Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психоанализ. Его истоки, основные модели и понятия. Философия культуры З. Фрейда




 

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский психолог, невропатолог и психиатр, основатель психоанализа.

Психоанализ – разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Хотя многие психоаналитики не признают связи психоанализа с философией, учение Фрейда включало в себя создание особой психоаналитической философии.

Психоанализ связан с попыткой найти выход из философских тупиков позитивизма, ориентированного исключительно на естественнонаучное знание, и иррационализма, апеллирующего к интуитивным догадкам.

Организационно психоанализ начал оформляться в 1902 г, как небольшой кружок единомышленников, затем он перерос в Венское психоаналитическое общество, а позднее распространился во многих странах Европы.

Психоаналитическая философия ориентирована прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов психики, принципов развертывания жизнедеятельности индивида и мотивов поведения личности.

Психоанализ опирается на гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики. Ранее психология исходила из того, что сознание – это и есть вся психика, а вся психическая деятельность описывается в терминах сознания. Фрейд и последователи считали, что психика есть нечто большее, двухэтажное – есть сознание и нечто, что является психикой, но в сознание не включается – бессознательное.

*не Фрейд открыл бессознательное, но именно он ввел эту категорию бессознательного в общечеловеческий оборот. Он это сделал в частности пытаясь понять несоответствие этажей психики и как сознание определяется подсознательным*.

Психика понимается как состоящая из трех слоев: Оно, Я, Сверх-Я. Оно представлено в качестве унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, напоминающие старых демонов и выражающие безотчетные движения человека. Сознательное Я – это посредник между Оно и внешним миром, субъект контроля, но только пока есть суперэго, которое есть высшая инстанция, олицетворяющая императивы долженствования и запреты социокультурного характера. Я реализуется в системе внешних запретов и считает все то, что идет «снизу» - нечистым, запрещенным, внекультурным. Я оказывается в тисках многообразных противоречий, являясь «несчастным», подверженным троякой угрозе – со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я.

Невроз возникает из невозможности избежать воздействия этих импульсов на сознание, которые в лучшем случае уходят в область бессознательных неразрешенных конфликтов. Способ борьбы с импульсами – культура, так как обеспечивает СУБЛИМАЦИЮ, преображение и облагораживание импульсов – перенаправление их в те каналы, в которых они уместны, так как прямое удовлетворение желания оказывается невозможным. Мы позволяем импульсам выскочить, но даем им приемлемое направление – эстетическое творчество.

Психоанализ как раз и ставит своей задачей помощь в переводе нуждающимся бессознательного в сознательное. Его техническими средствами служат выявление и анализ патогенного материала, получаемого в процессе расшифровки «свободных ассоциаций», толкования сновидений, «ошибок» - описок, оговорок, и всяких «мелочей» жизни, на которые обычно не обращается внимание.

Познание бессознательного является в психоанализе неким припоминанием того, что заложено в памяти. Психоанализ связывает настоящее с прошлым человека. Описывать человека исходя из его детства – отличительный маркер фрейдизма.

*Декарт как философ стремился создать себя заново – отряхнуть от уз детства. Философия декарта – философия взрослого человека – некий поступок, направленный на взросление. Потому что для декарта детство человека – это состояние несвободы, когда он видит мир несвоими глазами и полностью зависим. Надо приложить усилия и вновь родиться самому. Вся рационалистическая парадигма сводится к уходу от детства.*

Фрейду принципиально важно вернуться к детству. Мы вернемся к детству, чтобы освободиться от него и повзрослеть. ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ. Есть идеальный тип человека прошлого, который переживает «комплексы» - прострации, эдипов комплекс. Для Фрейда это архетипическая модель детства человека. = противостояние сына и отца, неестественная любовь к матери и невозможность ее реализовать. Что такое – муки совести, которые обнаруживают себя? – в преступлении, которое совершено. **надо излечить комплекс – взрослый человек рассматривал содеянное как преступление, рассматривал себя как уникального – на самом деле все такие, и у всех одинаковые комплексы. = несоответствие сознательного и бессознательного.

Фрейд хотел сделать жизнь человека менее невротическим – избавление от комплексов производили психоаналитические процедуры. Между пациентом и врачом происходит воспроизведение этой катастрофы детства, она проигрывается неким некатастрофическим способом. Выяснить, из чего все это возникает, проиграть эти события и избавиться от негативных воздействий. Фрейд был очень «классическим» мыслителем. Он так же ставил проблему таким образом – мы должны все сделать ясным, светлым, прозрачным. Ликвидировать бессознательное как темное место, осветить его и сделать частью себя.

В психоанализе находит отклик кантовская идея «категорического императива» - совести, фиксируется двойственность бытия человека в мире, связанная с естественной и нравственной детерминацией. Рассматривается и социокультурная проблематика – критика культурной модели, чересчур давящей на человека и сжимающего его своими рамками, но чаще всего в преломлении семейно-сексуальных отношений.

Основные течения психоанализа - Юнг, Фром, лингвистический психоанализ. Фрейдизм после фрейда склонен к более глубокому погружению в истоки человека. *позиция, когда фундаментальную роль играет «родовая травма». Юнг идет за пределы индивидуального человеческого сознания – коллективное бессознательное, применимое к человеческому роду.

Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества. Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму. На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Рэйх, Г.Юнг, Э.Фромм.

Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека; потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.

26. Венский кружок.docx






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных