Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






По части 2. Профэтика юриста




Часть 1. Общая этика и история этики

На «5» - 12 вопросов из первой части (в минимум входят этико-политико-правовые учения Аристотеля, Канта) ИЛИ эссэ по теме «История этики для профэтики» (можно конкретнее, например, этика Канта для профэтики юриста) плюс 6 любых вопросов из первой части (желательно, чтобы в итоге получилась научная статья)

На «4» – 8 вопросов из первой части (в минимум входят этико-политико-правовые учения Аристотеля, Канта) или эссэ по теме «История этики для профэтики» (можно конкретнее: например, этика Канта для профэтики юриста) плюс 4 любых вопросов из первой части.

На «3» – 4 вопроса из первой части (в минимум входят этико-политико-правовые учения Аристотеля, Канта плюс два на выбор)

По части 2. Профэтика юриста

На «5» – 12 любых вопросов (в минимум входят этика полицейского, следователя, адвоката, судьи и еще один вопрос на выбор)

на «4» - 8 вопросов (в минимум входят этика полицейского, следователя, адвоката, судьи и еще 5 вопросов на выбор)

на «3» - 4 вопроса (в минимум входят этика полицейского, следователя, адвоката, судьи)

Литература:

1) Аракелов Ю.С. и др. Проф.этика юриста: ответы на экз вопросы, 2006;

2) файл «Основы вост этики для ПЭЮ»;

3) Введение в западную философию свободы (ВВФС – сокр.) Гомбоева Л.В., У.-У.: 2011. – по части1.

4) Кобликов А.С. Юридическая этика. М.: 2005

5) Гармаев Ю.П. Комментарий к Кодексу этики адвоката. 2005.

6) Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве.

 

ВОПРОСЫ. Часть 1. Общая этика и история этики

1. Этика. Мораль. Нравственность. Уровни развития нравственного сознания. Золотое правило нравственности (Источники: лекции, семинара, + Аракелов)

2. Моральная регуляция. Нормы, ценности, идеалы, принципы в профэтике (Аракелов)

3. Структура нравственности (Аракелов)

4. Основные категории этики (Аракелов)

5. +Принципы ямы и ниямы в йоге (в конце этого файла)

6. +Буддийская этика (в конце этого файла)

7. +Даосизм (в конце этого файла)

8. +Конфуций о благородном муже, государстве, двух типах государственного правления (в конце этого файла)

9. Релятивистская этика софистов. Рационалистическая этика Сократа и Платона

10. Этико-политико-правовая концепция Аристотеля (эвдемонизм, дианоэтические и этические добродетели; политика, по Аристотелю, справедливые и несправедливые государства, естественное и позитивное право, по Аристотелю, Ввзфс)

11. Этика Эпикура (эвдемонизм, гедонизм). Этика стоицизма (ВВФС)

12. Этика Ветхого и Нового завета (Ввзфс, с. 399-466)

13. Учение Аврелия Августина (о свободе воли, о справедливости, о двух градах (Ввзфс))

14. Право и политика в учении Фомы Аквинского (ввзфс, 4 типа законов, учение о правителе)

15. Гуманизм эпохи Возрождения и «реальная политика» Н. Макиавелли

16. Основы концепций человека и государства Т. Гоббса и Дж. Локка

17. Учение о естественном и цивилизованном человеке и республиканизм Ж.-Ж. Руссо

18. Этико-политико-правовая концепция И. Канта (феномены, ноумены, важнейшие ноумены, свобода как условие нравственности, категорический императив в двух формулировках, основная задача политики, государства и права, о природе человека и контроле над властью, Ввзфс)

19. Этика Маркса. Экзистенциализм Ж.П. Сартра (о свободе, существовании и сущности) против детерминизма Маркса. (ВВФС)

20. Этика Шопенгауэра и Ницше (ВВФС, с. 261-269 – знать суть)

21. Концепции справедливости Джона Ролза и Роберта Нозика (Введ в зфс,с. 361-366 – знать суть)

22. Инструментализм и учение о демократизации общества Джона Дьюи (Введ в зфс,с. 341-342).

Смысл изучения части 1 состоит в том, что именно уровень развития общей морали определяет уровень профессиональной морали юриста. Или подробнее смотрите басню Крылова «Крестьянин и лисица».

Часть 2. Профэтика

1. +Мораль и право. Их определения, общность и различия. Основы позитивистского и естественно-правового понимания права.

2. +Нравственные основы законодательства. Статьи 2, 7, 13.1 и 13.2, а также 17-25, Статьи 49, 51, 120, 121, 122 Конституции РФ (необязательно дословно)

3. +Задачи и принципы уголовного права. Статьи 3-7 УК РФ. Статьи 6-19 УПК РФ

4. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания (Установление истины как нравственная цель доказывания. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте. Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению. (Гл. 5 Кобликов). Доказательное значение показаний обвиняемого. Уголовная ответственность за ложные показания. Два вида лжесвидетельства (Гл. 5, Кобликов))

5. Общие нравственные требования к деятельности следователя [1](Кобликов, 2005, с. 79-81)

6. Некорректные тактические приемы следствия (Кобликов, 2005 г., с. 81-89+ с.90)

7. Этические проблемы и рекомендации проведения допроса (Кобликов, 2005, с. 91-97)

8. Этические проблемы и рекомендации осмотра места происшествия, освидетельствования, обыска и предъявления для опознания лица (Кобликов, 2005, с. 97-101)

9. Нравственные требования к деятельности судебной власти[2] (Кобликов, 2005, с. 104-106) + Кодекс судейской этики.

10. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного характера разбирательства дела (Кобликов, 2005, с. 107-112)

11. +Нравственная сущность Кодекса этики прокурорского работника.

12. +Общие и специальные нормы (запреты) деятельности адвоката (Гармаев Ю.П. Комментарий к кодексу профессиональной этики адвоката; п. 1.1.)

13. +Адвокатская тайна (Гармаев Ю.П. Комментарий к Кодексу ЭА)

14. +О честности, разумности (компетентность) и добросовестности как принципах адвокатской этики (Гармаев Ю.П. Комментарий и/или Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. М., 2000)

15. +Этические правила поведения адвоката с клиентами, с коллегами и правоохранительными органами

16. +Нравственные основы деятельности нотариуса

17. +Деловой этикет в проф. деятельности юриста. Судебный этикет

18. +А.Ф. Кони – главные идеи в области права и этики (Аракелов, с. 58-59)

19. + Принципы деятельности полиции (ФЗ О полиции)

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ из части 2

Примерный ответ на вопрос 1. Мораль и право

Мораль и право являются взаимосвязанными и системообразующими сферами нашей культуры. От уровня морального и правового сознания зависит уровень доверия в отношениях между людьми, инвестиционный климат в экономке, качество нашей жизни в обществе. Отсутствие развивающей господствующей государственной идеологии, нарастание экономических проблем, снижение материального уровня жизни значительной массы населения, усугубляющееся расслоение общества, политика снижения качества и доступности образования, медицины, - все это признаки системного кризиса в стране, корни которого лежат в сфере морали и праве. Во многом кризис является следствием недальновидной политики, в результате которой за 15-20 лет правления не создано материальных, политических, моральных, правовых, человеческих ресурсов, социальных институтов, достаточных для развития страны.

Повышение уровня морального и правового сознания будущих юристов – не только важнейшая профилактика возможных нарушений профэтики, профессиональной деформации личности, но и основа для того, чтобы будущие юристы внесли посильный вклад в развитие добросовестных отношений в обществе, в развитие страны.

Значение изучения морали юристами состоит не только в развитии их собственного уровня морального сознания, но и в том, что к народу, которому нужно «держаться без денег и качественного образования» нужны, прежде всего, не карательные меры, а воспитательные.

М ораль – это система исторически сложившихся определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающаяся в поступках и действиях людей, регулирующая их отношения друг к другу, обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемая личными убеждениями, традициями, воспитанием и т.д.

Вся совокупность основных понятий, взаимосвязанных и взаимообусловленных, образуют так называемую систему моральной регуляции (нормы, ценности, принципы).

Моральные принципы и нормы в юридической деятельности прописана в различных Федеральных законах (ФЗ) и Кодексах этики: ФЗ «О статусе судей в РФ» 1993 г.; Кодекс судейской этики 2012 г. ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» 2002; Кодекс профессиональной этики адвоката 2003 г. ФЗ «О прокуратуре РФ» 1995; Кодекс прокурорского работника 2010 г. Фз «О полиции» 2011 и др.

ПРАВО. Концепции права. Во первых надо отметить, что вопрос «Что такое право?» не имеет однозначного ответа.

Позитивистская концепция права: Право - это совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Поз. право исходит из того, что есть (в законах) Естественно-правовые концепции права Право – это совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Е. п. всегда выступает как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею обществен-ных отношений. Е.п. исходит из того, что должно быть.

Способы обоснования права (из уч. «Философия права» О.Г. Данильян и др.)

Правовой объективизм. Правовые смыслы черпаются из объективной реальности

- Юридический биологизм (фрейдизм; социобиология – право как отражение биологических отношений);

- Юридический экономизм (марксизм – право как отражение экономических отношений);

- Политический объективизм (Макиавелли, Гоббс – «Власть, а не истина творит закон»)

- культурно-исторический объективизм (Гуго и др.: право возникает из недр народного духа и эволюционирует)

- Социологизм (право исходит из существующих отношений)

- Правовой субъективизм (в том числе субъект – источник права). Разновидности: интуитивизм, кордоцентризм, философия ценностей (ценности существуют в идеальной сфере; люди интуитивно чувствуют, что справедливо, а что нет – Шелер, Гартман, Коинг, Хубман; кордоцентризм – Сковорода, Юркевич)

- рационализм (идея права открывается в глубинах человеческого разума; из идеи права выводятся: или основные принципы правопорядка/Кант Штаммлер/; или вся правовая система /Пуфендорф, Вольф/)

Правовой интерсубъективизм - Правовые смыслы черпаются из интерсубъективной реальности, во взаимодействии (коммуникации) субъектов;

Современный философ права Деннис Ллойд: «Право может быть использовано в качестве орудия тирании, как это происходило на протяжении веков во многих обществах, а может быть и инструментом наделения гражданина теми основными правами и свободами, которые в демократическом обществе рассматриваются в качестве неотъемлемой части нормальной жизни».

Право, по Канту, - совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом всех остальных согласно всеобщему закону свободы.

Сущность права, по В. Соловьеву, состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. Владимир Соловьев: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад».

Рональд Дворкин: Право может только тогда быть гуманным, когда в обществе распространены дискуссии относительно законов и принципов

ВОПРОС для дискуссии: Какая концепция права наиболее актуальна для современной России?

Мораль и право: общность:

Мораль и право — необходимые, взаимосвязанные и взаи­мопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчине­ния людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию — регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (мораль­ное и правовое); общественные отношения (нравственные и пра­вовые); общественно значимую деятельность; нормативные сфе­ры (нравственные и правовые нормы).

Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регули­рования во многом совпадают.

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "мораль­ная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства"*. Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической фор­мации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп.

Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности.

Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, об­щеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений.

Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования

Мораль есть система норм, которой индивид следует добровольно, исходя из своих собственных представлений о должном. Этим она отличается от права, нормы которого навязываются индивиду независимо от того, считает ли он их правильными и желает ли он им следовать.

Право и мораль различаются: 1) по объекту регули­рования; 2) по способу регулирования;
3) по средствам обеспе­чения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведе­ние. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии про­тив подобного вторжения. Объектом морального регулирова­ния является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования — правовой акт, созда­ваемый государственной властью, реально складывающиеся пра­воотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, об­щепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощре­ние или осуждение, в том числе и государственное принужде­ние, юридические санкции. В морали действуют только духов­ные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его.

 

Ответ 2. Нравственные основы законодательства. Статьи 2, 7, 13.1 и 13.2, а также 17-25, Статьи 49, 51, 120, 121, 122 Конституции РФ (необязательно дословно)

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных