Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-философские и политические взгляды Дж. Локка




 

Социально-философские и политические взгляды Локка во многом основаны на критике теории врожденных идей. Коль скоро не существует врожденных идей – а к ним относятся и моральные принципы – нет никаких врожденных принципов и законов. То, что определяет наши поступки – это поиски благополучия и счастья. Действия мотивированы ощущением недостатка, нехватки, и теми ощущениями, которые мы с этим связываем.

«…Не достижение большего блага побуждает человека действовать, …а некоторое чувство неудобства… Именно оно время от времени определяет наши стремления и подвигает нас на действия. Мы можем назвать это чувство желанием или стремлением, ибо оно представляет собой беспокойство души, стремящейся к отсутствующему благу».

Свобода больше не рассматривается Локком в смысле «свободы выбора». Свобода заключается не в «хотении», а в «возможности и способности действовать и воздерживаться от действий». Кроме того, человек обладает способностью «держать в подвешенном состоянии» осуществление своих стремлений для того, чтобы внимательно изучить и взвесить все доводы, а значит, усилить конкретную способность.

Этика Локка может быть только утилитаристской.

Законы, с которыми люди обычно сообразуют свои действия, бывают трех типов: Божественные, гражданские, и законы общепринятого мнения, или репутация. Если судить человеческие поступки по критериям первого типа законов, то их называют грехами либо обязанностями, долгом; судимые по критериям второго типа - преступными или безвинными; третьего типа законов - добродетелями или пороками.

На основе морали появляется закон-откровение, который Локк пытается совместить с таким законом, который может быть открыт самим человеческим разумом.

В своих политических произведениях Локк развивал теорию либерального конституционализма. Локк уверен, что монархия не основана на Божественном праве.

17-18 век – время пересмотра учения о возникновении государства, божественном происхождении монархии.

Например, Томас Гоббс создает «теорию общественного договора» в трактате «Левиофан». Там описывается естественное состояние – догосударственное – война всех против всех. Ставится под вопрос аристотелевское определение «человек социальный, политический». Общественный договор – это новая стадия, возникает не путем эволюции, а радикальным изменениям.

У Гоббса человек – зло и эгоизм, который ищет только удовлетворения своих потребностей. Избрание правителя – путь к борьбе с хаосом. Общественный договор – не между подданными и правителями, а между подданными (правитель выведен за пределы). Избавление от ужасов естественного состояния предполагает силу меча (у Гоббса). Правитель не ограничен никакими правами подданных – Гоббс отрицает право подданных на восстание.

У Локка – иначе. Общество и государство рождаются на основе естест права, совпад со здравым смыслом: поскольку все люди равны и независимы, «никто не должен причинять ущерба жизни, здоровью, свободе и имуществу других людей». Следоват, «естественными правами» являются: право на жизнь, право на свободу, право на собственность и право на защиту этих прав. Здесь основой происхождения Государства является здравый смысл.

Объединяясь в общество, граждане отказываются только от одного права – защищаться каждый по-своему (на свой страх и риск), но этим они не ослабляют, а упрочивают остальные права.

Государство обладает властью издавать законы (законодательная власть), заставлять их исполнять и следить за выполнением (исполнительная власть). Пределы власти государства устанавливаются теми самыми правами граждан, для защиты которых оно и было создано. Поэтому граждане сохраняют за собой право восставать против государственной власти. Правители ответственны перед народом.
Локк считает, что государство не должно вмешиваться в вопросы религии. А поскольку веру нельзя насаждать силой, необходимо культивировать уважение и терпимость к различным вероисповеданиям: «Терпимость по отношению к тем, кто расходится с вами в вопросе религии, созвучна Евангелию и соответствует здравому смыслу, поэтому чудовищно, когда люди нетерпимы».

Юм.docx






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных