка утверждает, что идеи происходят из опыта и поэтому опыт – предел познания.

И у Декарта, и у Локка идея утрачивает античное значение формы и субстанциональной сущности. Однако Декарт стоял на позиции врожденных идей. Локк, наоборот, отрицает любую форму врожденности и стремится доказать, что идеи приходят только из опыта.

Концепция Локка имеет следующие положения: 1) не существует ни врожденных идей, ни принципов; 2) ни один человеческий разум не способен сформировать или изобрести идеи, равно как не может уничтожить уже существующие идеи; 3) источником и одновременно пределом разума является опыт.

Критика врожденных идей рассматривается Локком как определяющий момент. «…Абсурдно утверждать, что маленькие дети или умственно отсталые обладают этими принципами "врожденно", но о них не ведают…»

«Говорить, что какое-либо понятие запечатлено в сознании, в душе, и одновременно заявлять, что душа о нем не знает и до сих пор никогда об этом не догадывалась, означает превратить его в ничто».

Утверждение о врожденных моральных принципах опровергается тем фактом, что некоторые народы ведут себя прямо противоположно подобным принципам, т.е. совершают злодейские с нашей точки зрения поступки и не чувствуют при этом никаких угрызений совести.

Локк исключает, что разум мог бы создать идеи. Наш разум может разными способами комбинировать получаемые идеи, но никоим образом не может сам производить даже простые идеи, но если они есть, он не может их разрушить.
Значит, разум получает материал познания исключительно из опыта. Душа думает только после получения такого материала.

Опыт бывает двух типов. Есть внешние материальные предметы и внутренняя деятельность души и мыслей. Отсюда – два разных типа простых идей. Из первого происходят ощущения, полученные как от одного органа чувств (например, идеи цвета, звука, вкуса), так и от нескольких чувств (например, идеи протяженности, фигуры, движения и состояния покоя). Из второго происходят простые рефлексивные идеи (например, идея мышления и хотения, либо простые идеи, как идея удовольствия, боли, силы и т.п.).

Идеи находятся в уме человека, однако вовне существует нечто, имеющее способность производить идеи в разуме. Такую способность вещей вырабатывать в нас идеи Локк называет «качеством».

Такое различение Локк вводит для понимания теории первичных и вторичных качеств. Первые представляют собой «первичные и реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т.е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя...)». Вторичные «представляют собой комбинации первичных качеств», такие, например, как вкус, цвет, запах и т.п. Первичные качества являются объективными в том смысле, что соответствующие им идеи, вызываемые в нас, - суть точные копии предметов, существующих вне нас. В противоположность им вторичные качества – цвет, запах, вкус – носят субъективный характер в том смысле, что не отражают объективных свойств самих вещей, хотя и вызываются ими.

Получая простые идеи, наша душа пассивна; но уже получив такие идеи, она имеет возможность совершить с ними различные действия, в частности может комбинировать идеи друг с другом и таким образом формировать сложные идеи.

Некоторые простые идеи всегда соединены друг с другом. Положим, есть некий субстрат, из которого образуются идеи – «субстанция». Локк не отицает существования субстанции, он отрицает тот факт, что мы имеем о них ясное представление. Из нашего опыта мы узнаем о качествах, а субстанция – это носитель качества, и мы не можем его постигнуть. Мы и предмет не постигаем в едином акте – мы складываем те качества, которые воспринимаем. Субстанция – это и не конкретный предмет, а некий субстрат, некая опора, основание для единства всех предметов. У нас нет инструмента для точного познания этого предмета. Получается, что есть идея субстанции, но никакой ясности и отчетливости по отношению к ней быть не может.

Для локка идеи – это материал познания, при этом он отмечает, что сами по себе идеи – еще не есть познание, потому что они вне критериев истинности и ложности, они возникают благодаря воздействию предметов. Познание – понимание связи согласованности или несогласованности идей. Первый способ познания – интуиция (в постижении согласованности идеи) – явление непосредственной очевидности. Второй способ – доказательство понимания с помощью дедукции, выводов и т.д. То есть, рефлексия. Рефлексия существует, чтобы мы установили связи там, где согласованность идей не является непосредственной очевидностью.

ЛОКК – ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЙ ОТМЕЧАЕТ ТЕСНУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА. «Слова означают не сами вещи, а именно идеи вещей». Учение о языке основано на учении о первичных и вторичных качествах. Только первичные качества являются точными копиями вещей. Часто идея, которая обозначается словом, не вполне ясна – язык нуждается в прояснении.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных