Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Античная натурфилософия




Натурфилософия – это направление науки, научной мысли, философии. Само название говорит за себя. Оно состоит из двух корней: natura – природа и fileo и sofia – любовь к мудрости. Натурфилософия понимает окружающий мир как неделимое целое, единый организм, который развивается и окутывается сетью логичных взаимосвязей.

Но чем же тогда натурфилософия отличается от естествознания? На самом деле, многим. Дело в том, что естественные науки (астрономия, химия, физика, биология) концентрирует свое внимание на изучение природы и мира, разделяя их на составляющие части. К примеру, биология рассматривает только принципы жизни организмов, химия сосредоточена на химическом составе тех или иных вещей, предметов мира или на реакции этих элементов друг с другом и так далее. Натурфилософия, в отличие от них, пытается обобщить все взгляды и достижения естественных наук и составить общее представление о мире. Это позволяет не только резюмировать, подвести итоги и вывести общий знаменатель под всеми естественнонаучными исследованиями, но и составить более менее точный прогноз тех или иных явлений природы, которые еще не попали в область внимания ученых

Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика ближе обыденному, повседневному, нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения историко-философского опыта.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

7)Древнегреческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основана греками. Здесь раньше развилась раб., торговля и выросшая на их основе культура. При развитии классового общества и государства произошло освобождение мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем. Возникли философские и в первую очередь космологические системы. При отсутствии средств экспериментальной проверки гипотез число систем было велико, что означало многообразие философских типов объяснения мира. Это сделало античную философию школой философского мышления для последующих поколений.

Платон (427-347 до н.э.)

Афинянин, был противником афинской демократии. Философское развитие началось в школе Сократа.

Работы: «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство» и др.

Философское учение Платона. Охватывает шир круг вопросов. Ведущей темой как и у Сократа остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон как и Сократ считает условием нравственных поступков истинное знание. Поэтому он продолжает работу С. по исследованию понятий, пытаясь преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного для всех, единого, объективного знания. Эта работа Платона с понятиями получила название диалектики. Этика рассматривается Платоном как условие возможности справедливого общества. Этическое учение Платона основывается на определенном понимании сущности человека, в котором он разделяет бессмертную душу и смертное, тленное тело (подобно делению Платона всего сущего на вечные и самосущие идеи и преходящие несамостоятельные вещи чувственного мира). Душа подобно идеи едина и неделима, тело же делимо и состоит из частей. Сущность души не только в ее единстве, но и в ее самодвижении (все движущее себя само бессмертно и наоборот). По Платону человеческая душа состоит из двух частей: высшей – разумной, и низшей – чувственной. Разумная душа стремится к благу, телесное начало рассматривается как само по себе злое, отрицательное. После смерти душа отделяется от тела и далее либо вселяется в какое-либо тело человека или животного в зависимости от того, насколько добродетельную жизнь она вела, либо, в идеальном случае (для самых совершенных душ), остается в царстве идей. С учением о предсуществовании душ связана идея Платона о познании как припоминании. До воплощения в тело душа пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте, поэтому после воплощения чувственные явления для нее для нее лишь повод для того, чтобы как бы припомнить их подлинную сущность. Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания как в античности, так и в последующие периоды развития философской мысли.

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Целью Платона было создание модели совершенного человеческого общества идеального государства. Этика Платона не индивидуальная, как например у стоиков или эпикурейцев, а социальная. Платон делит людей на три типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная (мудрецы, философы, стремятся созерцать красоту и порядок идей, приверженцы правды и справедливости, умеренны в чувственных наслаждениях, их роль – правители в идеальном гос-ве), аффективная или эмоциональная (человек отличается храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу, это воины), вожделеющая или чувственная (сильно привержены к телесно-физическому миру, это сословие крестьян и ремесленников, их роль обеспечивать материальную сторону жизни гос-ва). Кроме того есть общая добродетель, которую Платон ценит очень высоко – это мера.

Согласно Платону справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека. Т.е. ярко выражено господство всеобщего над индивидуальным.

Тезисы (кратко): Платон – основатель объективного идеализма. Познание по Платону – есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека. Метод познания - диалектика. Частная собственность и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов личной собственности, а также учение о общности женщин и гос воспитании детей.

Аристотель

Работы: "О душе", "Физика", "Категории" и др.

Тезисы (кратко): Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. Идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит изз двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, к-рый един и вечен.

Аристотель увидел опасность абсолютизации роли гос-ва в учении Платона, так как жесткий принцип подчинения индивидуального общему в реальных условиях нередко выливается в страшную тиранию. Однако Аристотель как и Платон считал целью государства достижение добродетели и счастья. Венчает все добродетели - справедливость. Человека Аристотель определяет как общественное животное, наделенное разумом, предназначенное для жизни сообща.

Аристотель вносит коррективы в учение Платона о душе. Считая душу началом жизни он дает типологию различных уровней души: растительная (низшая, ведает функциями питания, роста и размножения), животная (+ощущение и возможность желания), разумная (+рассуждение и мышление). У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем телесном начале как источнике зла. Материю Аристотель рассматривает как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Разум по Аристотелю не зависит от тела и способен к постижению вечного бытия и является высшей формой совершенно свободной от материи. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. Последний главным образом и присущ человеку, тогда как деятельный разум – лишь в малой степени.

Сократ (469-399 до н.э.)

Афинянин. Сам Сократ ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофан, а так же Аристотеля, был учеником софистов, а далее выступал как их критик. Основной вопрос философии Сократ – что такое человек, что такое человеческое сознание. Сократ пытался обнаружить не только субъективное содержание сознания, но и объективное и доказать, что последнее является судьей над первым. Объективное содержание сознания есть разум, который способен дать не только индивидуальное мнение (субъективное), а всеобщее общеобязательное знание (объективное), которое человек может получить только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового стремление Сократа искать истину сообща в ходе диалогов.

В этике Сократ отождествляет добродетель со знанием (этический рационализм составляет сущность учения Сократа). Безнравственный поступок Сократ считал плодом незнания истины. Нет человека, который зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. Счастье человека - когда его душа полна добродетелями.

Философия по Сократу - учение о том, как следует жить. Сократ выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания - познание самого себя (самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. Есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски подлинной истины.

8) Стоицизм (Сенека и Марк Аврелий). В основе учения стоицизма лежал принцип фатализма. Миром правит промысел, все предопределено заранее. Проведение – это неотвратимая необходимость, представляющая собой цепь необратимых причин.

1. Эпикурейство.
Очень часто учение Эпикура искажают. В основе учения Эпикура лежит понятие «удовольствие». Счастье человека в получении удовольствия, но смысл удовольствия – это наслаждение духа (например, искусство, литература). Страдания – это страхи.
«Когда мы живы, смерти нет. Когда смерть есть – нас нет».
Душа – материальное образование, она смертна.

2. Скептицизм – в основе данного учения лежал тезис: «Воздержись от суждения».
Нет понятий Абсолютное Знания и Абсолютная Истина. Все относительно.

9)

Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

Основными принципами средневековой философии были: креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных