Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формационный подход к развитию общества.




Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

В чём же выражается зависимость производственных отношений от формы собственности на средства производства? Возьмём для примера первобытное общество. Средства производства там являлись общей собственностью, поэтому и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности частных лиц - капиталистов, поэтому и производственные отношения другие. Капиталист нанимает рабочих. Они производят продукцию, но распоряжается ею тот самый владелец средств производства. Рабочие только получают зарплату за свой труд.

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство – земля – принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него). Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд – это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).

Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

28)

29)

Размышление о том, что такое человек, кем он является и куда идет, было, основным для философии на протяжении тысячелетий ее развития. Любовь к мудрости, прежде всего, предполагала уяснение отношения человека к миру вокруг него и к самому себе. В человеке усматривали все богатство Космоса и сравнивали с червем и «больным» животным; искали образ и подобие Бога и втаптывали в прах земной; считали его жизнь величайшей ценностью и ничтожной.
Диапазон размышлений всегда был максимальным и в то же время философы испытывали постоянную неудовлетворенность решением этого «вечного вопроса», что порождало настроения скепсиса. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества, и в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность — это человек.
Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, изучив и даже покорив природу, познав в какой-то мере основные законы развития общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма? Ответить на эти вопросы непросто, и первое, что нужно уяснить, — это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что-то изучать, надо как бы отойти в сторону, посмотреть на предмет исследования объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так поступают естественные науки (физика, химия, биология). Может ли философская антропология наука о человеке, изучать человека объективно, а если может, то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс самопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: «Познай самого себя», хорошо пони-мая, что человек сам для себя является наиболее трудным для изучения предметом. Но вполне уместно задать вопрос — занимается ли философия познанием человека как такового или интересует особый, свой угол зрения на него?
Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и др. Имеете с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Оно является центральным для философской антропологии, т. е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как философское учение о человеке, но и как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.
Эти два основных понятия, т. е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различают по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь его отличие от естественного бытия, и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве человека, отличающем его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, и исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это казалось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой.
У человека нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему «природы», также как и неизменной «сущности».

В каких именно «продуктах» культуры стоит искать ответ на вопрос: «Что представляет из себя наш Современник»? Для ответа на этот вопрос условно разделим культуру на «поп-культуру» и «культуру искусства».

Значительная часть современного человечества сохраняет приверженность культуре популярной, представленной в музыке, кинематографе, телевизионных шоу, компьютерных играх и т.д. Не стоит думать, что тут, в этом пространстве, нам искать нечего. Где же еще мы можем столкнуться с потребностями обычного «рядового» человека? Поп-культура является зеркалом того, что интересует, что «трогает» её зрителя. От того, насколько авторы точно уловят тенденции человеческих потребностей, зависит и их успех, и их денежное вознаграждение за сотворенное, и право создавать вновь.

Одним из самых очевидных веяний в сфере поп-культуры наших дней является «романтизация» тёмной «мифической» стороны. Так, в обществе XXI веке начинает иначе представляться образ вампира. Если ранее этот выдуманный персонаж являлся символом смерти, ужаса, был тем, кто питается жизненной энергией своих ни в чем не повинных жертв, то теперь вампиры стали символом справедливости и трогательной романтичности, символом постоянной душевной борьбы, борьбы между добром и злом. Однако грань эта (между «светом» и «тьмой») достаточно размыта.

«Поклонение» вампирам продлилось недолго, сегодня это считается «девичьей забавой». На смену культу вампиров пришел культ зомби, оживших мертвецов, ходячих кусков разлагающейся плоти, которые лишены собственной воли и запрограммированы на уничтожение жизни на земле. Сегодня они становятся героями как историй-ужасов, так и комических, и даже романтических картин. Создается огромное количество игровых пространств, в которых человек может окунуться в «зомби-мир». Самым популярным вариантом конца света становится так называемый «зомби-апокалипсис».

Все попытки объяснить массовое помешательство на зомби-реальности тем, что зритель вскрывает метафору зомби, перекладывает её на настоящее, открывает для себя факт превращения человека наших дней в бессознательное, управляемое существо, не кажутся мне правдоподобными. Это вовсе не значит, что кто-то из авторов - «первооткрывателей» не задумывал свою работу, историю о зомби, как «вскрывающие общественные язвы». Только вот после него эту идею брали сотни, если не больше, его «коллег» и создавали свои версии, которые чем дальше, тем больше уходят от этого первоначального видения. Теперь уже зомби нередко оказываются главными персонажами литературных и кинематографических произведений, а если им и противопоставляется некая сила в лице человеческих, живых, существ, то эти существа – воплощение глупости, поверхностности, пошлости. А вот интерес со стороны «потребителей» не снижается, я сама была свидетельницей того, насколько полны залы, в которых представляется очередной зомби-фильм, фильм так называемого «треш»-направления, без идеи, без смысла, в то время как во время показов старых, заслуженных, кинокартин (А. Хичкок1, М. Антониони, Ф. Феллини) едва ли набирается и четверть зала.

Если спросить человека, что же его привлекает в фильмах подобного толка, большая часть объяснит свою «симпатию» очень незатейливо, но в то же время довольно красноречиво: «Прикольно». Обычно этот «эпитет» говорит о том, что нечто просто для восприятия, содержит впечатляющие элементы (отвратительные, ужасающие картины; спецэффекты).

В искусстве так же находит отражение тематика «вампиры-зомби». Американский художник Роб Сачетто вот уже четыре года занимается созданием портретов зомби, его работы побывали на множестве именитых выставок, нашли свою категорию ценителей. Выдающийся мастер кинематографии – Джим Джармуш также в 2013 году снял фильм о вампирах и зомби. В его трактовке: вампиры – существа, которые способны мыслить, творить, это «элита», в недрах которой рождаются великие произведения искусства, делаются научные открытия. Зомби - безсознательные, инстинктивные, низшие существа, не ценители вампирских творений, а фанаты и потребители, распространяющие только заразу. Вампиры – избирательны в своих пристрастиях, зомби же готовы поглощать всё, что попадается, они не умеют ни выбирать, ни сравнивать. Судя по всему, зомби, изображенный Джармушем, и есть то, что представляет из себя сегодняшний человек.

Современное искусство интересно при рассмотрении Современника с двух точек зрения:

1) Искусство как зеркало, в котором отражается только истина, изображает того человека, который сегодня существует. В этом смысле примечательны работы известного британского художника, представителя стрит-арта, Дэвида Шиллинглоу. В одном из циклов своих творений, Шиллинглоу рисует человека, который внешне производит впечатление довольно вдумчивого и глубокого, однако автор разоблачает обман, изображая внутренний мир своего героя. Так, на одной из картин, этот внутренний мир очередного такого персонажа с глубокомысленным взглядом, иллюстрируется посредством «просветленного» скелета с третьим глазом. Скелет этот с беззаботным видом поедает чипсы, под пачкой надпись – «Новая Миссия». Вот так от одной подобной «миссии» к другой человек скользит по просторам своей жизни к неизбежному концу, не ища ничего большего для себя.

Современный отечественный писатель В. Пелевин, а чуть раньше французский философ Ж. Бодрийяр также посвятили себя такому отражению реальности.

Еще одним таким мастером стал французский скульптор Бруно Каталано. По всей Франции поселились созданные им «призрачные» герои-скульптуры, которые своей нецельностью, своей «разорванностью», пустотами создают лишь иллюзию присутствия в мире, чей облик зависит исключительно от контекста.

2) Искусство как то, что способно возродить человека, разбудить его, вернуть ему способность мыслить, чувствовать и творить.

Сегодня возрождены и расширяют своё влияние три направления в живописи: импрессионизм и сюрреализм.

Импрессионизм – направление, с моей точки зрения, которое способно выкристаллизовать, поднять чувство, даже если оно томится на самом дне, в самых отдаленных глубинах человеческого внутреннего мира. Чувство не поверхностное, чувство высокое, прекрасное. Такой эффект производят картины русской художницы Кристины Павловски. Мне сложно описать это чувство, но это что-то необыкновенное, светлое, воодушевляющее, вселяющее надежду, разрушающее привычные серые стены, в тисках которых обычно мы находимся. Интересны произведения и другого современного мастера – Дэвида Адженджо. Некоторые из его работ, с моей точки зрения, адресованы не только к человеческим чувствам, но и являют собой запечатленную метафору (бестелесные люди, заполнившие мрачную улицу на одной из его картин). Однако большинство картин все же представляют собой скорее продукты художника-импрессиониста. В отличии от Павловски, испанский художник изображает не легкое и окрыляющее чувство, а, скорее напротив, сложное, тяжелое, доходящее нередко до телесного (телесное онемение, давящее ощущение).

Сюрреализм – раздвигает рамки обыденного восприятия мира, взывает к человеческой фантазии, демонстрирует, что можно отыскать новый угол зрения при всматривании во что угодно. Примерами современных гениев сюрреализма являются В. Давтян, Т.А. Копер, А. Фишгойт.

Таким образом, сегодня человек находится в сонном состоянии, слабо чувствует и понимает что-то за пределами обывательских своих нужд и проблем. Он лишен возможности открыть в себе источник творческих сил для свершения перемен в собственной жизни, его мировоззрение скорее фаталистично, он не видит возможностей для собственного выбора за пределами супермаркета, поэтому готов потреблять то готовое, что ему предлагается. Это большая проблема, как культурная, философская, так и психологическая. Даже в психотерапевтическом отношении это затрудняет работу специалиста, так как неописуемо тяжело помочь человеку сойти с проложенных якобы для него рельсов, заглянуть в себя и осмотреться вокруг, увидеть окружающее по-новому. Несмотря на попытки «встряхнуть» человеческий разум, которые предпринимаются великими мастерами, пока что продукты их деятельности и их идеи не привлекли к себе своей «целевой аудитории», для которой они остаются сложными, а значит и непосильными, да и ненужными.

30)

31)

Смысл человеческого бытия – это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира. Часто эта картина заключает в себе нечто мифологическое, так как создается на основании взглядов на мир многих поколений, которые жили на определенном месте до нас и будут жить после нас. Как правило, в нее также входят "мифы", лозунги, стереотипы и предрассудки, созданные не в прошлом, а в настоящем времени, в ту эпоху, в которой живем мы сами. Очень часто человек строит свою систему ценностей на основании ценностей, которые проповедуются господствующей идеологией, политической системой или религией, и в подобном случае трудно говорить об осознанном смысле жизни.

32)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных