Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Занятие 1 Проблема возникновения философии




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

(РОСОБРАЗОВАНИЕ)

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

М.А. Антипов

С.В. Филатова

 

ФИЛОСОФИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

Пенза 2014


УДК 101

А

Рецензент

к.филос.н., доцент, доцент кафедры философии

ПГУ

Г.М. Кириллов

Антипов, М.А., Филатова С.В.

Философия: методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям / М.А. Антипов, С.В. Филатова – Пенза: Изд-во ПензГТУ, 2014. – 100 с.: библиогр. 38 источников.

 

 

Методические рекомендации подготовлены на кафедре философии Пензенского государственного технологического университета и предназначены для изучения дисциплины «философия» студентами, обучающимися по всем направлениям подготовки бакалавров. Учебно-методическое пособие предназначено для всех форм обучения.

Рекомендовано ученым советом ФИОТ для использования в учебном процессе.

 

 

УДК 101

 

Пензенский государственный технологический университет, 2014

©Антипов М.А., 2014

©Филатова С.В., 2014

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним 8

Занятие 1 Проблема возникновения философии. 8

Занятие 2 Онтология. 10

Занятие 3 Познание и его границы: гносеология. 13

Занятие 4 Философское измерение сознания. 15

Занятие 5 Основы социальной философии: проблемы социальной динамики. 16

Занятие 6 Духовная жизнь общества. 18

Занятие 7 Философия техники. 19

Занятие 8 Основные проявления бытия человека. 21

Занятие 9 Наука и научное познание. 23

Занятие 10 Основные концепции философии науки. 25

Занятие 11 Наука как общественный институт. 26

Занятие 12 Этический аспект науки и техники. 27

Занятие 13 Человек и природа. 29

Занятие 14 Основные направления современной западной философии. 31

Занятие 15 Духовные поиски и достижения русской философии. 34

Библиографический список.. 38

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее издание включает комплекс тем, отражающих основные проблемы философского знания. Представленные в пособии рекомендации являются важным подспорьем в освоении студентами дисциплины «философия», занимающей особое место в социально-гуманитарном образовании российской высшей школы. Философия преподается студентам всех без исключения направлений высшего профессионального образования и относится к базовой части учебного гуманитарного, социального и экономического цикла основных образовательных программ бакалавриата.

Сегодня задачи философского образования в вузе особенно актуальны: обостряющиеся противоречия в экологии, политике и других сферах человеческого бытия побуждают искать их истоки в особенностях сознания современного человека, в повседневном мышлении, в отношении к себе, к природе и к другим людям. В условиях доминирования экранной массовой культуры задача формирования у будущих профессионалов цельного сознания, сочетающего стремление к универсализму и глубине мысли с гибкостью, высокой адаптивностью и креативностью становится особенно актуальной. И философия, выступая ядром мировоззрения в XXI веке, позволяет успешно решать указанную задачу.

Именно в рамках философии осуществляется поиск и обоснование новых форм гармоничного сосуществования человека с природой и с социумом, а также ориентиров научно-технического развития, происходит обновление общественных ценностей и идеалов. Поэтому столь важно развивать в процессе образования способность критического самопознания, оценки истоков тех или иных научных теорий, концепций, технических решений и приложений. Это предполагает, в свою очередь, глубокое понимание исторических и современных проблем взаимосвязи различных сфер жизнедеятельности, изучаемых в курсе философии.

Целями освоения дисциплины «философия» являются:

1. формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах и направлениях современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;

2. овладение базовыми принципами и приемами философского познания;

3. введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;

4. развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и готовностях, приобретенных в результате освоения обучающимися следующих предшествующих дисциплин: история, культурология

Для освоения дисциплины «философия» обучающиеся после изучения данных дисциплин должны:

1. знать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, роль насилия и ненасилия в обществе, нравственные обязанности человека, многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса;

2. уметь самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу;

3. быть готовыми к к письменному аргументированному изложению собственной точки зрения.

В результате освоения дисциплины «Философия» формируются следующие компетенции:

1. понимание философии как методологии деятельности человека;

2. способность владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний, ориентироваться в мире ценностей бытия, жизни, культуры;

3. способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

4. осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе.

- способность к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни;

- готовность использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

В соответствии с данными компетенциями в результате освоения дисциплины «Философия» обучающийся должен:

1. Знать основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем.

2. Уметь самостоятельно анализировать философскую, социально-политическую и научную литературу.

3. Владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации.

Данное издание представляет собой учебно-методическое пособие, предназначенное для организации и проведения семинарских занятий, включающее темы занятий, литературу и методические рекомендации к ним. Поскольку семинар предполагает самостоятельную работу студента с учебной литературой и фрагментами рекомендованных философских текстов, это требует установки на активное самообучение. Вопросы, вынесенные на семинарские занятия, обсуждаются с целью их углубленного понимания и интерпретации. Для успешной работы на семинаре настоятельно рекомендуется готовить письменный конспект заданных по теме текстов (при этом следует иметь в виду, что, как правило, такие конспекты преподавателем специально не проверяются и самостоятельно не оцениваются; оценивается участие студента в дискуссии, устные выступления, оригинально поставленные вопросы и т.п.).

Успешное овладение философией в ходе внеаудиторной работы предполагает выполнение следующего ряда рекомендацией.

1. Следует внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины. Это позволит чётко представлять, во-первых, круг изучаемых проблем, во-вторых, – глубину их постижения.

2. Необходимо иметь подборку литературы и источников, достаточную для изучения дисциплины «философия». При этом следует иметь в виду, что необходимо обращение к различной литературе и источникам:

§ учебники, учебные и учебно-методические пособия;

§ первоисточники по основам политической и социальной мысли.

§ монографии, сборники научных статей, публикации в журналах и на Интернет-ресурсах, материалы, представляющие эмпирический, фактический материал о политических событиях и процессах в истории и современности.

§ справочная литература – энциклопедии, политические, социологические и философские словари, тематические, терминологические справочники, раскрывающие понятийный-категориально аппарат.

3. Основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что данные вопросы в истории философии и на современном этапе ее развития трактовались и/или трактуются многообразно. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания ряда категорий, посредством обращения к энциклопедическим, философским справочным изданиям.

4. Изучение дисциплины «философия» предполагает систематическую работу с периодическими изданиями, особенно статьями из журналов, с целью глубокого понимания современных тенденций развития философской мысли.

В конспектах, подготавливаемых для участия в семинарских занятиях, необходимо обязательно записывать названия и номера тем и вопросов, и графически выделять их для того, чтобы конспекты были четко структурированы и обеспечивали возможность оперативного нахождения необходимых частей содержания.

Объём рукописного конспекта по каждому вопросу любого семинара должен составлять не менее 2-х тетрадных страниц. Написанное должно быть отчетливым и понятным. Конспекты семинарских занятий должны содержаться в одной тетради и следовать друг за другом подряд, не разрываясь другими материалами. Если ведение конспектов лекций, и семинаров осуществляется в одной тетради, то конспекты лекций должны вестись в одной половине тетради, а конспекты семинаров – в другой. Все конспекты должны сохраняться до получения итоговой оценки (зачёт или экзамен).

Конспект по каждому из вопросов темы должен заканчиваться тремя контрольными вопросами, составленными студентом – автором конспекта по его содержанию. Вопросы должны подразумевать краткий ответ в 1 – 2 предложения («Почему…..?»; «Для чего…..?»; «Кто…..?»; «Когда…..?»; «Где…..?»; «При каких условиях…..?»).

Оптимизировать самостоятельную работу студентов призвано настоящее издание, которое предназначается студентам всех направлений подготовки.


планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним

Занятие 1 Проблема возникновения философии

Вопросы для изучения

1. Проблема генезиса философии

1.1 Предпосылки возникновения философии

1.2 Мифогенная и гносеогенная концепции формирования философского мышления

1.3 Понятие «осевого времени»

2. Первые философские школы и направления

2.1 особенности философии Древнего Востока

а. основные идеи древнеиндийской философии:

- ортодоксальные философские системы: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта;

- неортодоксальные философские системы: чарвака (локаята), джайнизм, буддизм

б. философские представления Древнего Китая

- школа Инь и Ян;

- школа пути (даосизм);

- школа литераторов (конфуцианство);

- моизм;

- школа имен;

- школа юристов (легизм)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных