Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Периоды схоластики




 

1) Ранняя схоластика, IX XII вв. (Иоанн Скот Эриугена; Иоанн Росцеллин; Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр. Нерасчленённость науки, философии, теологии. Дискутируется проблема универсалий (общих понятий), оформляется метод «Sis et non» (надо выслушать все доводы «за» и «против», и только после этого принять решение).

В. Куш «Свеча»

1. Иоанн Скот Эриугена (810 – 877 гг.)– ирландский сторонник реализма, «первый отец схоластики», тосковавший по эллинской духовности, любящий самоцельную игру ума; идеи его осуждены церковью; умер, заколотый писчими перьями своих учеников.

Главные идеи:

примат разума перед авторитетом религиозного предания, дистанции между философией и верой не существует;

пантеизм: объединяет Бога и мир в едином понятии «сущего», или «природы»;

сущее проходит 4 самодвижения: 1) «природа творящая и не сотворённая» (Бог как предвечная первопричина), 2) «природа сотворённая и творящая» (платоновский мир идей), 3) «природа сотворённая и не творящая» (мир единичных вещей), 4) «природа не сотворённая и не творящая»(Бог как конечная цель всех вещей, вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса);

Бог – не личность, а присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя: «Бог не знает о себе, что Он есть, ибо Он не есть никакое «что».

«Красота есть единство в разнообразии».

 

2. Иоанн Росцеллин (1050 – 1123 гг.) – французский «отец номинализма», обвинен в тритеизме, но отверг обвинение и не был осужден.

Главные идеи:

чувственные впечатления – исходный пункт постижения внешнего мира;

универсалии – просто слова, сотрясения воздуха, реально существуют только единичные вещи, нет никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общим понятиям;

если три Лица Троицы суть одна реальность, то Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном; но, если три Лица являются тремя отдельными реальностями, то в таком случае мы приходим к трехбожию (тритеизму).

3. св. Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109 гг.) – итальянский представитель реализма, «отец схоластики».

Главные идеи:

– вера – основа рационального знания («верую, чтобы понимать»);

– бытие Бога выводимо из самого понятия Бога (Бог есть, потому что Он есть, при рождении человека Бог вкладывает в его разум идею о Себе);

– все стремится к Благу – Бог и есть Абсолютное Благо;

– все ограничено и имеет некий верхний предел, это и есть Бог;

– бытие целостно по какой-то причине, это и есть Бог;

– Бог – совершенство, превосходящее все мыслимое; значит, Он существует вне нас и вне этого мира.

 

 

Пьер Абеляр св. Бонавентура св. Альберт Великий

4. Пьер Абеляр (1079 – 1142 гг.) – французский представитель концептуализма (промежуточной позиции между реализмом и номинализмом), «трубадур философии», «рыцарь диалектики» (широкую известность получила его тайная любовь к Элоизе, приведшая к рождению сына и оскоплению отца, постригшегося в монахи, учение его неоднократно осуждалось церковью). Книга «История моих бедствий».

Основные идеи:

– «понимаю, чтобы верить» (вера, приобретённая без содействия умственной силы, недостойна свободной личности);

– единственными источниками истины являются диалектика и

Священное писание, даже апостолы могли заблуждаться;

– человек несёт полную моральную ответственность за свои поступки, как добродетельные, так и греховные;

деятельность человека определяется его намерениями, сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым.

2) Средняя (зрелая) схоластика – XIII в. (Бонавентура, Альберт Великий; Фома Аквинский; Роджер Бэкон; Иоанн Дунс Скот. Наука и философия отделяются от религии; особый интерес вызывает учение Аристотеля.

 

1. Св. Бонавентура («Счастливый Жребий») (1221 – 1274 гг.) итальянский богослов-мистик, «серафический доктор».

Основные идеи:

– мир – книга о бытие, а бытие – Бог, сеятель и причинный

разум, от которого исходят все законы мироздания;

– идеал духовной жизни – путь медитативного восхождения к горнему, проходящий через испытание совести, размышление о страданиях и смерти Христа, приводящий к соединению с Богом через любовь и осознание божественной красоты в созерцании Троицы;

– наличие истин в человеческой мысли – следствие прямого воздействия божественного света на наш разум («при непогрешимости со стороны познающего»).

2. Св. Альберт Великий (1193 – 1280 гг.) немецкий теолог, схоласт, «Doctor Universalis» («всеобъемлющий доктор»), наставник Ф. Аквинского.

Основные идеи:

– наивысшее бытие есть Бог: в Нем, в отличие от всех сотворенных вещей, сущность и существование совпадают; будучи высшим бытием, истиной и благом, Он является причиной всего сущего, благого и истинного;

– душа дает телу бытие и осуществляет его движения, она – совершенство тела;

– если философия основывается на разуме, то теология – на откровении Святого Духа, цель теологии – указать человеку путь к вечному спасению и счастью, цель философии – теоретическое познание; – доказательства бытия Бога: мир не может сам сотворить себя, всеобщей первопричиной может быть только Бог; в основании изменчивого материального должно лежать неизменное нематериальное, это и есть Бог. 3.Роджер Бекон (1214 – 1294 гг.) английский философии естествоиспытатель, «удивительный доктор». Основные идеи: – источники познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт, «экспериментальная наука – владычица умозрительных наук»; – жизненный опыт и опыт, полученный через внешние чувства, касаются лишь материальных предметов; – только математика, чьи истины являются врожденными и обладают самоочевидной достоверностью, есть «врата и ключ» всех прочих наук («без математики невозможно знать небесное, а небесное – причина происходящего в низшем мире»);       Роджер Бекон Иоанн Дуннс Скотт

– ни одна частная наука не имеет самостоятельной ценности, она подобна “вырванному глазу”, если не устремлена к «совокупной мудрости»;

– есть и духовный опыт через мистическое внутреннее озарение, высшей формой знания является теология;

– необходимо возрождение нравственности, знание проникает только в чистую душу, лишь она способна принять божественную премудрость.

 

4. Св. Фома Аквинский (Аквинат)(1225 – 1274 гг.) – итальянский теолог, философ-схоласт, католический святой, «ангельский доктор», «князь философов», рационализировавший христианство и христианизировавший философию, (по имени Тома его учение называется «томизм», в современной интерпретации – «неотомизм»). Книги: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников».

Фома Аквинский

1. Пять доказательств бытия Бога.

Онтологическое обоснование (если есть понятие, не данное нам непосредственно, должна существовать и сущность, которая его порождает) не устраивало философов.

1) Всё находится в вечном непрерывном движении. У движения всегда есть источник, движущая сила. У вечного, всеобщего, непрерывного движения должен быть вечный источник. В материальном мире такового («вечного двигателя») нет, значит, его надо искать в сверхматериальном, духовном мире. Духовной силой, способной непрерывно приводить весь мир в движение, может быть только Бог.

2) Все события, происходящие в мире можно расставить в причинно-следственную цепочку. Первая причина в ней будет причиной самой себя. Только для Бога нет других причин, а весь мир – лишь следствие.

 

 

 

 

Г. Доре «Бог-Творец»

 

 

3) Положим, что мир возник случайно. Тогда бы он не смог существовать так долго, и не смог бы многократно повторять-воспроизводить себя. Чтобы возник наш мир, необходимо совпадение бесчисленного множества случайностей. Бесчисленное множество случайностей случайно совпасть не может. Значит, наш мир возник закономерно. Законодателем мира может быть только Бог.

4) Мир мог бы быть другим. Кто заложил именно эту цель в развитие мира? Кому по силам быть Целеполагателем Вселенной? Только Творцу Вселенной, то есть Богу.

5) Всё существующее – совершенно в определённом отношении. Роза совершенно цветёт, уж совершенно ползает, чайка совершенно летает, обезьяна совершенно лазает. В человека вложены чувства красоты, справедливости, способности познавать и творить. В истоке мира должна пребывать сумма всех этих совершенств. То есть, начало мира должно быть всесовершенным. Всесовершенным является лишь Бог.

2. Вера и знание

В идеале, вера (истинная) и знание (истинное) должны сойтись. Ведь это – разные (нерациональный и рациональный) способы постижения одного мира. Если же они расходятся, то выбор нужно делать в пользу веры. Она – более короткий путь к истине, универсальнее, доступнее (поверить может каждый, и глупый, и необразованный), она – нравственнее (так как есть победа над сомнением), фундаментальнее, без неё невозможно обойтись (мы не знаем, что будем завтра живы, что будем любимы, счастливы, здоровы… но верим в это).

3. Признаки красоты:

– красота не частична, не ущербна, а целостна (если у человека красив только нос, его нельзя считать красивым);

– в красоте есть соразмерность, гармония (слишком оттопыренные уши нарушают красоту);

– всё истинно красивое возвышает душу («смотрю на красивое и становлюсь красивее», гениальное – не всегда красивое);

– истинно красивое обладает внутренним светом (лицо доброго, влюблённого, милосердного человека светится).

– истинная красота (превращающая красивое в прекрасное) есть синтез внешнего и внутреннего (красота души – её доброта), при ведущей роли последнего.

 

«Добро – то, чего желают все».

«Любить кого-либо – то же самое, что желать этому человеку добра».

«Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал».

«Наш долг – ненавидеть в грешнике его грех, но любить самого грешника за то, что он – человек, способный на благо».

«Пути зла разнообразней путей добра».

«Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего».

 

5. Иоанн Дунс Скот (1266 – 1308 гг.) – английский философ-схоласт, номиналист, «тончайший доктор», отстаивающий позицию, противостоящую Ф. Аквинскому.

Основные идеи:

главное не умственное созерцание Бога, а единение с ним через акт воли (воля важнее интеллекта);

теология – «практическая мудрость», необходимая для «врачевания духа»;

построение рациональной этики невозможно и ненужно, то, что противоречит божьей воле и не исходит из любви есть грех.

 

Спор и природе универсалий («общих понятий»): какова соотносимость единичных вещей и общих понятий,отражающих их сущность? Два подхода: реализм и номинализм.

Реализм (Эриугена, А. Кентерберийский, Ф. Аквинский) восходил к учению Платона, утверждавшему, что универсалии существуют до и вне вещей – в Божественном разуме. Умеренный реализм опирался на теорию Аристотеля об общих родах, по которой универсалии реально существуют, но обязательно в вещах, а не вне их (т.е. абсурдно утверждать, что реально есть человечность вне конкретного человека).

Номинализм (Росцеллин, Д. Скотт, У. Оккам) полагал, что общее есть лишь после вещей, умеренное направление считало, что универсалии – не самостоятельные вещи, а мысли, понятия, имена, создаваемые нашим умом путем абстрагирования. Крайний номинализм утверждал, что это условные понятия, иллюзии, которых вовсе нет.

Лик Христа с Туринской плащаницы

3) Поздняя схоластика (XIV – XV вв.) характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления. Знаменует кризис средневекового мышления, связанный с отрывом размышлений (например, о том, «сколько ангелов поместится на кончике иглы») от главной задачи – спасения человеческой души.

Ульям Оккам (1300 – 1349 гг.) – английский номиналист, «непобедимый доктор», сформулировавший «закон экономии мышления» («бритва Оккама») – «не следует умножать сущности сверх необходимого»;

Жак Буридан (1300 – 1358 гг.) – французский номиналист, ученик У. Оккама, включивший в научное знание опытное естествознание, считавший проблему свободы выбора логически неразрешимой («Буриданов осёл», находясь между двумя равными охапками сена, не сможет сделать выбор, и умрёт от голода);

Майстер Экхарт (1260 – 1327 гг.) – немецкий мистик, учивший о стоящем за Богом Божестве, непостижимой и невыразимой «чистой божественной сущности».

 

Понятие «схоласт» используется ныне в отрицательном смысле, обозначая склонность к оторванным от жизни отвлечённым рассуждениям, бесплодным умствованиям.

 

Литература

Августин, А. Исповедь / А. Августин. – М., 1992.

Боргош, Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргош. – М., 1975.

Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М., 1979.

Майоров, Г. Р. Формирование средневековой философии /

Г. Р. Майоров. – М., 1979.

Чанышев, А. М. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. М. Чанышев. – М., 1991.

Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры /

А. Я. Гуревич.– М., 1984.

 

Ответьте на вопросы

1) Чем отличается, по выражению Б. Паскаля, «Бог философов» от «Бога веры»?

2) В чём сходство и отличия научного и религиозного (христианского) представлений о рождении мира и человека?

3) Какова причина кризиса средневековой философии?

4) В каком смысле используется ныне слово «схоласт»?

Видеофилософия

Посмотрите на You tube к/ф “Мастер и Маргарита» (начало 1 серии – спор о доказательствах бытия Бога);ток-шоу «Культурная революция». М. Швыдкой. «Атеизм – безнравственен» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам.

Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Особенности:

возрождение интереса к античности, попытка соединения её с христианством, нарастание светского, антиклерикального;

формирование пантеизма (Н. Кузанский, Д. Бруно, Я. Бёме), отождествляющего Бога и мир, вплоть до их слияния;

антропоцентризм, гуманизм, идеал – всесторонне развитый человек, равновеликий Богу;

развитие натурфилософии, опора на опыт и рассудок, а не на интуицию и откровение, становление опытных наук;

скептицизм (М. Монтень), ставящий под сомнение устоявшиеся авторитеты, мнения (религиозные прежде всего);

– появление социальных утопий (Т. Кампанелла «Город Солнца», Т. Мор «Утопия») конструирующих идеальные модели будущего.

 

Данте Алигьери Николо Макиавелли

 

1. Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) – итальянский гуманист, великий поэт, провёл долгие годы в изгнании, умер от малярии. В 9 лет влюбился в соседскую девочку Беатриче. Через 9 лет встретил её уже замужнюю. Был женат («по принуждению и уговорам»), но через всю жизнь пронёс любовь к Беатриче, «владычице помыслов», посвятив ей «Божественную комедию» («поэтическую энциклопедию средневекового миросозерцания»).

Основные идеи:

двоякое предназначение человека: высшее, внеземное блаженство не требует отказа от земного счастья; оно осуществляется путём «философских наставлений» и «наставлений духовных» (основывающихся на Священном Писании);

свобода воли лежит в основе человеческих действий, накладывая на него ответственность за происходящее, для его совершенствования;

новая гуманистическая антропология: предназначение человека – действовать и познавать в этом мире, работать над великим и грандиозным делом.

 

 

Модель мира

по «Божественной комедии» Данте

2. Николо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) – итальянский философ и политический деятель. Книга «Государь».

Главные идеи:

в истории нет места для божественного вмешательства, вереница событий объясняется лишь изменением нравов;

история не есть безличный «ход времени», успех деяний человека зависит не только от необходимости, но и от его приспособления и противостояния ей;

нужно использовать нормы морали в целях укрепления государства; благим является всё, что содействует этому;

закон политической морали «цель оправдывает средства», но цель не личный интерес, а общее благо.

 

Макиавелли́зм удержание власти любыми средствами, в том числе, грубой силой и циничным пренебрежением нормами морали (лесть, обман, подкуп, подлог, шантаж, убийство).

 

3. Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) – немецкий философ-теолог.

Метод учёного незнания. Ученое незнание есть осознание диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью (Богом), в которую он включен и к которой стремится. Каждая вещь (в том числе, человек) выступает как содержащая в свернутом виде весь мир, как микрокосм.

4. Николай Коперник (1473 – 1543 гг.) – польский астроном, служил священником, достаточно скептически относясь к догматам и правилам Церкви. Книга «О вращениях небесных тел».

Основные идеи:

«коперникановская революция»: переход от геоцентризма (многовековая традиция Аристотеля–Птолемея (2 в. н. э.), принятая христианской церковью) к гелиоцентризму (об этом говорил ещё Аристарх Самосский в 3 в. до н.э.);

смена научной парадигмы: до сих пор видимое отождествлялось с действительным, у Н. Коперника впервые видимое есть «перевёрнутое» отражение действительности, скрытой за явлениями;

человеческие существа – относительно незначительные создания на пятнышке пыли, вращающемся вокруг небольшого светила в огромной, потенциально бесконечной Вселенной.

 

Мишель МонтеньНиколай Коперник

5. Мишель Монтень (1533 – 1592 гг.) – французский философ-скептик. Книга «Опыты».

Важнейшие идеи:

– человек – не центр вселенной, не венец творения, не любимец Бога, он – природное существо, его величие – в осознании себя не господином, а частью природы;

– человек свободен тогда, когда следует законам природы;

эгоизм – главная причина человеческих действий;

– пёстрое многообразие философских взглядов – свидетельство не богатства мысли, а интеллектуального бессилия, обусловленного природой человека;

истинная философия учит достойно жить, а значит и умирать;

в центре философии должна стоять наука о добре и зле – мораль;

– надо стремиться к любви, счастью, покою души и комфорту тела, здесь и сейчас (бессмертие души – проблематично);

– нравственный долг и добродетель ценны настолько, насколько они не противоречат счастью; всякое насилие над своей природой во

 

П. Брейгель Старший «Слепцы»

 

 

имя долга – бесплодно, самые важные обязанности человека – по отношению к самому себе;

– каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так, в конечном счете, проявляют справедливость и к самому себе.

 

«Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя».

«В человеке есть искра разума (искра Божия), но это – не костёр».

«Что я знаю? Знание – всегда процесс, а не догма. Там, где есть догмы, нет науки, но возможно откровение и вера. Сомнение должно пронизывать человека».

«Если хочешь излечиться от невежества, надо в нём признаться. В начале всякой философии лежит удивление, её развитием является исследование, её концом – незнание».

«Души императоров и сапожников скроены на один и тот же манер».

«Ничто в природе не бесполезно, даже сама бесполезность».

«Самая великая вещь на свете – умение принадлежать себе».


 

Джордано Бруно Томас Мор

6. Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.) – монах-доминиканец, философ-пантеист, сторонник учения Н. Коперника. Обвинён инквизицией в свободомыслии, признан «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Лишён священнического сана, отлучён от церкви, и приговорён к «самому милосердному наказанию без пролития крови», сожжению живым («Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», «Сжечь не значит опровергнуть!». Старушке, бросившей в костёр вязанку хвороста, сказал: «О, святая простота». Последние слова: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай»). Книги – «О бесконечности, вселенной и мирах», «О причине, начале и едином».

Главные идеи:

о едином начале и мировой душе как движущем принципе вселенной (неоплатонизм);

цель философии – познание не Бога (так как его положительное определение невозможно), а природы, являющейся «богом в вещах»;

развитие гелиоцентрическую теории Н. Коперника, идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной;

основная единица бытия – монада, в деятельности которой сливаются материальное и духовное, объект и субъект; высшая субстанция «монада монад», Бог; как целое она проявляется во всём единичном – «всё во всём» (пантеизм).

 

«Дух находится во всех вещах и нет ни малейшего тельца, которое не заключало бы в себе возможности стать одушевлённым. Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится не вне и не над, а везде и повсюду».

«Природа есть сам Бог. Ни одна вещь не может быть обособлена от божественного присутствия».

«Вселенная есть целиком центр. Центр вселенной повсюду и во всём».

«Существуют бесконечные земли, бесконечные солнца и бесконечный эфир. Другие миры так же обитаемы, как и этот».

«Ни одна вещь не является всем тем, чем может быть».

 

 

7. Томас Мор (1478 – 1535 гг.) – английский гуманист, один из основоположников утопического социализма, католический святой. Выступил против Реформации, спорил с Лютером относительно роли Церкви и папства. Отправлен в отставку, заключен в тюрьму Англии, казнён королём Генрихом YIII. Книга «Утопия» (с греч. – «место, которого нет»).

Главные идеи:

в идеальном государстве нет частной собственности, разобщающей людей, социального неравенства (все трудятся по 6 часов); разрешаются любые религиозные культы, но запрещён атеизм, «ведущий к безнравственности»;

цель Утопии – счастье, заключающееся в свободном развитии способностей, радости творчества, познании, удовольствиях здорового тела (пьянство, разврат, леность отвергаются как пороки; рабы – преступники, поставленные обществом на тяжёлые работы – необходимы как отрицательный пример для подрастающего поколения).

С. Боттичелли «Рождение Венеры» (фрагмент)

 

«Нет добродетели, более присущей человеку, и ему особенно свойственной, чем служение на благо и утешение другого».

«Счастье заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и добропорядочном. Ибо к нему, как к высшему благу, влечет нашу природу сама добродетель».

«Если хотите иметь успех, вы должны выглядеть так, как будто Вы его имеете».

«Мы все едем на казнь в одной и той же телеге: как я могу кого-либо ненавидеть или кому-то желать зла?».

 

8. Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.) – итальянский философ-гуманист, создатель коммунистической утопии. Сын сапожника, монах-доминиканец, неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. Возглавил заговор против испанского владычества. Приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению. 27 лет провёл в тюрьме (написав там ряд своих произведений), оправдан, освобождён, сохранил ясность ума. Книги «Город Солнца», «Философия, доказанная ощущениями».

 

 

 

Томмазо Кампанелла «Город Солнца»

 

Главные идеи:

о необходимости опытного познания;

о двойном откровении (природы и «Священного писания»);

вселенная – не бесконечна, однако существует множество миров;

– «Город Солнца» – идеальная коммунистическая община, где упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд (4 часа в день) обязателен для всех, огромное внимание – развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию, руководство в руках учёно-жреческой касты;

осуществить духовное единство человечества должны европейские государи и римский папа.

А. Дюрер «Меланхолия»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных