Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления философии




Основной вопрос философии (по марксизму) делится на две части. Первая: что первично – материя или идея? Вторая часть: познаваем ли мир? Исходя из этого, удобно характеризовать философские школы и направления.

Материали ́ зм — философское направление, считающее материю источником всего, а идеальное начало вторичным по отношению к материальному.

Идеали ́ зм, напротив, считает, что мир произошел из идеального начала, и именно идеи властвуют над материей.

Материализм и идеализм могут быть рассмотрены не только как точки зрения по вопросу о происхождении мира. Материализм, например, полагает человека физическим существом, венцом и творением природы, а общество и государство результатом общественного договора. Идеалистическая альтернатива – человек как творение Бога, общество и государство как результат предустановленной гармонии, божественной санкции.

Материализм исторически имел несколько форм:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный)— это форма материализма, в которой, не всегда осознанно, окружающий мир рассматривается сам по себе, независимо от сознания (Фалес, Демокрит).

Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе – форма материализма, где природа и человек понимаются как единообразный механизм (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Ж. Ламетри).

Диалектический материализм – форма материализма, в котором материальное основание превалирует, но зависит от общих законов диалектики (К. Маркс, Ф. Энгельс).

У идеализма две главные его разновидности:

Объективный идеализм считает, что идея (в форме Бога или духа) не зависит ни от материи, ни от сознания человека (Платон, Гегель).

Субъективный идеализм, напротив, утверждает, что мир зависит от нашего восприятия и существует в нём (Дж. Беркли). Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм, сторонники которого с уверенностью говорят лишь о существовании собственного «Я».

Идеализм часто связан с религиозностью, и позиция, которая считает, что идея - это Бог, и мир сотворён им, причём создатель продолжает оказывать влияние на судьбу мира - это позиция теизма. Теизм характерен, например, для иудаизма, христианства и ислама. Эту позицию легко спутать с идеей креационизма - идеей о том, что Бог сотворил мир. Хождение имеют оба термина. Разочарованные верующие часто становятся на позиции деизма или пантеизма. Деизм связан с признанием Бога как творца мира, но отрицает то, что он принимает какое-то участие в мировых делах и может влиять на закономерный ход событий (чудес не бывает). Всё чаще эта позиция встречается, начиная с философии Просвещения (Д. Дидро, Т. Гоббс).

Пантеизм связан с отождествлением Бога и природы, утверждением, что это одно и то же и отрицанием бытия Бога как личности. Эта идея прослеживается в рассуждениях о вечной и бесконечной субстанция у Б. Спинозы, абсолютной реальности духа у Г.В.Ф. Гегеля или чистой и абсолютной воле у Ф. Шеллинга. если деизм, бесспорно, чисто идеалистическое учение, то пантеизм в таких трактовках, как у Дж. Бруно, становится ближе к материализму и атеизму - позиции, отрицающей бытие Бога в любой форме. Позиция пантеизма часто ведёт к специфической идее гилозоизма - пониманию мира как одушевленного, неважно, идет ли речь о живой или неживой материи (ведь раз Бог и мир одно и тоже, значит Бог есть в каждой вещи в мире).

Между материализмом и идеализмом есть промежуточная позиция - дуализм (от лат. dualis — двойственный), который не выбирает материю или идею как исходное первоначало, а доказывает их равнозначность, равноправие (Р. Декарт).

Черный юмор советских времен утверждал несколько иное различение основных философских направлений: «В чем состоит отличие идеализма от материализма? - Идеалист верит в бессмертие души, а материалист - в посмертную реабилитацию».

Вторая сторона основного вопроса философии – познаваемость мира и, очевидно, есть три ответа – да, нет и может быть. Некоторые мыслители отчаялись в возможностях познания и говорят, что мир принципиально непознаваем. Это агностицизм (Протагор, Кант). Скептики (Пиррон и др.) утверждают, что познание, может быть, и возможно, но наши знания, по большей части, недостоверны. Наконец, гносеологические оптимисты утверждают, что мир полностью познаваем (первый позитивизм).

Конечно, есть и другие понимания того, что является основным вопросом для философии, что должно быть её предметом. Так, экзистенциалисты (философское течение 20-го века) считали, что единственно достойный вопрос для философии – вопрос о смысле жизни. Однако марксистское понимание с оговорками сохраняет свою популярность, так как позволяет удобно охарактеризовать основные философские направления.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных