Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ




Антропологияучение о человеке. Философская антропология отвечает на вопрос о сущности человека, его происхождении, будущем, смысле жизни. Центральный вопрос философии – «Что есть человек?» (И. Кант).

1. Что есть человек?

Человек есть то, что от него нельзя отделить.

Человек есть животное (ничего обидного, это просто значит – живое существо), то есть биологическое существо. Сходство с животными – и внешнее (с гоминидами), и внутреннее (геном человека на 96–98 % такой же, как у мыши и свиньи). Биологически мы почти не отличаемся от них (но всё-таки отличия есть: «гоминидная триада», дифференциация мозга на два полушария и т. п.). Значит, наше главное своеобразие – не здесь, а в сверхбиологическом (то есть социальном, духовном).

 

– Человек есть особое животное, сверхживотное животное, социально-биологическое существо.

А вот как понимать социальное в человеке – большой вопрос. Четыре самые важные трактовки: человексущество разумное

(Р. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»), общественное (Аристотель: «Человек – общественное животное»), нравственное (В. С. Соловьёв: «Стыжусь, следовательно, существую»), преобразующее мир (Н. А. Бердяев: «Творю, следовательно, существую»). Сущность человека, как минимум, четырёхпорядковая.

 

Человекединство души (сверхматериального) и тела (материального). Душа – нематериальная внутренняя жизнь человека, совокупность чувств, его нравственное чувствилище. По Аристотелю, душа – это «скульптор», а тело – «материал». Именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком (Сократ: «Человек есть душа»).

Человек, по И. Канту, с одной стороны, принадлежит природной необходимости, а с другой – нравственной свободе и абсолютным ценностям (нравственно-природный дуализм). Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности – он свободен. Хотя зло изначально преобладает, но задатки добра дают о себе знать в виде чувства вины, которое овладевает людьми. Поэтому нормальный человек «никогда не свободен от вины», которая составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть, не может быть моральным.

 

Человексущество развивающееся.

Человек – биологически слаб, у него нет ни острых клыков и когтей, ни мощной физической силы, ни сверхбыстроты и ловкости. Биологически он проигрывает крупным млекопитающим. Человек – «биологически ущербен», поэтому он не может быть результатом естественного отбора (А. Гелен). Биологическая слабость компенсируется социальной силой.

Человек – единственное на Земле существо, способное не только к биологической, но и к социальной, духовной эволюции. Человек не завершён биологически («недоношенное животное» (Ф. Ницше); «недостаточное, неспециализированное существо»

(А. Гелен), но ещё большесоциально («культура – яблочная кожура над раскалённым хаосом» (Ф. Ницше), социальность – лишь «позолота» (Р. Музиль) Главный недостаток человека – близость к обезьяне, главное достоинство – способность развиваться (человек – пластичен как никто, он – супертрансформер). Человек – единственное существо, способное само достроить себя (воскликнув гордо: «I am self made man»).

2. Когда возник человек?

 

Рождение человека происходит одновременно с рождением общества. Поэтому данный период называется антропосоциогенез. Он начинается 20 – 14 млн. лет назад (рамапитек), первый представитель рода HomoHomo habilis («человек умелый») появился 3 – 2 млн. лет назад.

Завершается 200 – 150 тыс. лет назад с появлением Homo sapiens («человека разумного»), и Homo sapiens sapiens (кроманьонского человека (50 – 40 тыс. лет назад).

 

3. Как возник человек?

 

Существует три концепции происхождения человека: эволюционная, религиозная, внеземная.

Эволюционная теория

Человек возник в результате эволюции жизни путём естественного отбора. Доказательства: наличие переходных состояний между обезьяной и человеком (австралопитек, неандерталец, питекантроп). Механизм перехода: мутации, обусловившие скачок от обезьяны к человеку, объясняют климатическими катаклизмами (наступление ледников, «тепловой стресс») (Дж. Нейман), сменой магнитных полюсов Земли

 

 

«Эволюция»

 

(Г. Матюшин), вспышками активности Солнца (А. Чижевский), воздействием радиации (П. Бьюси, Х. Клювер), трудовой деятельностью (Ф. Энгельс).

Контрдоводы: проблема недостающего звена (не все переходные состояния между обезьяной и человеком выявлены; однако переход (по Тейяр де Шардену) мог осуществиться внутри и потому не оставил заметных следов), невозможно объяснить, откуда у человека появились те качества, которых нет у обезьян (абстрактное мышление, чувства красоты, справедливости, духовной любви).

Внеземная

Разумная жизнь – результат космических палеовизитов внеземных развитых цивилизаций. Доказательства: загадочные рисунки (напр. в пустыне Насха), находки (древнейшие карты звёздного неба, мегалиты), мифы (о «богах-астронавтах»), неполная раскрытость потенциала мозга человека (Н. Бехтерева). Механизм: палеоконтакт (И. Лисевич, К. Саган), направленная пасспермия

(Ф. Крик), «космические прививки» (В. Яворский). Контрдоводы: существование внеземной жизни не доказано; в прошлом на Земле, возможно, существовала высокоразвитая цивилизация (Атлантида?), и таинственные находки являются её «осколками».

 

 

«Гипотеза палеоконтакта»

 

Религиозная

Человек сотворён Богом. Доказательства: прежде всего, это предмет веры; у человека есть ряд качеств, которых нет в природе и которые есть только у Бога (свобода выбора, нравственность, творчество, стремление познать всё, чувство красоты); «метафизическая тоска» (порывы к вечному, абсолютному, совершенному); соединить несоединимое в человеке (душу и тело, молекулы водорода и стыд) по силам только Богу. Механизм: таинство. Контрдоводы: человек слишком биологичен, материален, несовершенен, «заземлён».

 

 

Креационизм (от лат. creatioсотворение)учение о сотворении мира Богом из ничего (иудаизм, христианство, ислам). Современный католицизм признаёт (Энциклика 1950 г. папы Пия XII) возможность происхождения человеческого тела от обезьяноподобных предков, относя акт божественного творения только к "душе" человека.

Деизм (от лат. deusбог)воззрение (получившее распространение в эпоху Просвещения) согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия, не вмешиваясь в дальнейшее развитие событий.

 

 

 

4. Зачем возник человек?

 

Иными словами, в чём смысл жизни человека? В удовольствиях, творчестве, любви, общем благе, «стяжании духа святаго»?...

Вселенная рождает человека, наделяя его способностью познавать и действовать, чтобы он нашёл возможности для сохранения, спасения Вселенной.

Мировой дух создаёт человека, чтобы «посмотреть в его сознание, как в зеркало, и увидеть в нём самого себя» (Г. Гегель).

Бог создаёт человека для благоустройства мира (Аристотель), богосотворчества, превращающего его в богочеловека

(В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев).

«Жить надо ради того, ради чего ты готов умереть»

(И. А. Ильин). То есть ради близких, ради Бога, ради Родины, ради любимого дела...

 

5. Зачем человеку открыто знание о смерти?

Чтобы человек начал ценить жизнь («имеем – не храним, потерявши – плачем»), размышлять о её смысле («человек начинается с плача об умершем» (М. К. Мамардашвили), беречь её («смерть нужна, чтоб нужна была жизнь»).

«Смерть нужна, чтобы зло не было вечным» (христианство), ведь умирает ложное, ненужное, вредное, то есть несовершенное, временное, то, что и должно умереть.

Из поиска ответа на вопрос «зачем нужна жизнь, если есть смерть» и рождаются мифологические, религиозные, философские размышления и составляющие суть человеческой культуры.

Знание о смерти – мощнейший толчок для познавательной и преобразовательной активности человека, выводящий его из состояния растительной спячки, безразличия и лености (ведь надо успеть понять и сделать что-то достойное). Знание о смерти – «хлёсткая пощёчина», приводящая человека в сознание, приводящая его в себя.

6. Каково пиковое состояние человеческой жизни?

Любовь..., понимаемая как синоним жизни («люблю – значит живу»). Если я не люблю, то доказать что я живу невозможно. Любовь – максимальное напряжение и выражение человеческой индивидуальности («скажи, кого ты любишь, и я скажу, кто ты»).

Любовь (в противоположность ненависти и эгоизму) соединяет человека с человеком, Богом, природой, родиной, делом, самим собою. Самое короткое определение любви – библейское: «и стали два одним». Кем? Новым человеком, «единством множественности» (Ж. Делёз).

7. Когда человек «увидел» себя?

Переход от изучения природы, космоса («космоцентризм») к изучению самого себя («антропологическая революция») совершают в V – IV вв. до н. э. Хилон («познай себя, и ты познаешь вселенную и богов»), Сократ («познай себя, чтобы стать счастливым»), Протагор («человек есть мера всех вещей»). Тем самым формируется антропоцентричная картина мира.

 

8. Каким себя увидел человек?

 

История человека – история самопознания, поиска самоидентификации. Это происходит через соотнесение-отличение себя от другого: я не мёртвый, я не зверь, я не вещь, я не бог, я не есть не я (но одновременно, во мне есть крупицы всего).

 

 

 

Алесандр «Венера Милосская» Микеланджело «Давид»

Я – индивид (один из «homo sapiens), индивидуальность (неповторим), личность (способен на самопознание, самораскрытие, творчество).

 

9. Свобода (внешняя и внутренняя)условие самораскрытия человека, возможностьбыть самим собой.

Свобода – отсутствие внутреннего и внешнего принуждения к каким-либо действиям или поведению, возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями.

Свобода всегда ограничена необходимостью (внешним принуждением, поэтому она – «осознанная («познанная») необходимость» (Б. Спиноза, Г. Гегель) и ответственностью (внутренними ограничениями) (поэтому «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»).

Человек «обречен на свободу», она является его «онтологической характеристикой» (Ж.-П. Сартр), но, чем больше свободы, тем больше риск выбора, больше ответственности и «меньше чувства безопасности» (Э. Фромм). В результате, современный человек начинает «бежать от свободы».

Две крайности: фатализм (от меня ничего не зависит) и волюнтаризм («что хочу, то ворочу»).

Внешняя свобода для современного человека, чаще – уже действительность; внутренняя свобода (индивидуального, творческого, конструктивного самораскрытия) для многих – пока возможность.

 

Литература

 

Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер. Два образа веры. – М., 1995.

Гроувс, К. Происхождение современного человека / К. Гроувс // Человек. – 1996, - №3. – С. 84 – 96.

Губин, В. Философская антропология / В. Губин, Некрасова Е. – СПб., 2000.

Казаков, Е. Ф. Антропология / Е. Ф. Казаков. – Кемерово, 2006.

Казаков, Е. Ф. Сердцеанин / Е.Ф. Казаков. – Кемерово, 2011.

Киселев, Г. С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? /

Г. С. Киселев // Вопросы философии. – 2007. - №4. – С. 111 – 119.

О человеческом в человеке. – М.,1991.

Проблема человека в западной философии. – М.,1988.

Лесков, Л. Возможна ли эволюция Хомо сапиенс? / Лесков, Л. // ОНС. – 1994. - № 6. – С. 71 – 83.

Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.,1991.

«Философская антропология» – http://anthropology.ru.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных