Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Периоды патристики




 

1) Апостолический (до сер. II в.) – сочинения «отцов церкви», евангелистов, примыкающих к апостолу Павлу.

2) Апологический II-III вв. (apologia – защита; попытка доказать совместимость христианского учения и греческой философии на том основании, что это «предуготовительное учение, полагающее и выравнивающее путь по Христу», а Логос, понимаемый как Святой Дух – посредник между Богом и миром) – Юстин, Афинагор (вторая половина II в.), Тертуллиан, Ориген.

 

Тертуллиан Ориген

 

 

1. Ориген (185 – 254 гг.) – греческий теолог, оскопил себя, чтобы избегнуть соблазнов, нарисовал первую христианскую картину мира, сформулировал понятие «Богочеловек».

Картина мира по Оригену

2. Тертуллиан (160 – 222 гг.) – финикийский богослов.

«Верую, ибо абсурдно».

«И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно».

«Доброму человеку нельзя любоваться казнью злого».

«Если бы на земле было столько веры, сколько ожидается награды на небесах».

«При нескладности жизни складность учения подозрительна».

«Душа от рождения – христианка».

«Христианами не рождаются, а становятся».

3. Св. Юстин Мученик и Философ (100 – 167 гг.)– римский богослов, за отказ от почитания эллинских богов обезглавлен вместе с 6 учениками.

 

«Душа – дыхание Божие».

«Мудрый побеждает так, что его победу никто не чувствует».

 

3) Систематическая патристика (IV-V в.в.) – систематизация церковной доктрины, спор о природе Христа, обоснование догмата Святой Троицы по которому Бог, обладая общей сущностью представлен 3 лицами (ипостасями), истолкование мира как системы смыслов – Каппадокийский кружок (собирательное название происходивших из Каппадокии трёх «отцов церкви» Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова – разработавших догмат св. Троицы), св. Иоанн Златоуст.

 

1. Св. Григорий Нисский (335 – 394 гг.) греческий богослов, экзегет (экзегетика – истолкование Священного Писания), один из трёх «великих каппадокийцев».

«У добродетели один предел совершенства – не иметь предела». «Нашей природы превратность не тверда даже и во зле».

 

2. Св. Василий Великий (330 – 379 гг.) – греческий богослов, мог отмаливать даже самые тяжёлые грехи и давать надежду отчаявшимся.

«Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся».

«Целомудрие в старости – не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается».

 


Иоанн Златоуст Августин Блаженный

 

3. Св. Григорий Богослов (330 – 390 гг.) :

«Невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро».

«Смерть установлена в пресечении греха, чтобы зло не стало бессмертным».

«Учение есть пища и для питающего».

«Человек, который с трудом умеет быть под начальством, еще гораздо труднее умеет начальствовать над людьми».

4. Св. Иоанн Златоуст (344 – 407 гг.) – греческий богослов, блестящий оратор, автор проповедей и псалмов, один из трёх «Вселенских святителей» (вместе с В. Великим и Г. Богословом).

« Все злые люди хуже и безумнее диких зверей».

«Надо плакать больше всего о тех, кто творит зло, а не о тех кто его терпит».

«Терпеть зло не есть зло, а причинять зло есть зло».

«Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся – ударь его по щеке, сокруши его уста,освяти руку свою ударом».

«Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был хороший конь и великолепный дом, а о том, чтобы у него была хорошая душа, нисколько не заботятся. Это и расстраивает всю вселенную».

«Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника».

«Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи, и бедняки – равно мои дети».

«Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а духовно мертвых, погрязших в ереси, делает живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы кто меня ни бранил, от чистого сердца говорю: «Мир, ибо любовь Отца во мне».

«Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами».

«Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее».

«Столько же создать может слово, сколько разрушить страх».

 

4) Догматическая патристика – стабилизация догм. Августин Блаженный (354 – 430 гг.) – римский богослов, «самый святой из всех грешников, и самый грешный из всех святых». Главные книги: «Исповедь», «О Граде Божием».

Основные идеи

1) Жизнь по Богу, постоянное искание Его – единственно ценная и достойная человека.

2) Есть два вида благ человеческой жизни: а) те, которые следует любить и лелеять (любовь к Богу), б) те, без которых нельзя прожить, ими необходимо пользоваться, но к ним нельзя привязываться, тем более любить (блага и вещи реального мира).

3) В мире существует два Града:Град Божий (основанный на «любви к Богу, доведённой до презрения к себе») и Град Земной (основанный на «любви к себе, доведённой до презрения к Богу»). Большинство людей живёт в Граде Земном. Град Божий на земле церковь. Борьба двух Градов смысл мировой истории. Град Божий, в конечном счёте, восторжествует.

4) Проблема теодицеи –«оправдания Бога» за существующее в мире зло.Человек единственное творение Бога, способное к духовной эволюции. Духовная эволюция происходит, когда душа трудится. Душа трудится, когда выбирает, как поступить, что сказать, как оценить. Поэтому человеку и дана свобода выбора. Выбирая, душа ошибается, страдает, взрослеет, мудреет… и, нередко «от обратного» (не доверяя сразу Богу, Его заповедям), «попробовав зло на вкус», набравшись собственного отрицательного опыта, разворачивается к Богу.

Бог зла не создаёт, но попускает в мире зло, создаваемое человеком, чтобы тот обрёл свой личный опыт соприкосновения со злом, сам понял его разрушительную, убийственную силу, и принял решение повернуть в обратную сторону, к добру.

Если Бог будет уничтожать зло, создаваемое человеком, то человек будет и дальше создавать зло, так и не поняв его губительную силу.

«Люби – и делай что хочешь».

«Человек стоит по воле Божией, а падает по своей воле»

«Главная тайна в человеке – это тайна соединения души и тела».

«Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться».

«Радуясь чужой беде, человек становится подобным дьяволу».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных