ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 1 Проблема возникновения философииФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ (РОСОБРАЗОВАНИЕ) ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
М.А. Антипов С.В. Филатова
ФИЛОСОФИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Пенза 2014 УДК 101 А Рецензент к.филос.н., доцент, доцент кафедры философии ПГУ Г.М. Кириллов Антипов, М.А., Филатова С.В. Философия: методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям / М.А. Антипов, С.В. Филатова – Пенза: Изд-во ПензГТУ, 2014. – 100 с.: библиогр. 38 источников.
Методические рекомендации подготовлены на кафедре философии Пензенского государственного технологического университета и предназначены для изучения дисциплины «философия» студентами, обучающимися по всем направлениям подготовки бакалавров. Учебно-методическое пособие предназначено для всех форм обучения. Рекомендовано ученым советом ФИОТ для использования в учебном процессе.
УДК 101
Пензенский государственный технологический университет, 2014 ©Антипов М.А., 2014 ©Филатова С.В., 2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 4 планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним 8 Занятие 1 Проблема возникновения философии. 8 Занятие 2 Онтология. 10 Занятие 3 Познание и его границы: гносеология. 13 Занятие 4 Философское измерение сознания. 15 Занятие 5 Основы социальной философии: проблемы социальной динамики. 16 Занятие 6 Духовная жизнь общества. 18 Занятие 7 Философия техники. 19 Занятие 8 Основные проявления бытия человека. 21 Занятие 9 Наука и научное познание. 23 Занятие 10 Основные концепции философии науки. 25 Занятие 11 Наука как общественный институт. 26 Занятие 12 Этический аспект науки и техники. 27 Занятие 13 Человек и природа. 29 Занятие 14 Основные направления современной западной философии. 31 Занятие 15 Духовные поиски и достижения русской философии. 34 Библиографический список.. 38
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее издание включает комплекс тем, отражающих основные проблемы философского знания. Представленные в пособии рекомендации являются важным подспорьем в освоении студентами дисциплины «философия», занимающей особое место в социально-гуманитарном образовании российской высшей школы. Философия преподается студентам всех без исключения направлений высшего профессионального образования и относится к базовой части учебного гуманитарного, социального и экономического цикла основных образовательных программ бакалавриата. Сегодня задачи философского образования в вузе особенно актуальны: обостряющиеся противоречия в экологии, политике и других сферах человеческого бытия побуждают искать их истоки в особенностях сознания современного человека, в повседневном мышлении, в отношении к себе, к природе и к другим людям. В условиях доминирования экранной массовой культуры задача формирования у будущих профессионалов цельного сознания, сочетающего стремление к универсализму и глубине мысли с гибкостью, высокой адаптивностью и креативностью становится особенно актуальной. И философия, выступая ядром мировоззрения в XXI веке, позволяет успешно решать указанную задачу. Именно в рамках философии осуществляется поиск и обоснование новых форм гармоничного сосуществования человека с природой и с социумом, а также ориентиров научно-технического развития, происходит обновление общественных ценностей и идеалов. Поэтому столь важно развивать в процессе образования способность критического самопознания, оценки истоков тех или иных научных теорий, концепций, технических решений и приложений. Это предполагает, в свою очередь, глубокое понимание исторических и современных проблем взаимосвязи различных сфер жизнедеятельности, изучаемых в курсе философии. Целями освоения дисциплины «философия» являются: 1. формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах и направлениях современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; 2. овладение базовыми принципами и приемами философского познания; 3. введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами; 4. развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и готовностях, приобретенных в результате освоения обучающимися следующих предшествующих дисциплин: история, культурология Для освоения дисциплины «философия» обучающиеся после изучения данных дисциплин должны: 1. знать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, роль насилия и ненасилия в обществе, нравственные обязанности человека, многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса; 2. уметь самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу; 3. быть готовыми к к письменному аргументированному изложению собственной точки зрения. В результате освоения дисциплины «Философия» формируются следующие компетенции: 1. понимание философии как методологии деятельности человека; 2. способность владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний, ориентироваться в мире ценностей бытия, жизни, культуры; 3. способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; 4. осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе. - способность к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни; - готовность использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; В соответствии с данными компетенциями в результате освоения дисциплины «Философия» обучающийся должен: 1. Знать основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем. 2. Уметь самостоятельно анализировать философскую, социально-политическую и научную литературу. 3. Владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации. Данное издание представляет собой учебно-методическое пособие, предназначенное для организации и проведения семинарских занятий, включающее темы занятий, литературу и методические рекомендации к ним. Поскольку семинар предполагает самостоятельную работу студента с учебной литературой и фрагментами рекомендованных философских текстов, это требует установки на активное самообучение. Вопросы, вынесенные на семинарские занятия, обсуждаются с целью их углубленного понимания и интерпретации. Для успешной работы на семинаре настоятельно рекомендуется готовить письменный конспект заданных по теме текстов (при этом следует иметь в виду, что, как правило, такие конспекты преподавателем специально не проверяются и самостоятельно не оцениваются; оценивается участие студента в дискуссии, устные выступления, оригинально поставленные вопросы и т.п.). Успешное овладение философией в ходе внеаудиторной работы предполагает выполнение следующего ряда рекомендацией. 1. Следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, – глубину их постижения. 2. Необходимо иметь подборку литературы и источников, достаточную для изучения дисциплины «философия». При этом следует иметь в виду, что необходимо обращение к различной литературе и источникам: § учебники, учебные и учебно-методические пособия; § первоисточники по основам политической и социальной мысли. § монографии, сборники научных статей, публикации в журналах и на Интернет-ресурсах, материалы, представляющие эмпирический, фактический материал о политических событиях и процессах в истории и современности. § справочная литература – энциклопедии, политические, социологические и философские словари, тематические, терминологические справочники, раскрывающие понятийный-категориально аппарат. 3. Основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что данные вопросы в истории философии и на современном этапе ее развития трактовались и/или трактуются многообразно. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания ряда категорий, посредством обращения к энциклопедическим, философским справочным изданиям. 4. Изучение дисциплины «философия» предполагает систематическую работу с периодическими изданиями, особенно статьями из журналов, с целью глубокого понимания современных тенденций развития философской мысли. В конспектах, подготавливаемых для участия в семинарских занятиях, необходимо обязательно записывать названия и номера тем и вопросов, и графически выделять их для того, чтобы конспекты были четко структурированы и обеспечивали возможность оперативного нахождения необходимых частей содержания. Объём рукописного конспекта по каждому вопросу любого семинара должен составлять не менее 2-х тетрадных страниц. Написанное должно быть отчетливым и понятным. Конспекты семинарских занятий должны содержаться в одной тетради и следовать друг за другом подряд, не разрываясь другими материалами. Если ведение конспектов лекций, и семинаров осуществляется в одной тетради, то конспекты лекций должны вестись в одной половине тетради, а конспекты семинаров – в другой. Все конспекты должны сохраняться до получения итоговой оценки (зачёт или экзамен). Конспект по каждому из вопросов темы должен заканчиваться тремя контрольными вопросами, составленными студентом – автором конспекта по его содержанию. Вопросы должны подразумевать краткий ответ в 1 – 2 предложения («Почему…..?»; «Для чего…..?»; «Кто…..?»; «Когда…..?»; «Где…..?»; «При каких условиях…..?»). Оптимизировать самостоятельную работу студентов призвано настоящее издание, которое предназначается студентам всех направлений подготовки. планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним Занятие 1 Проблема возникновения философии Вопросы для изучения 1. Проблема генезиса философии 1.1 Предпосылки возникновения философии 1.2 Мифогенная и гносеогенная концепции формирования философского мышления 1.3 Понятие «осевого времени» 2. Первые философские школы и направления 2.1 особенности философии Древнего Востока а. основные идеи древнеиндийской философии: - ортодоксальные философские системы: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта; - неортодоксальные философские системы: чарвака (локаята), джайнизм, буддизм б. философские представления Древнего Китая - школа Инь и Ян; - школа пути (даосизм); - школа литераторов (конфуцианство); - моизм; - школа имен; - школа юристов (легизм) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|