ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема смысла любвиа) любовь – сущностная характеристика жизни Любовь и жизнь (подлинная) – синонимы. Если я никого не люблю, то доказать, что я есть – невозможно. Можно перефразировать известную поговорку: скажи, кого (что) ты любишь, и я скажу, кто ты.
С. Дали «Влюблённая пара с облаками, вместо голов» б) любовь – сокровенное переживание, выражающее истинное Я
В любовном чувстве выражается именно моё переживание, именно мой выбор. Поэтому признание в любви начинается не с «Мы» («Мы с мамой тебя любим»), а с «Я» («Я тебя люблю»). Поэтому опыт каждой любви уникален (а значит, бесценен; «формулы любви», несмотря на все старания графа Калиостро, нет). Любовь всегда – мой свободный выбор, выбор моего сердца, а не решение ума. Поэтому можно купить тело, но не любовь, можно заставить жениться, но нельзя заставить полюбить.
в) любовь – гостья из иного мира
Странность, необыкновенность, возвышенность, чудесность любовного переживания – свидетельство реальности иного горнего мира, где совсем другие ценности, радости и упования. Любовь нисходит в наш мир, чтобы приподнять, высветлить, возвысить, унести его с собой. Непрерывное пребывание любви в нашем мире есть свидетельство непрерывного пребывания в нём Бога. г) любовь – единит
Согласно древнегреческому мифу, Эрос появился из первобытного Хаоса как главная сила, связующая воедино всю Вселенную. Любовь соединяет человека с Богом, природой, родиной, другим человеком, с самим собой (в противоположность, по В. С. Соловьёву, эгоизму, который разделяет, изолирует…). «Влечение ума рождает уважение, влечение души – дружбу, влечение тела – желание. В соединении трёх влечений рождается любовь» («Ветка персика»). Она – один из самых действенных способов преодолеть, так остро переживаемую человеком, частичность (а значит, не-с-частность). Любовь – жажда целостности и стремление к ней.
д) рождение любви – рождение человеческого в человеке
Духовная любовь принципиально отличает человека от животного. Собственно человеческую историю следует начинать не столько с обработанного камня, сколько с первых свидетельств любви: «Эпос о Гильгамеше» (Шумеры, III тыс. до н.э.), Нефертити и Эхнатон (Египет, XYI – XY вв. до н.э.), «Девушка, собирающая мёд» (рисунок в испанской пещере Арана, 30 тыс. лет наз.) – первое в мире признание в любви (так нарисовать девушку можно было, лишь влюбившись в неё, что любимо, то и красиво). "Девушка, собирающая дикий мед" (Арана, Испания) Нефертити е) христианское представление
Христос приносит в мир две неотделимые друг от друга заповеди любви: возлюби Бога больше, чем себя; возлюби ближнего, как самого себя. Как данность здесь полагается и любовь к себе. Но как любить себя и при этом не быть эгоистом? Это значит любить не своё «эго», а образ Бога в себе, то есть, в конечном счёте, это любовь не к себе, а к Богу в себе (или «сквозь» себя), иными словами, это любовь не ко всему себе, а лишь к достойному. Одно из самых высоких определений любви даётся в I Послании апостола Павла к коринфянам: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт… Если я обладаю всем, чем угодно, а любви не имею, то я – ничто». Если человек несёт в себе не только любовь к ближнему, но и любовь к Богу, то он не способен на зло, и потому: «Люби Бога, и делай, что хочешь» (Августин Блаженный). Любовь здесь – критерий истины. ж) любовь как познание
Мама – самая красивая на свете, потому что она – самая любимая. Любовь открывает зрение души, представая ключом к метафизической красоте мира. Ведь «главного глазами не увидишь, главное можно увидеть только сердцем» (А. Сент-Экзюпери). Отсюда, «любящий всегда гениален, так как открывает в предмете любви то, что скрыто от всякого нелюбящего» (А. Ф. Лосев).
з) смысл любви
– «в спасении и сохранении индивидуальности через жертву эгоизма» (В. С. Соловьёв); в соединении мужского и женского (образующем нового, истинного, всестороннего человека), окончательном преодолении распада и раздора, восстановлении образа Божьего в человеке (Н. А. Бердяев). 7. Проблема смысла смерти а) зачем человеку открыто знание о смерти Животное не знает, что живёт, не знает, что умрёт… «Человек начинается с плача об умершем» (М. К. Мамардашвили). Плач по умершему есть плач по себе самому, потерявшему в себе Другого. Знание о своей смерти и рождает «проклятые вопросы»:
В. Верещагин «Апофеоз войны»
если жизнь конечна, то зачем жить, зачем к чему-то стремиться, ради чего что-то делать? Из поисков ответов на них рождаются мифологии и религии (утверждающие бессмертие души), философия (определяемая Платоном как «искусство умирать»), рождается ощущение безнаказанности, безответственности и вседозволенности, так как смерть (если она – абсолютный конец) всё спишет, а потому – «после нас хоть потоп». Знание о смерти открыто, чтобы ценить жизнь, ведь человек ценит только то, что может потерять («Имеем – не храним, потерявши – плачем»). б) «мёртвые» среди живых К первым относятся те, кто живёт осмысленно, проживает свою жизнь, счастлив, потому что творит, любит, познаёт. К последним – те, чья жизнь направляется внешними обстоятельствами, другими людьми, они – объекты манипулирования, их личность не востребована и не развёрнута, их истинное Я в действительности не существует; эти люди есть только как физические величины («говорящее орудие», «пушечное мясо», «офисный планктон»), но их нет как душевных индивидуальностей.
в) взаимопроникновение жизни и смерти
Мы живы только потому, что непрерывно умираем, как в прямом (в нашем организме каждый день умирают и рождаются миллионы клеток), так и в переносном смысле (умирают не прошедшие испытания временем чувства, мечты, иллюзии, несостоятельные мысли). Смерть – не только антипод жизни, но и помощник, необходимое условие её самоосуществления, внутренний момент потока жизни.
г) полярное отношение к смерти
Двойственность природы человека обусловливает его полярное отношение к смерти: человек и пугается её (бояться может только тленная часть человека – плотское, ложное в нём), и бесстрашно взирает (страха нет у бессмертного человеческого духа).
д) умирает лишь смертное
Если оно смертно, то оно и должно умереть. Смерть выступает неподкупным, беспристрастным «фильтром», пропускающим в будущее, а тем более в вечное, только жизнеспособное; оставляющим в прошлом иллюзорное, сиюминутное, суетное.
е) ценность жизни можно понять, лишь побывав в «пограничной ситуации»
Человек начинает ценить жизнь по-настоящему, лишь непосредственно столкнувшись со своей собственной смертью. Соприкосновение со смертью делает человека серьёзнее, мудрее, ответственнее; учит не тратить попусту время, беречь своих близких; вызывает чувство вины и раскаяния, всегда предшествующие возвышающему духу спасения. В целом, проблема не в бессмысленности смерти, а в бездарности жизни. А потому знаменитое «Мemento more!» (помни о смерти) означает почти ему тождественное – «Помни о жизни!» Литература Абишева, А. К. О понятии «ценность» / А. К. Абишева // Вопросы философии. – 2002. - № 3. С. 55 – 61. Зубец, В. Н. Два типа ценностных изменений / В. Н. Зубец // Философские науки. – 2000. - №4. – С. 111 – 119. Каган, М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. – СПб.,1997. Федотова, Н. Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность / Н. Н. Федотова // Философские науки. – 2004. - №4. – С. 69 – 75. Чхартишвили, Г. Писатель и самоубийство / Г. Чхартишвили. – М., 2011. Толстой, Л. И. «Смерть Ивана Ильича» / Толстой, Л. И. – М., 2000. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.,1990. Неретина, С. С. Смерть как условие бессмертия / С. С. Неретина // Человек. – 2002. - № 4. – С. 70 – 81.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы 1. Приведите примеры религиозных и светских, «вечных» и временных (исторических) ценностей, ценностей общечеловеческих и национальных, корпоративных, семейных, индивидуальных. Каковы сходство и различие между ними? 2. За что Каин убил Авеля? 3. О чём спорили Христос и Пилат? 4. Каковы наиболее типичные ценности (антиценности) современного человека, ваши собственные? 5. Согласны ли вы, что свобода – это возможность быть самим собой, выбирать то, что представляется тебе существенно важным? Дайте своё определение свободы. Свободны ли вы? 6. Поразмышляйте на тему, заданную А. П. Чеховым в рассказе «Палата №6» (и недавнем одноимённом кинофильме) о том, зачем всё это, если всё конечно: жизнь человека и человечества, Солнечной системы и Вселенной? 7. Оправданно ли осуществление «малого зла» для предотвращения «зла большого» (вспомните дилемму Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского)? 8. Может ли убийца искупить свою вину? Проанализируйте образ Ивана Флягина из повести Н. Лескова «Очарованный странник» и жизнь старца Оптия (см. Википедию), в честь которого названа Оптина пустынь.
Заполните таблицу «Добро и зло»
Напишите, что (какие поступки, отношения, высказывания) именно Вы, по отношению лично к себе, воспринимаете как добро или зло. Есть ли точки соприкосновения в понимании добра и зла Вами и Вашими сокурсниками? Существует ли «абсолютное добро» и «абсолютное зло»?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|