Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Восточная философия




Е. Ф. КАЗАКОВ

Ф И Л О С О Ф И Я

 


Кемерово

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

 

«Моя философия»

Е.Ф. Казаков

Философия

Учебное пособие для бакалавров

Кемерово

2013

 

УДК 1 (075.8)

ББК 87я73

К 14

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Кемеровского государственного университета

Рецензент:

доктор философских наук, профессор В. М. Золотухин

Казаков, Е. Ф.

К 14 Философия: учебное пособие для бакалавров /

Е.Ф. Казаков. – Кемерово, 2013. – 320 с.

ISBN

В учебном пособии, в соответствии с Рабочей программой по философии третьего поколения, рассматриваются основные историко-философские и теоретические проблемы вузовского курса философии. По каждой теме приводится список литературы, даётся ряд практических заданий, выполнение которых (рассчитанное и на использование Интернет-ресурсов) поможет глубже усвоить материал. Пособие адресовано студенам-бакалаврам очной формы обучения.

 

ISBN ББК 87я73

 

Казаков Е.Ф., 2013

КемГУ, 2013

Кемеровский

Госуниверситет,

Содержание

Введение…………………………………………………..……...5

I.Онтология………………………………….…….…………...18

II. Философская антропология………………….…………...31

III.Сознание……………………………………….………..…..42

IY. Гносеология и методология.………………………….…..48

Y. Философия науки и техники………………………...........58

YI. Аксиология……………………………………….…………68

YII. Социальная философия…………………………….........88

История философии

Восточная философия

YIII. Индийская философия…………………………............103

IX. Китайская философия……………….………..…….…..116

Х. Исламская философия…………….……………….…….129

Западная философия

X. Античная философия…………….…………….…...........137

XI. Средневековая философия…….…………………….......166

XII. Философия Возрождения………………………….......184

XIII. Философия Нового времени…………………………..193

XIY. Немецкая классическая философия…………….........218

XY. Русская философия……………………………………...238

XYI. Современная философия……..………………………..261

 

С. Дали «Взрывающаяся голова Галы»

В В Е Д Е Н И Е

1. Что такое философия?

Слово «философия» состоит из двух слов – «филия» и «софия», что в переводе с греческого означает «любовь, стремление, жажда» и «мудрость». Философия – это «любовь к мудрости».

 

 

Афина – греческая богиня мудрости

 

 

Данное словосочетание можно перевернуть и получится не менее интересно и важно – «мудрость любви». Особенно это значимо для христианства, для русской культуры, где Бог понимается как Любовь, а любовь человеческая (в высших своих проявлениях) – как путь к Богу.

В христианской традиции у св. Софии – три дочери: Вера, Надежда и Любовь. Мудрость, таким образом, понимается не как сумма знаний, быстрота и точность мысли (это, скорее, интеллект), а как способность верить, надеяться и любить. С этой точки зрения – можно быть умным, но не мудрым.

 

 

 

Св. София и её дочери Вера, Надежда и Любовь

(православная икона)

 

 

Предмет философии

 

Предметом любой науки называется круг проблем или сумма событий, которые она изучает. Предмет философии – «океанический», охватывающий всю существующую реальность и место человека в ней. Это – наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя изучение всеобщих законов развития мира, общества, и самого процесса познания, мышления, а также – нравственных категорий и ценностей.

Реальность разделяется на объективную (существующую независимо от человека) и субъективную (созидаемую самим человеком в сознании). Объективная реальность включает в себя существование природы и общества, субъективная – человеческие мышление и чувства. Предмет философии – наиболее общие законы существования природы, общества и познания.

 

Неоднозначность понимания предмета философии проявилась уже с древности: вовсе не для всех мыслителей он был «океаническим». Так, скептики и софисты исследовали не универсум, а границы познания, риторику (причём для софистов целью размышлений была вовсе не истинность, а логическая непротиворечивость суждений… но ведь логика – часть философии). Конфуций изучал не вселенную, не природу, не познание, а межчеловеческие отношения, предназначение человека, его взаимосвязи с государством.

Однако стремление философии быть «наукой наук» и вобрать в себя всё имеющееся знание продолжалось от Аристотеля и

Ф. Аквинского до Г. Гегеля, просветителей, П. Флоренского и далее. Однако к XIX веку (в результате научных революций) знаний оказалось накоплено так много, что охватить их философии было уже не под силу. От «матери наук» начинают отпочковываться естественные, точные, гуманитарные дисциплины (в свою очередь, дифференцирующиеся на более узкие отрасли), которые с тех пор существуют в качестве самостоятельных: физика, химия, астрономия, биология, математика, психология, этика, эстетика, логика.

Философия начинает терять предмет своего исследования, занимаясь философией языка, философией хозяйства, философией науки, философией права… «На смену эпохе философов, занимавшихся философией, пришли профессора философии, занимающиеся философами» (Э. Жильсон). Иногда, этот процесс, продолжающийся до сих пор, называют «кризисом философии».

 

 

3. Кто придумал слово «философия»?

Слово «философ» предложил древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.). А как же до того называли мыслителей? Их называли мудрецами. Почему же Пифагору не понравилось слово «мудрец»? Это слово означает, что человек знает всё. А знать всё (учитывая неимоверную сложность и безграничность мира) – невозможно. Поэтому правильнее говорить не «мудрец», а «стремящийся к мудрости», «любящий мудрость».

 

4. Кто считается первым философом?

 

Традиционно первым философом считается Фалес (VI в. до

н. э.), входящий в самую раннюю – Милетскую – философскую школу Древней Греции.

Фалес

Именно он, отвечая на вопрос о первоначале мира (архе), из всех земных стихий выбрал Воду, в которой рождается всё живое, из которой всё живое состоит и без которой жизнь невозможна.

 

5. Философское мировоззрение

 

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир (картина мира) и место человека в ней.

 

Структура мировоззрения:

1) мироощущение – чувственное восприятие мира;

2) мировосприятие – постижение мира в идеальных образах;

3) миропонимание – выявление сущности происходящего.

 

Формы мировоззрения:

1) мифологическая – синкретическая, полуфантастическая (антропоморфизм, неразличение естественного и сверхъестественного, вещи и образа вещи, связь с магией, всеобщая изменчивость, цикличность времени);

2) религиозная – исходящая из веры в духовное первоначало мира (противопоставление естественного и сверхъестественного, невозможность противостояния человека Богу, обряды и ритуалы, вера в личное спасение, бессмертие души);

3) научная – рациональная, опирающаяся на доказуемые факты;

4) художественная – субъективная, чувственно-образная;

5)философская – рационально-развёрнутое (могущее опираться как на науку, так и на религию) обобщение духовного и практического опыта человечества.

 

Черты философского мировоззрения:

рациональность, концептуальная обоснованность;

систематичность;

универсальность;

критичность (переосмысление философских идей);

субстанциональность;

плюралистичность.

 

Философские мировоззренческие вопросы:

«о сущем» (что значить существовать, быть подлинным);

«о должном» (что обладает высшей ценностью, к чему следует стремиться);

«о реализации должного в сущем» (как можно достичь должного, жить, руководствуясь избранными ценностями).

 

6. Функции философии (предназначение философского знания):

1) мировоззренческая– абстрактно-теоретическое, системно-понятийное объяснение мира;

2) гуманистическая – соотнесённость всех размышлений с человеком, пониманием его места и предназначения в мире;

3) прогностическая – построение картины будущего;

4) критическая –сомнение в безусловности имеющего знания;

5) аксиологическая – оценивание знаний, событий;

6) социальная– стремление объяснять общественное бытие.

7. Основной вопрос философии лежащий (этимологически) в основании ответов на главные вопросы, то есть задающий угол зрения на мироздание.

Основным является вопрос о соотношении материи и сознания (есть и другие его формулировки: «существует ли Бог?», «что такое истина?», «что такое хорошо?»). Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую (что первично: материя или сознание?) и гносеологическую (познаваем ли мир, иными словами, может ли сознание познать себя и материю?).

Первая сторона. Те мыслители, которые считают, что материя первична, называются материалисты (атомисты-досократики (Демокрит), древнеиндийская локаята (чарвака),

Т. Гоббс, М. В. Ломоносов, Л. Фейербах). В отличие от классического материализма, не отрицающего наличие духовного, сознания, существует ещё вульгарный материализм (К. Фогт,

Л. Бюхнер, Я. Молешотт), считающий, что мир только материален («Как печень выделяет желчь, так мозг выделяет мысль» (К. Фогт).

Те, кто считает, что первично сознание идеалисты. Различаются объективные и субъективные идеалисты. Первые (Платон, Г. Гегель, В. Соловьёв) считают, что до человека, вне и независимо от него, существует вечное духовное первоначало мира (Мировой Дух, Мировой Разум, Бог), творящее человека и весь материальный мир. Вторые (Д. Юм, Дж. Беркли, Й. Фихте) – полагают, что мир лишь проекция человеческих представлений о нём («Мир – комплекс моих ощущений» (Д. Юм).

Материалисты и идеалисты, признающие первоосновой мира то или иное единое начало, называются монистами (идеалистический монизм – Платон, материалистический монизм – Фалес). Мыслители, считающие, что у мира два первоначала (одновременно и материя, и дух) дуалисты (Аристотель,

Р. Декарт, И. Кант). Мыслители, считающие, что у мира множество первоначал плюралисты (Эмпедокл, Г. Лейбниц).

Вторая сторона. Мыслители, считающие, что мир непознаваем, называются агностики (софисты, скептики, нигилисты, субъективные идеалисты, И. Кант). Их доводы: мир бесконечен, непрерывно меняется, воспринимается лишь субъективно. Занимающие противоположную им позицию исследователи, считают, что мир познаваем, доказательством чему наука и применение её открытий на практике, и вообще, способность человека (и не только) выживать в мире, то есть верно ориентироваться в нём, распознавая, например, опасности и избегая их.

 

8. Основные части философии:

1) онтология – учение о бытие (бытие – всё сущее);

2) гносеология – учение о познании истины;

3) методология – учение о методах познания;

4) аксиология – учение о ценностях (религиозных, этических);

5) праксиология – учение о практике (преобразовании мира);

6) диалектика (у греков – «искусство спора») – учение о развитии и взаимосвязи;

7) метафизика – а) «послефизика» (от книги Аристотеля, написанной после книги «Физика», и посвящённой изучению сверхматериальных процессов), б) противоположность диалектики (подход, допускающий рассмотрение предметов в статике и изоляции);

8) философская антропология – учение о сущности человека;

9) социальная философия – учение об обществе;

10) история философии – учение о развития философской мысли.

9. Почему и зачем рождается философия?

Философия появляется в силу того, что человек существо любознательно-взыскующее, наделённое неутолимой жаждой удивления-вопрошания-познания всего и вся. Каждый человек – «стихийный» философ.

Философия возникает для того, чтобы раздвинуть пределы неизвестного, несущего в себе тайну, тревогу, трепет и страх, то есть чтобы сделать пребывание человека в мире более осмысленным, предсказуемым, захватывающим дух. Чтобы освободить человека от узких рамок обыденности, приземлённости. Чтобы очеловечить мир, сделать своим, переведя его на уровень человеческого понимания. Чтобы лучше понять, кто я, откуда, и зачем? Философия ищет ответы на те вопросы, которые и созидают человеческое в человеке.

Ф. Гойя. «Сон разума рождает чудовищ»

Человек есть Вопрос, Философия есть Ответ, точнее, его бесконечный поиск... Человек рождает философию, чтобы философия родила человека.

«Сон разума рождает чудовищ», а философия – это пробуждение разума от спячки…прояснение его взора во вне и во внутрь. Чтобы не получилось, как в треке одного из современных реперов: «умер, так и не поняв, зачем жил».

 

Вечные вопросы философии

– всегда сохраняющие свое значение и актуальность: что есть «я»? что есть истина? что есть человек? что есть душа? что есть мир? что есть жизнь?

«Проклятые вопросы» (по Ф. М. Достоевскому): о Боге, бессмертии, свободе, мировом зле, спасении всех, о страхе, о том, насколько человек волен в выборе своего пути?

«Мы хотим понять, зачем живём, зачем страдаем… Если бы знать…» (А. П. Чехов).

«Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь?» (Б. Рассел «История западной философии»).

Экзистенциализм: зачем я здесь? зачем жить, если есть смерть? как жить, если «Бог умер»? как выживать в абсурдном мире? можно ли не быть одиноким?

«Нужны ли мы нам?» (Б. и А. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»).

11. Когда возникла философия?

Философия возникает 2600 лет назад, в «осевое время истории» (понятие, введённое в XX веке немецким экзистенциалистом К. Ясперсом в книге «Смысл и назначение истории») в VIIIY вв. до н. э. одновременно в Древней Греции (Гераклит, Платон, Аристотель), Индии (буддизм, чарвака-локаята) и Китае (конфуцианство, даосизм).

Примерно в одно время, независимо друг от друга, рождаются перекликающиеся философские и религиозно-философские учения. Сходство можно объяснить общеродовой природой человека (соотносимость характера, способа восприятия и осмысления реальности); происхождением и расселением из единой прародины, обусловившим сопоставимость прохождения этапов взросления и зрелости (выражением её и являются развёрнутые сложные философско-религиозные воззрения о мире).

Литература по всему курсу

1. Джеймс, У. Введение в философию / У. Джеймс. – М., 2000.

2. Жукова, О. И. Философия / О. И. Жукова, В. П. Щенников. – Кемерово, 2011.

3. Казаков, Е. Ф. Философия / Е. Ф.Казаков. – Кемерово, 2013.

4. Канке, В. А. Философия. – М.: Логос, 2003.

5. Кузнецов, В. Г. Словарь философских терминов /

В. Г. Кузнецов. – М., 2009.

6. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. – М., 2000-2001

7. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. – М., 2012.

8. Философия: учебник /под ред. В. Д. Губина. – М., 2012.

9. Философия: энциклопедический словарь. – М., 2009.

Интернет-ресурсы:

философские учебники, энциклопедии, монографии, статьи, словари, тесты, философию в картинках, видеофилософию

см. на авторском сайте:

www.my-philosophy.my1.ru

 

www.philosophy.nsc.ru

www.philosophy.ru

www.library.philos.msu.ru

www.philosophy.allru.net

http://iph.ras.ru - Философский журнал Института Философии РАН

http://www.humanities.edu.ru –"Вопросы философии и психологии"

http://phenomen.ru - философия онлайн

http://vphil.ru/ - Журнал «Вопросы философии»

Литература по теме I

Делез, Ж. Что такое философия / Ж. Делез, Ф. Гваттари. – М.; СПб.,1998.

Какая философия нам нужна? Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества. – Л.,1990.

Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию /

М. К. Мамардашвили. – М.,1992.

Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет, – М.,1991.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Ответьте на вопросы

1) Почему философия, религия, наука, искусство сосуществуют на протяжении многих веков, не вытесняя друг друга?

2) У Вас есть мировоззрение? Аргументируйте свой ответ.

3) Подумайте, в чём Вы материалист, в чём субъективный, а в чём объективный идеалист?

4) Можете ли Вы отнести себя к агностикам, нигилистам?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных