Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личность основателя




Гаутама Сидхартха, Шакья Муни (563 – 483 гг. до н. э) – из царского рода, в юношеском возрасте сбегает из дворца, у которого «слишком высокие стены», прячущие жизнь. «Он уходит в Ночь, чтобы найти День». Во время его путешествия происходят четыре встречи: старика (что такое старость?), больного (что такое болезнь?), похоронной процессии (что такое смерть?), аскета (умерщвляющего тело для постижения истины). Чтобы найти ответы на возникшие вопросы, Гаутама становится аскетом. Через 7 лет (не получив ответы) прекращает аскетизм и начинает заниматься медитацией, во время одной из которых достигает просветления, открывая четыре благородные истины (в этот миг и превращаясь в Будду).

 

2. Четыре Благородные Истины:

жизнь есть страдание (преимущественно материальный земной мир (сансара) стремится подчинить нематериальную душу себе, загоняя её в «тюрьму», «могилу»);

причина страдания есть желание (низменные желания губят душу, а возвышенные трудно осуществимы);

чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний (стараться низменные желания подавлять, а возвышенные осуществлять);

для избавления от желаний нужно пройти восьмеричный путь спасения (знание четырёх Благородных Истин, праведное чувство, праведная мысль, праведная речь, праведный поступок, праведная жизнь, умение входить в состояние просветления, умение пребывать в состоянии просветления непрерывно).

Основные понятия буддизма

Санса́ра (с санскр. – «череда перерождений») – круговорот рождения и смерти; душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению, избавлению от результатов своих прошлых действий. Сансара – результат невежества, душа принимает временный, иллюзорный мир за реальность.

Нирва́на (с санскр. – «угасание, прекращение») – совершенный духовный мир, высшая цель всех живых существ. Освобождение от желаний, страданий и привязанностей, от круга рождений, свойственных сансаре, достижение покоя.

Ка́рма (с санскр. – «воздаяние») – вселенский причинно-следственный закон, по которому праведные или греховные действия человека определяют его жизнь в сансаре, испытываемые им страдания или наслаждения. Закон кармы (охватывающий как прошлые, так и будущие жизни человека) делает его ответственным за свою жизнь.

Реинкарна́ция (с лат. – «повторное воплощение») – перевоплощение души из одного тела в другое. В каждой жизни развивается новая личность, но одновременно определённая часть «Я» остаётся неизменной, переходя из тела в тело.

Дхарма (с санскр. – «поддерживать») – далее неделимая частица бытия, элементарный «кирпичик» сознания и мира. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека, воспринимающего мир.

Бодхидхарма

Дзен (чань) буддизм

(VVI вв.)

Дзен (с санскр. – «сосредоточенное созерцание», медитация, отстранённость) – школа буддизма, получившая распространение в Китае (чань), на Дальнем Востоке (японское дзэн, вьетнамское тхиен, корейское сон), в России (Бурятия, Тува, Калмыкия).

 

1.Основатель дзен

 

Бодхидхарма (440 – 528 гг. н. э) – 28-й буддийский патриарх, девять лет медитировал в пещере, жил в монастыре Шаолинь (Китай), передал монахам комплекс упражнений (цигун).

 

2.Особенности дзен:

 

нерациональнность (находясь в иррациональной медитации Будда и открыл «благородные истины»),

– акцент на духовную практику,

– направленность на раскрытие индивидуальности человека («убей Будду!») и его творческого потенциала; на антистереотипность мышления и поведения,

– отсутствие текстов с готовыми ответами на мировоззренческие вопросы, к этим ответам (в собственной оригинальной версии) человек должен придти сам.

3. Три ступени медитации:

 

– «я вижу горы и реки такими, какими их видят все» (конформистское «баранье» сознание»);

– «я не вижу ни гор, ни рек» («пустая чаша» сознания, я уже не вижу, как все, но ещё не вижу по-своему);

– «я вижу горы и реки такими, какими их не видел ещё никто» (неповторимость мировосприятия).

 

К. Хокусай «Волна»

4. Две модели обучения («учитель-ученик»):

 

1) ученик копирует учителя, осваивая его знания и умения (ученик не идёт дальше учителя, учитель не развивается) – эта модель не принимается;

2) учитель не даёт готовые знания, а загадывает загадку, рассказывает коан, притчу, а ученик должен сам найти содержащиеся там смыслы (ученик становится учителем, учитель – учеником; исполняется вековая мечта: «Учитель, воспитай себе ученика, чтобы было у кого учиться»; они обмениваются не «яблоками», а «мыслями», у каждого мысли удваиваются) – эта модель динамичная, обновляющаяся, и принимается в дзен.

 

5.Заданияучителя:

 

– загадки («Корова пролазила в окно, она почти вся пролезла, а хвост застрял, почему застрял хвост»; «Если у тебя есть посох, я дам его тебе. Если у тебя нет посоха, я возьму его у тебя»);

– коаны (темы для размышления) («Я рыдал у моря, оно не переполнилось»; «Человек стоит в собственной тени, и думает, почему ему темно»);

– мантры (священные песнопения) («О-о-о-м»);

– притчи (рассказы со скрытым смыслом, до которого нужно добраться),

– хокку (нерифмованное трёхстишие)

 

«Ива склонилась и спит

И кажется мне, соловей на ветке…

Это её душа»

Мацуо Басё

Задания основаны на принципе non-finito (незавершённости, недоговорённости, обусловленном незавершённостью самого мира), достроить, додумать, завершить предлагаемую мысль или образ должен сам ученик (читатель, слушатель, зритель), раскрывая при этом свою индивидуальность и творческий потенциал.

 

 

Йога (с санскр. – «единение») – учение, изложенное Патанджали (II в. до н. э.) в книге «Йога-сутра». Необходимость благочестивых упражнений для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния просветления, нирваны.

 


Патанджали Шанкара

Адва́йта-веда́нта (с санскр. – «источник знаний о проявленном мире») – учение, одним из авторов которого является Шанкара (788 – 820 гг.).

«Брахман реален, мир нереален, индивидуальная душа и Брахман – одно и то же»; в этом ключе трактуется знаменитое изречение Упанишад «тат твам аси» («ты есть то»).

Мир иллюзорен, объекты «реального» мира – это тоже определенные представления и потому несубстанциальны; они преходящи, а преходящее не может быть реальным.

Реален только Брахман – безличный абсолют, «душа мира», первооснова всех вещей и феноменов, наивысшее запредельное истинное «Я» каждого человека.

Мокша – духовное освобождение – заключается в осознании своей тождественности Брахману (через изучение Вед и йогическую практику).

 

 

Рамакришна (1836 – 1886 гг.) – реформатор индуизма. Наша вселенная и множество других вселенных – просто пузырьки, возникающие на поверхности высшего океана интеллекта (Брахмана). Осознание Бога является высшей целью человеческой жизни, поскольку только это может принести человеку высшую радость и мир. Бог Един, Он как личен, так и безличен в одно и то же время и известен под разными именами в различных религиях. Бога возможно осознать различными путями, которые можно узнать из мировых религий.

 

 

Рамакришна Вивекананда

Все религии истинны настолько, насколько они ведут к осознанию Абсолютной Истины («Знание ведёт к единству, неведение – к различию»). Чистота ума, целомудрие главное условие для осознания Бога («Пока не станешь простым как ребёнок, не сможешь достичь Божественного просветления»), но Божья милость может спасти даже безнадёжного грешника. Вместе с верой в Бога необходимо позитивное отношение к жизни, вместо того чтобы предаваться самоосуждению или унынию. Бог живёт во всех людях как Самосущий, поэтому ко всем людям нужно относиться с уважением («Бог во всех людях, но не все люди в Боге. Вот почему они страдают»).

 

Вивекананда (1863-1902) – ученик Рамакришны. Бог один, отличаются лишь его имена. «Джива есть Шива» (каждая личность является божественной сама по себе). Если существует единство Брахмана, лежащее в основе всех явлений, тогда на какой основе мы считаем себя лучше или хуже других? Сострадание к тем «индивидуумам», которые остаются в неведении об этом Единстве и решимость помогать им. Желание личного спасения должно быть оставлено, только неутомимая работа для спасения других может быть истинным признаком просветленного человека. Никто не может быть истинно свободен до тех пор, пока не свободны все.

Философии ненасилия (сатьяграха), создатель – Махатма Ганди (1849-1948), один из лидеров движения за независимость Индии. Основная идея – в стремлении воздействовать на благоразумие и совесть противника через отказ от насилия, готовность переносить боль и страдания. Цель – превращение соперника в союзника и друга. Обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие. Насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Это – оружие не слабых, а – сильнейших духом.


Махатма Ганди Шри Ауробиндо Гхош

Махатма Ганди «10 советов об изменении мира»

1. Измените себя

«Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением»

Если вы измените свои мысли, то изменятся ваши чувства и поступки. И благодаря этому мир вокруг вас изменится. Не только потому, что вы будете смотреть на окружающее через призму новых чувств и мыслей, но и потому что внутренние перемены позволят вам поступать так, как вы бы не стали делать раньше, опираясь на прежний образ мыслей.

2. Обретите контроль над собой

«Без моего согласия никто не может мне навредить»

То, что вы чувствуете и как на что-то реагируете, всегда зависит только от вас самих. Могут существовать «типовые» шаблоны поведения в различных ситуациях, но в большинстве случаев вы можете сами выбирать, что думать и чувствовать по отношению практически ко всему.
Возможно, это произойдет не сразу или так будет происходить не все время, и привычка мыслить по-старому будет давать о себе знать.
Но постепенно вы осознаете, что никто извне в действительности не способен управлять вашими чувствами и сможете использовать этот образ мышления в повседневной жизни.

3. Простите и забудьте

«Слабый никогда не прощает. Прощение — признак сильного»

«Принцип „око за око“ может сделать слепым весь мир»

Невозможно победить зло злом. И как говорится в предыдущем совете, вы всегда сами выбираете, как отнестись к чему-то. Когда вы начнете все больше и больше прибегать именно к такому образу мышления, вы сможете относиться к происходящему так, как это наиболее полезно для вас и других людей.

Если вы не прощаете, то позволяете прошлому и другому человеку держать под контролем свои чувства. Простив, вы освободите себя от этих пут и затем сможете сосредоточиться на чем-нибудь другом.

4. Бездействуя, вы ни к чему не придете

«Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений»

Мало что может быть сделано, если не предпринимать никаких действий.
Вы можете начать искать утешения в рассуждениях, как об этом говорит Ганди. Или бесконечно читать и учиться. И вам будет казаться, что вы двигаетесь вперед. Но при этом у вас не будет никаких реальных результатов, или они будут невелики.

 

Итак, для того, чтобы действительно достичь того, чего хочется, и по-настоящему понять себя и свой мир, вам необходима практика. Книги могут дать вам знания, но не навыки. Вам необходимо действовать и воплощать знания в результатах.

5. Живите в настоящем

«Я не хочу предвидеть будущее. Меня заботит настоящее. Бог не дал мне возможности управлять тем, что будет»

Лучший способ преодолеть внутреннее сопротивление, которое часто мешает нам действовать, — оставаться в настоящем.

Почему? Когда вы живете настоящим, вы не беспокоитесь, что будет потом, ведь вы не можете этим управлять в любом случае. И нежелание переходить к действию, которое возникает из страха будущих последствий или воспоминаний о прошлых неудачах, теряет свою силу. Становится легче действовать, сосредоточиться на текущем моменте, и проявить себя с лучшей стороны.

6. Мы всего лишь люди

«Я заявляю, что я — обычный человек, которому свойственно заблуждаться, как и любому смертному человеку. Однако, у меня достаточно смирения, чтобы признать свои ошибки и пойти на попятный»

«Это не очень мудро — быть уверенным в собственной мудрости. Необходимо помнить о том, что сильнейший может проявить слабость, а мудрейший может допустить ошибку»

Когда вы начинаете идеализировать отдельных людей — даже если они добились выдающихся результатов — вы рискуете, отделяя себя от них. У вас может сложиться чувство, что вы, в отличие от них, никогда не сможете достичь подобных успехов, из-за того, что они настолько сильно отличаются от вас. Поэтому очень важно никогда не забывать о том, что каждый из нас — обычный человек, вне зависимости от того, кем он является в жизни.

Очень важно помнить о том, что все мы люди и каждый из нас может делать ошибки. Применение к людям необоснованных стандартов в будущем приведет лишь к появлению еще большего числа абсолютно не нужных конфликтов в вашем мире и негатива в вас самих.

7. Будьте настойчивы

«Вначале вас не замечают, затем над вами смеются, затем с вами борются, а затем вы побеждаете»

Будьте настойчивы. Со временем неприятие вокруг вас ослабнет, а потом и вовсе исчезнет. Ослабнут ваши внутреннее сопротивление и склонности к саморазрушению, которые тянут вас назад и мешают вам меняться.

Выясните, что вы действительно любите делать. Это позволит вам найти внутреннюю мотивацию продолжать снова и снова шагать дальше. Одна из причин, почему Ганди настолько успешно применял свой метод ненасильственного сопротивления, заключается в том, что он и его сторонники были невероятно настойчивы. Они просто не знали слова «сдаться».

 

Случаи, когда успех или победа приходят так быстро, как вам бы этого хотелось, очень редки. Одна из причин, почему люди так и не добиваются того, чего они хотят, заключается в том, что они просто слишком рано сдаются. Обычно для достижения поставленной ими цели требуется гораздо больше времени, чем они рассчитывали. Отчасти подобное ошибочное заблуждение проистекает из окружающего нас мира — мира полного волшебных пилюль от любых проблем, где в рекламе вам постоянно обещают, что вы можете значительно похудеть или заработать целое состояние всего за 30 дней.

Наконец, еще один полезный совет о том, как не утратить настойчивость — не теряйте чувство юмора. Это поможет легче относиться к жизни в самые тяжелые времена.

8. Ищите в людях добро и помогайте им

«Я рассчитываю только на хорошее в людях. Я сам не без греха, и потому я не считаю себя вправе заострять внимание на ошибках других»

«Величие человека особенно видно по тому, насколько он способствует благополучию ближних»

«Я понимаю, что когда-то для способности руководить были необходимы мускулы, но сейчас это означает умение ладить с людьми»

В каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Но вы всегда можете выбрать, на что обратить свое внимание. Если вы хотите добиться положительных изменений, тогда правильным решением будет сосредоточиться на хороших сторонах людей. Это позволит сделать вашу жизнь проще, так как ваши отношения станут более позитивными и приятными.

9. Будьте гармоничны, искренни и оставайтесь собой

«Счастье — это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, пребывает в гармонии»

Один из лучших советов по улучшению ваших навыков общения заключается в том, что вам необходимо начать искренне общаться и вести себя с другими людьми. Когда ваши мысли, слова и действия становятся гармоничны, вы обретаете огромное внутреннее наслаждение. Вы чувствуете прилив сил и удовлетворение самими собой.

Если вы по-настоящему искренни, то люди пытаются действительно услышать, что вы им говорите. Ведь в вашей речи нет фальши, противоречий или какого-либо лицемерия.

 

Но если ваши поступки не будут соответствовать тому, что вы говорите, тогда вы начнете терять веру в то, что можете добиться своей цели, а также веру других людей в вас. Не обманывайте себя.

10. Продолжайте расти и развиваться

«Постоянное развитие — это закон жизни. И человек, который все время старается придерживаться твердо установленных взглядов только ради постоянства, загоняет себя в неправильное положение»

Вы всегда можете значительно улучшить ваши навыки, изменить привычки или пересмотреть вашу оценку. Вы можете достичь более глубокого понимания своей природы и мира вокруг вас.

Разумеется, при этом вы можете выглядеть нелогичным или не понимать время от времени, что делаете. У вас могут появиться проблемы с достижением гармонии или искренним общением. Но если вы не будете развиваться, то, как считал Ганди, поставите себя в заведомо проигрышную позицию: вы будете отстаивать свои старые взгляды и цепляться за них, чтобы выглядеть постоянным, пока не поймете, что происходит нечто неправильное. Гораздо более полезным и счастливым будет выбор пути роста и развития.

«И нтегральная йога» – учение Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950). Духовное и материальное начала совпадают в Абсолюте (отсюда, синтез материализма и идеализма). Большинство традиционных учений считают, что Духовный путь возможен лишь через уход от материальной жизни. Но материальный мир — не ошибка, а тот эволюционный уровень, который дух должен преобразить через трансформацию самой человеческой природы (путём привнесения света и сознания в каждую клеточку человеческого тела, частицу материи). Так происходит нисхождение Божественной силы и последующая трансформации Материи.

Литература

Гриненко, Г. В. История философии / Г. В. Гриненко. – М., 2005.

Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк. – М, 2003.

Хрестоматия по философии. – М., 2008.

Радхакришнан, С. Индийская философия / С. Радхакришнан. – М., 1956.

Рой, Б. Индийская философия / Б. Рой. – М., 1961.

Буддизм. Словарь / под ред. Жуковской Н.Л. – М., 1992.

Железная флейта. – М., 1998.

Гийон, Э. Философия буддизма / Э. Гийон. – М., 2005.

Плоть и кость дзен. – М., 2001.

Судзуки, Д. «Основы дзен-буддизма» / Д. Судзуки. – М., 2007.

Японские трёхстишия / в пер. В. Марковой. – М., 2000.

Бах, Ричард. «Чайка по имени Джанатан Левингстон» / Ричард Бах. – М., 2000;

Бредбори, Рей. «Апрельское колдовство» / Рей Бредбори. – М., 2001.

Казаков, Е. Ф. Искусство как путь к философии / Е. Ф. Казаков. – Кемерово, 1999.

Казаков, Е.Ф. С земли не упадёшь / Е.Ф. Казаков. – Кемерово, 2007.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Заполните таблицу






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных