ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Потребности, интересы, ценностиПотребности – состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремится преодолеть. Являются движущей силой активности человека, его связи с внешним миром. Подразделяются на первичные (в пище, одежде, безопасности, половом влечении) и вторичные (в образовании, искусстве, религии). «Пирамида потребностей» Абрахама Маслоу (1908 – 1980 гг.) С «Пирамидой» А. Маслоу можно поспорить: 1) как любая общая модель она имеет отвлечённый характер, для каждого человека будет, в той или иной мере, своя «Пирамида» с собственной иерархией потребностей; 3) потребность в безопасности вполне можно отнести к базовым (когда очень страшно, не хочется ни есть, ни спать); 4) для трудоголиков работа и карьера важнее семьи, еды и секса; 5) «закон возвышения потребностей», для многих людей, не работает: они живут на уровне первых двух ступеней плюс развлечения; чем выше «Пирамида», тем меньше её покорителей (верхние её ступени для многих «срезаны»); 6) сначала надо подумать о теле, а потом уже – о душе, но духовные потребности – базовые для формирования собственно человеческого в человеке (ради них человек способен аскетически ограничивать, подавлять свою плоть, в том числе, её инстинкты и рефлексы); 7) самоактуализация «пронизывает» все ступени пирамиды, начиная с первой, так как человек индивидуально, «по своему», реализует все потребности («вершина» и «основание» сходятся); 8) любовь вполне можно «поднять» на высшую ступень: где же достигаются пиковые состояния самоактуализации, если не в творчестве и любви; 6) самопожертвование (выхаживание больного, альтруизм, смиренномудрие, служение Богу) не менее значимо, чем самореализация («Пирамида» построена в соответствии с западными ценностями (культ индивидуализма), отличающимися от отечественных (культ коллективизма, соборности, мессианства). Интересы – осознанные и эмоционально выраженные потребности, рождающие у человека деятельную целеустремлённость. Ценности выражают положительную значимость определённых предпочтений для человека, исходя из его потребностей и интересов. Они имеют конкретно-исторический характер, различаются исходя из групповых (демографических, национальных, религиозных, политических) и личных интересов. М. Шелер: «Ранг ценности тем выше, чем она долговечнее, чем большее удовлетворение вызывает».
2. Ценности дифференцируются на:
– материальные и духовные, – подлинные и мнимые, – позитивные и негативные, – относительные и абсолютные, – религиозные и светские, – эстетические и этические, – временные и вечные, – национальные и общечеловеческие.
Ценности имеют как конкретно-исторический, так и общечеловеческий характер. Общечеловеческие ценности: добро, свобода, истина, справедливость, мир, любовь, сотрудничество, толерантность. Внеисторические ценности, ценимые людьми всегда: здоровье, честь, доброе имя, богатство, ученость, справедливость, доброжелательность. Добродетели без меры могут приобрести черты пороков: смелость становится безрассудством, щедрость – мотовством, любовь – тиранией, забота – подавлением воли другого, гордость – гордыней, альтруизм – самоуничижением; уважение – низкопоклонством. Моральные антиценности (пороки, грехи): мизантропия (человеконенавистничество), гордыня, зависть, гнев, лицемерие, властолюбие, агрессивность, распущенность, эгоцентризм. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|