Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основными направлениями средних веков выступали патристика и схоластика.




Патристика

Патристика (лат. Pater - отец) христианское богословие 1-8 вв. Учение о боге первых христианских теологов. Патрес - отец, патристика - власть отцов церкви. В середине 1 в. формируется христианская религия. Для патристики характерны следующие черты:

А) борьба с гностицизмом. Центральное место в гностицизме занимает человек как средоточие мирового процесса. суть гносиса (Феодот) заключается в ответе на вопросы: кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и возрождение? Познание человеком своего внутреннего «Я» делает возможным познание мира. В гносисе человек преодолевает свою разорванность, двойственность, через человека происходит преодоление бытием своей расщепленности и восстановление распавшейся гармонии.

Учение гностицизма - это одна из форм кризиса рабовладения и попытка найти новый мировоззренческий синтез.

Б) Борьба с манихейством. Манихейство - учение перса Мани, воспринимающее точку зрения Заратустры о борьбе света и тьмы, добра и зла. Манихейство требовало от человека строжайшей воздержанности во всех пристрастиях человека, а также физического труда.

период в патристике (2-3 вв.) - апологетика. Среди апологетов выделяется Ориген. Его идея: построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Высшей точки развития патристика достигает в деятельности каппадокийского кружка (Василий великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский - на востоке и Августина - на латинском западе). Каппадокийский кружок - это положительное отношение к античной культурной традиции. Его участники выступают за объединение церкви на основе ортодоксии 1 вселенского собора. Ортодоксия - от греч. Orthodoxia - правоверие, согласие с учениями, проповедуемые церковью. Ортодоксия противостоит иноверию и ереси.

Во второй половине 5 века появляются сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита - попытка истолковать мир как систему символов.

Заключительный период характеризуется стабилизацией догматических идей и угасанием диалектики (Леонтьев - на востоке, Боэций - на западе).

Основная идея патристики - идея откровения. Для патристики характерно заостренное противоречие между верой и разумом, выраженное в трудах Тертуллиана. Онтология патристики построена вокруг идеи Бога как абсолютного бытия.

Наряду с катафатической теологией, описывающей бога как средоточие благости, справедливости, всемогущества и т.п., развивается отрицательная апофатическая теология, исходящая из того, что бог в качестве абсолюта не имеет атрибутов и не поддается определению, ибо находится за пределами бытия и качественности. Космос в патристике - творение бога.

Труды Иоанна Дамаскина закладывают основы схоластики. С его именем связано окончание эпохи патристики.

патристика схоластика средневековье аквинский

Схоластика

Схоластика (от греч. schola - школа, школьный, ученый) - тип религиозного философствования, который характеризуется принципиальным подчинением примату теологии и особым интересом к формально - логической тематике.

Истоки восходят к позднеантичной философии (прежде всего Проклу). Установка на вычитывание ответов на все вопросы из текстов Платона.

Ранняя схоластика (11-12 вв), в других источниках 9-12 век сложилась в условиях подъема феодальной цивилизации в папской власти. Она стоит под влиянием августовского платонизма (Ансельм Кентерберийский). Впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях - реализм (Гильом из Шампо) и номинализм (Росцелин), а также промежуточная позиция - концептуализм (П. Абеляр). В этот период схоластика нередко выступает как оппозиционное течение.

В это время очень популярно учение Таджикского энциклопедического ученого, врача и философа Ибн-Сина Абу Али (латинская транскрипция - Авиценна), который сохраняя приверженность исламу, сыграл большую роль в распространении среди арабов философского и научного наследия античного мира и прежде всего Аристотеля. Авиценна много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных и математических знаний. Ибн-Сина самостоятельно развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. В некоторых вопросах он отступал от аристотелизма в сторону неоплатонизма. Он признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей и выступал против астрологических и иных суеверий.

Зрелая схоластика или средняя (12 - 13 вв.) развивалась в основном в средневековых университетах. Центром был Парижский университет. Платонизм постепенно вытесняется аристотелизмом, в интерпретации которого происходит размежевание между «еретическим» аверроизмом, отрицавшем реальность личной души и учившим о единой безличной интеллектуальной душе во всех существах (Сигер Брабантский) и ортодоксальным направлением, подчинявшим онтологию Аристотеля христианским представлениям о личном Боге, личной душе и сотворенном космосе (Альберт Великий, Фома Аквинский).

Альберт великий - немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе со своим учеником Фомой Аквинским боролся против истолкования аристотелизма в духе аверроизма. Аверроизм восходит к воззрениям арабского философа 12 в. Ибн Рушда (Аверроес). Аверроизм - натуралистическая обработка аристотелизма (учения Аристотеля) в форме комментария к его произведениям. Аверроизм развивает учение о вечности материи и движения, отвергает акт единовременного божественного творения, принимая бытие бога в качестве первопричины сущего. Аверроизм рассматривает душу как форму материи и на этом основании отвергает сотворение и бессмертие души.

Основным принципом философии Фомы Аквинского является гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры. Учение Фомы Аквинского об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. Его учение было признано ведущим в католической церкви и получило название томизм. С 1879 года схоластическая система Фомы Аквинского официально объявляется «единственно истинной философией католицизма».

Поздняя схоластика (13 - 14 вв.) испытала воздействие идейных противоречий эпохи развитого феодализма. Так, Оппозицией этого периода выступают Уильям Оккам и Иоанн Дунс Скот. Уильяма Оккама - английский теолог, философ-схоласт, преподаватель Оксфордского и Парижского университетов, крупнейший представитель номинализма, выступающий родоначальником теории двойственной истины. Иоанн Дунс Скот - монах-францисканец, преподаватель Оксфордского и Парижского университетов противопоставил томизму Фомы Аквинского волюнтаризм (зависимость разума от воли человека), проявил интерес к индивидуальному бытию. Теория двойственной истины разрушает схоластическую гармонию веры и разума. Процесс развития капиталистических отношений требует повышения образовательного уровня человека. С этим и связана эпоха Возрождения, которая постепенно оттесняет схоластику на второй план.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных