Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ




Исламская философия – философские учения Востока, разрабатывающиеся в эпоху Средневековья и опирающиеся на Коран.

Этапы:

1) классический, или средневековый (VIII – XV вв.);

2) позднее Средневековье (XVI – XIX вв.);

3) современность (вторая половина XIX – XXI вв.).

Направления

1. Калам – рациональная теология (YIII в.), дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам.

Основные вопросы: о единстве Аллаха, его сущности и атрибутах; о сотворённости или несотворённости Корана; о свободе воли и предопределении; о том, какой человек считается истинно верующим, какой неверующим, какой совершившим тяжкий грех.

 

2. Восточный аристотелизм – средневековая мусульманская философия (IX – XII вв.), опирающаяся на авторитет Аристотеля.

Основные черты: рациональный, логический стиль изложения; различие потенциального и актуального существования; теоцентризм, восприятие Бога как вечного двигателя и генератора форм; утверждение вечности материи.

 


Аль-Кинди Аль-Фараби

 

Аль-Кинди (801 – 873 гг.) – «философ арабов» (первый в исламском мире обратился к трудам Аристотеля), дал «неоплатоническое» определение Аллаха как абсолютного и трансцендентного сущего.

Концепция пяти прасубстанций (материи, формы, движения, места и времени) и концепция четырёх видов разума: деятельного (всегда находящегося в актуальном состоянии); потенциального; перешедшего в актуальное состояние; проявляющегося.

«Извечное – то, что вообще никогда не могло быть несуществующим». Не имеющее ни субстрата, ни атрибута, ни причины, ни рода, неизменное вневременное начало не постигается человеческим умом

 

Аль-Фараби (872 – 950 гг.) – «Второй учитель» (после «Первого учителя» Аристотеля), основоположник восточного перипатетизма (Книга – «Об общности взглядов Божественного Платона и Аристотеля»). Начала мира разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. Возможно сущее для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир. Космический разум заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства.

«Трактат о взглядах жителей добродетельного города» учение об идеальном государстве (с религией, «подражающей» истинной философии, стремлением к достижению истинного счастья, господством добра и справедливости) и о порочных государствах (где нет представления об истинном счастье, а внимание уделяется только телесному здоровью, наслаждениям и богатству).

 

Ибн Сина(Авиценна) (980 – 1037 гг.) – «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга знания». Для людей необходим закон, и тот, кто будет обязывать его соблюдать – пророк, оповещающий, что есть некий всемогущий творец, «единый, истинный и бесподобный».

 


Ибн Рушд (Аверроэс) Ибн Сина (Авиценна)

 

Подлинным бытием обладает лишь Бог, единственная Высшая Реальность, объемлющая всё – от Божественного мира до праха земного. Мир совечен Творцу. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека.

Ибн Рушд (Аверроэс) (1126 – 1198 гг.) – перевёл и прокомментировал ряд сочинений Аристотеля (книга «Комментатор»). В книге «Опровержение опровержения» отстаивает права разума в познании; разграничивает рациональную религию (доступную немногим образованным) и образно-аллегорическую (доступную всем), что явилось одним из истоков теории « двойственной истины » (обосновывавшей независимость истин разума от истин религии).

Мир вечен и первоматерия безначальна. Бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Мировой разум (нус) – единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отдельные души извне. Бессмертия индивидуальной души нет. На основании его идей возникло учение аверроизм, осуждённое церковью.

 

3. Исламский либерализм (евроислам) – ислам, проникнутый европейской культурой («просвещённый ислам»), отделяющий ритуальную составляющую веры (совершение намаза, ношение хиджаба) от морально-мистической и не придающий первой существенного значения; допускающий философский секуляризм внутри мусульманской культуры.

4. Суфизм (суфийский ислам)(YII – XXI вв.) – мистическое течение в исламе, путь очищения души от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (упор на искренность, борьба со своим животным (страстным) началом, искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость).

Отличительные особенности: проповедь бедности, утверждение призрачности окружающего мира, аскетизм, безмолвная молитва, полагание на волю Аллаха. Ступени пути суфия: неукоснительное исполнение законов мусульманской религии, послушничество, познание Бога не умом, а сердцем, полное постижение истины.

 

Аль-Газали (1058 – 1111 гг.) – автор работ, легализовавших суфизм в исламе. Книга – « Воскрешение наук о Вере ». Рационально сконструированная вера – нежизненна, нравственные устои должны основываться на непосредственном общении с Аллахом, а также на личном опыте переживаний. При этом важно обретение просветления или божественной благодати, для которой надо освободиться от всего искусственного.

Существует три уровня бытия: высший – занимает Аллах, который самодостаточен; низший – составляет материальный мир; между ними находится мир людей, души которых обладают свободой воли. От Аллаха им даются идеи и наклонности, однако дела определяются только волей людей. Джихад – не борьба на поле боя, а преодоление своего низшего "я". Основные суфийские ценности и идеалы – терпение, любовь, бедность, аскетизм. Разум необходим для познания, включающего в себя логику, практику, сомнения и объективность. Но также необходимы проблески интуиции и экстаз (по мере приближения к Аллаху), и коллективные суфийские ритуалы.

 


аль-Газали Ибн Араби

Ибн Араби (1165 – 1240 гг.) – «величайший учитель», разработал учение о единстве бытия, отрицающее различия Бога и мира. Книга – «Мекканские откровения». Бытие едино, но его следует воспринимать двояко – как Истину и как Творение, как абсолютное единство и как множественность.

Мир есть развертывание во времени и пространстве Бога, который непрерывно является в неповторимых и бесчисленных образах материального бытия, позволяющих Ему посмотреть на себя со стороны. Атрибуты и качества Бога, рассеянные в предметах и сущностях вселенной, собраны воедино лишь в Совершенном Человеке – земной ипостаси и «зеркале Бога». Богоявление – переход Бога из состояния «в-себе-бытия» в состояние «бытия-для-другого». Желая познать себя, Бог воплощает свои атрибуты в мире своих «творений». «Совершенный человек» есть микрокосм, отражающий все уровни бытия и постигающий не отдельные аспекты истины, а саму Истину.

Три вида познания: а) интеллектуальное, основанное на рассуждениях; б) непосредственное переживание в состоянии экстатического транса; в) боговдохновенное познание «таинств», имеющее сверхразумную природу, присущее пророкам и «святым» (внутреннее озарение). Свое учение «О единстве бытия» он рассматривает как высший синтез человеческого знания, а себя – как воплощение Совершенного Человека.

 


Мулла Садра Ислам

Мулла Садра (1571 – 1636 гг.) – синтезировал идеи неоплатоников, перипатетиков, суфиев и мусульманских теологов. Книга – «Престольная мудрость». Познание – не просто накопление сведений, а преображающий процесс. Цель философии – подражание Богу, приближение к Нему, и потому ее нельзя ограничивать рамками того или иного вероисповедания.

Бог – источник всего сущего. Всё, что мы видим и ощущаем, – лишь сосуды, вмещающие конечную частичку Божественного Света. В то же время Бог – выше повседневной действительности. Сущность Бога («Слепота») отличается от Его разнообразных проявлений. Весь космос исходит от «Слепоты» и образует «единый самоцвет» с множеством граней, которые соответствуют ступеням самооткровения Бога в Его атрибутах, или «знамениях». Эти ступени воспроизводят этапы возвращения человека к Источнику Бытия.

Единение с Богом возможно не только в мире ином, его можно достичь уже в этой жизни благодаря познанию (через рациональные знания, мир видений и творческого воображения). Всё, что может обрести человек и что составит воздаяние ему в мире ином, не имеет иного источника, кроме сокровенного «я» самого человека, сотканного таким, какое оно есть, силой намерений и замыслов, глубоких убеждений и поступков. Небеса и Божественный мир следует искать не в ином мире, а в собственной душе; и потому у каждого человека – свои, особые Небеса и свой Бог.

Инайят Хан (1882 – 1927 гг.) – суфийский учитель, принесший суфизм на Запад в начале XX века, носитель «Суфийского Послания» о свободе Духа. С 1910 года путешествовал, покинув Индию, с лекциями и концертами по Америке, Европе, посещал Россию.

Литература

Смирнов, А. В. Логика смысла: Теория и её приложение к анализу классической арабской философии и культуры / А. В. Смирнов. – М., 2001.

Универсалии восточных культур. – М., 2001.

Фролова, Е. А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность / Е. А. Фролова. – М., 2006.

Введение в классическую исламскую философию. Пер. с анг. / Лимэн Оливер. – М., 2007.

Корбен, Анри. История исламской философии. / Анри Корбен. – М., 2010.

Хайям, Омар «Рубаи» / Омар Хайям. – М., 2002.

 

 

Р. Магритт «Сувенир путешествия»

 

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Периоды: античность (YII в. до н. э. – IY в. н. э.), Средние века(IIXIII вв.), Возрождение (XIV – XVI вв.), Новое время(XVIIXIX вв.), современность (XX – XXI вв.).   Особенности: вераврациональноепознание,наукуипрогресс; вера в человека, его неограниченные возможности; убеждение, что в человеке и человеком всё может быть познано.

 

 

Поликлет «Дорифор»

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

философия Древней Греции и Рима (YII в. до н. э. – IY в. н. э.)

Основные черты:

– космоцентризм (начиная с Сократа – антропоцентризм),

– созерцательность,

– поиск первоначала мира (архэ),

– рациональность и интуитивность,

– гуманность.

Культурный расцвет – Афиныстолица философии»), Y век до н. э. («Золотой век» Перикла). Наивысшее развитие искусства, философии, науки. Культ человеческого тела, его совершенной красоты, все пропорции которого были измерены, описаны («Канон» Поликлета) и воплощены («Дорифор», храмы соответствовали линиям и пропорциям тела). Греки доказали, что и они, как боги, способны быть бессмертными (создали бессмертную культуру) и совершенными (статуя Афродиты не менее совершенна, чем роза).

Первые греческие философы – досократиаки

1. Первая философская школа – Милетская,

YII –YI вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)

 

Особенности:

– выступали с материалистических позиций;

– занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

Парменид Анаксимандр

– пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»).

Главная проблема – поиск архэ (первоначала мира) и субстанции (первоосновы мира). Первоначало по Фалесу – вода, по Анаксимену – воздух, по Анаксимандру – «апейрон» (неопределённое беспредельное первовещество, из которого рождаются все противоположности).

 

2. Элейская школа (элеаты),

VI – V вв. до н. э. (Парменид, Зенон Элейский, Ксенофан)

 

Особенности:

изучали проблемы познания, чётко разделяя чувственное познание, которое неподлинно, и высшее рациональное (разумное), являющееся истинным;

были сторонниками монизма: выводили все множество явлений из единого первоначала (по Пармениду, бытие есть, а небытия, появления и уничтожения, а так же пространства (пустоты) и времени (смены прошлого настоящим) нет;

бытие неподвижно, едино, целостно, совершенно и законченно;

элейцы открыли мир человеческой мысли, качественно отличающийся от мира природы; на смену интуиции пришло непротиворечивое дискурсивное мышление (дискурс – логично выстроенная мысль, основанная на предыдущем суждении);

считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма; исключение – стихийный материалист Ксенофан, считавший первоначалом мира Землю, утверждавший, что не боги творят людей, а люди – богов, но выше человеческого понимания есть истинный бог);

«Апории» Зенона (логические противоречия) – «Стрела» (движение состоит из множества точек покоя, движения нет); «Ахиллес и черепаха» (Ахиллес не догонит черепаху, когда он будет достигать места, где была черепаха, она будет оказываться хотя бы немного, но впереди).

Парменид: «бытие – неподвижно».

Гераклит: «бытие – непрерывно меняется».

Гераклит Мир по Гераклиту

3. Гераклит Эфесский («Тёмный») (544 – 483 гг. до н. э.), основатель диалектики. Главная книга «О природе».

Принадлежал к знатному роду, но добровольно отказался от привилегий. Не имел ни учителей, ни учеников. Вёл уединённый образ жизни, удалившись в горы, «кормясь быльём и травами». Писал книги как можно «темнее», чтобы доступ к ним имели лишь способные (Сократ: «Что я понял прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком»). В конце жизни выколол себе глаза, чтобы не видеть мир.

1) Мир «вечно живой огонь», «молния управляет всеми вещами». Всёпроизошлоиз огня и пребывает в состоянии постоянного изменения (огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода в землю). Периодически в мировом пожаре космос уничтожается, чтобы возродиться снова. Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

2) Души состоят из огня; они из него возникают и в него возвращаются, огонь души соотносим с огнем мира. Душа бесконечна («можно идти-идти, до края души не дойдёшь»).

3) Диалектика. Всё есть поток (Теория потока). «Всё течёт, всё меняется». «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Непрерывная изменчивость, всилу внутренней раздвоенности на противоположные стороны (огонь-влага), и их взаимодействием. Всё в жизни возникает из противоположностей и познается через них (об одном и том же можно сказать два верных противоположных мнения). Постоянство не какой-либо первоэлемент, но сам всеобщий процесс изменений.

4) Бог соединяет все противоположности, формируя Единство.

 

«Из Единого (Логоса) всё происходит и из Всего – Единое».

«Этот Космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».

«Небесные тела есть чаши с огнем».

«Век дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле».

«Вечность ребёнок, царство ребёнка».

«Если бы счастье было в телесных удовольствиях, то самыми счастливыми были бы быки».

«Скрытая гармония лучше явной».

«Многознание уму не научает».

«Я искал самого себя».

«Рожденные жить, они обречены на смерть, да ещё оставляют детей, чтобы родилась новая смерть».

4. Пифагор Самосский (570 – 490 гг. до н. э.).

 

Родился в семье каменотёса. Рождение его было предсказано Пифией (жрица в храме Дельфийского Оракула), в честь которой он и получил своё имя. Много путешествовал, общаясь с мудрецами того времени, в том числе, египетскими жрецами и вавилонскими магами. Организовал религиозно-философскую школу («пифагорейское братство»), проповедуя здоровый аскетизм и строгую мораль. Слышал музыку космоса. Признавался «величайшим эллинским мудрецом» (Геродот).

Пифогор Нумерология

1) Идея освобождение души путём нравственного и физического очищения. Вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.

2) В основе вещей лежит число, познать мир значит познать управляющие им числа.

3) Каждое число соответствует определённому этапу развития мира и человека:

«0» – «змея, кусающая себя в хвост»(мир в потенциальном состоянии, «непроросшее зерно»);

«1» – «божественная монада»(мир пробудился, «божественный первотолчок);

«2» – дуада (единый мир раздваивается на противоположности, «стадия конфликта»);

«3» – триада(«число небесной гармонии», между противоположностями воцаряется Божественная Монада, примиряя и уравновешивая их);

«4» – Тетрада(оформляется 4-х мерный земной мир: 4 земные стихии, 4 стороны света, 4 времени года).

«Всё есть число».

«Числа правят миром».

«Не из всякого дерева можно выточить Меркурия».

«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом».

«Не суди о своём величии по своей тени при заходе солнца».

«Ты не можешь быть счастлив один, счастье есть дело двоих».

«Начало есть половина всего».

«Делай великое, не обещая великое».

«Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок».

«Не заставляй детей ронять слёзы слишком часто, иначе им нечего будет уронить над твоей могилой».

 

5. Атомисты –материалисты, Y – I вв. до н. э. (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Л. Кар) – считали микроскопические частицы («атомы») началом и строительным материалом всего сущего.

 

Демокрит (460 – 370 гг. до н. э.) – основатель античного материализма («линия Демокрита» противостоит «линии Платона»). Главная книга – «О природе человека».

 

 

Демокрит Эпикур

Важнейшие идеи:

– весь материальный мир состоит из неделимых атомов, имеющих различную величину и форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками»);

– между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

– атомы находятся в вечном движении, круговороте: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из них возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

– атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания, они умопостигаемы.

Главное в поведении человека – мера, ибо «если превысить меру, то и самое приятное сделается самым неприятным».

 

Эпикур (342-271 гг. до н. э.) создал фелицитологию – науку о счастье.

Чтобы помочь людям стать счастливыми, надо вначале понять, почему они несчастны. Главная причина несчастия — страх. Два самых сильных страха: страх смерти и страх перед богами.

Условия счастья:

1) Преодоление страха

Аргументы для преодоления страха смерти:

а) «Если смерть есть, меня нет, если я есть — смерти нет» (Всё, что человек знает о смерти — знание о чужой смерти. О своей смерти он или ещё не знает, или уже не знает. Как можно бояться того, с чем я не встречаюсь, пока я жив?).

б) Мы не страдаем о том, что нас не было 100 (1000…) лет назад, так с какой же стати нам страдать, что нас не будет через 100 (1000…) лет.

в) Посмотрите, какими приходят в наш мир младенцы (чистыми, светлыми). А откуда они приходят? Из небытия, то есть, оттуда, куда уходят старики. Значит, там ничего ужасного нет.

г) Умирает не только тело, но и душа (и она — материальна, состоит из атомов), значит, нет посмертных адских мучений, суда, наказаний.

Аргументы для преодоления страха перед богами:

а) многие события, происходящие на Земле, можно объяснить естественными причинами без участия богов;

б) боги могущественны и бессмертны, значит, они живут так, как хотят жить, значит они счастливы. С какой стати им выходить из состояния блаженства, вмешиваясь в наши конфликты и дрязги;

в) если бы боги активно вмешивались в нашу жизнь, разве в ней было бы столько зла и несправедливости?

Надо не бояться богов, а брать с них пример, стремясь пребывать в том же состоянии блаженства, в котором пребывают они. А если уж кого бояться, так это людей.

2) Минимализм («Счастье есть отсутствие болезней тела плюс спокойствие души»).

3) Дружба («С другом твоя радость становится в два раза больше, а горе — в два раза меньше», «Важна даже не столько сама помощь друга, сколько твоя уверенность в том, что друг поможет»).

4) «Живи незаметно» скромность, отсутствие гордыни, хвастовства, чванства и тщеславия, иначе появятся недоброжелатели и завистники.

5) Не улетай слишком сильно в мечты и надежды, чтобы не обесценивать настоящее.

6) «Моmento more» – помни о смерти, «с arpe diem» –лови день. То есть, цени каждый миг жизни. Торопись жить, но… «торопись медленно», чтобы не упустить что-то важное.

7) Нужно стремиться к состоянию атараксии – невозмутимому спокойствию, и тогда тебе не будет дела до богатства и глупости других.

 

«Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание, не изгоняются из души болезни».

«В философских спорах выигрывает побежденный, ибо приобретает новую мудрость».

«Ешьте, пейте, веселитесь, после смерти – никаких удовольствий».

«Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью».

«Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня».

«Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок».

«Если Бог желает предотвратить зло, но не может этого сделать, тогда он бессилен; если он мог бы это сделать, но не хочет, тогда он исполнен злобы; если же он имеет как силу, так и желание, то откуда берется зло?»

«Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не – жизни».

«Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что быть счастливым еще рано или уже поздно».

«Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу».

«Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным».

«Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать».

«Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни».

«Кому малого не достаточно, тому ничего не достаточно».

«Гедонизм»

Эпикуреец –тот, кто выше всего ставит чувственные наслаждения и жизненный комфорт.

Гедонизм (от лат. hedone –«удовольствие») – учение о том, что удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни (основатель – Аристипп (435 – 355 гг.), киренаики, киренская школа: смысл жизни – избегание боли и получение физического удовольствия, добродетель – умение господствовать над своим наслаждением и управлять желаниями).

Эвдемонизм (с греч. – «блаженство») – учение, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. В отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. По Эпикуру высшим родом удовольствий являются не низменные физические радости, а утонченные духовные.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных