Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 3. КОСМОЦЕНТРИЗМ Античной НАТУРфилософии




1. Космологические идеи в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

2. Понятие числа у пифагорейцев.

3. Космологические идеи в элейской школе. Бытие как неизменное умопостигаемое начало и бытие как становление.

4. Философия природы и диалектика Гераклита.

5. Современные взгляды космологии на вопрос первоначала.

Базовые понятия

Логос, космология, миф, первоначало, апейрон, диалектика, бытие, сущее (существующее), апория, атом.

Рекомендуемая литература:

1. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) // Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. С. 267-280.

2. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1988.

3. Асмус В.Ф. Античная философия: в 2 т. М., 1999. Т.1.

4. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.

5. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западной европейской философии. М., 1986.

6. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

7. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997. С. 21-122.

8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Основное содержание темы:

3.1. Возникновение греческая древней философии произошло в VII—VI вв. до н.э. и просуществовала до V в. н. э. В её развитии можно выделить три этапа:

1) VII до V вв. до н. э. – натурфилософский (космологический, досократовский) период - (милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты - Левкипп и Демокрит).

2) V в. и до конца IV в. до н. э. - классический период (Сократ, Платон, Аристотель, киники, софисты).

3) Закат и упадок (III в. до н. э. – V в. н. э.) – эллинистический период. Появляется ряд философских школ: стоики, эпикурейцы, скептики, неоплатоники.

Для натурфилософского периода характерен ряд особенностей:

· Космологизм – поиск ответов на вопрос о первоначале мира, интерес к философии природы, физике;

· Переход от мифа к логосу (разуму), начало научного мышления;

· Мир понимается исходя из него самого, а не из внешних причин.

Ранее, в мифологии и народной культуре, уже были религиозные мифы о сотворении (космогония) и уничтожении (эсхатология) мира. Исторически сложилось, что первые философы заинтересовались тем же вопросом о происхождении мира и его первоначале. Этот вопрос интересовал представителей первой философской школы древней Греции - милетской школы: Фалеса (конец VII-пер. пол. VI вв. до н. э.), Анаксимена (VI в. до н. э.), Анаксимандра (VI в. до н. э.). В целом, древнегреческие философы искали естественные причины возникновения мира и жизни.

Так греческая наука и философия начались с космологических вопросов; парадоксально, но конец науки, если он произойдет, будет связан тоже с космологией. Именно этот раздел физики содержит больше всего нерешенных проблем.

3.2. Милетцы, Эмпедокл, Ксенофан, Анаксагор. Основатель милетской философской школы - Фале ́ с (ок. 625 – 547 до н. э.). Как сообщает Аристотель, Фалес предполагал, что вода является первоначалом мира, а всё остальное образуется из неё. Земля, по его мнению, покоится на воде. Фалес заметил, что жизнь невозможна без влаги, и поэтому предполагал, что вода является первоначалом и для жизни.

Ученик Фалеса Анаксимандр считал первоначалом апейрон — абстрактное и беспредельное вещество. Апейрон превращается в воду, огонь и землю. Между этими стихиями в мире есть гармония. Каждый элемент пытается подчинить себе другие, и поэтому в жизни есть изменения, но гармония сохраняется, т.к. ни один элемент не может подчинить себе другие. Если бы одна из противоположностей была бы беспредельной, остальных не было бы. Поэтому первичная субстанция должна быть единой.

В учении Анаксимандра явно видно древнее представление о первостихиях, четко разделенных друг от друга – воде, огне, земле и т.д. Сейчас мы знаем, что отделять их друг от друга столь явно не стоит – вода и земля состоят из атомов, жидкое и твердое – лишь разные агрегатные состояния вещества. Однако Анаксимандр искал более абстрактное начало, стоящее за всеми видимыми видами материи, и это был шаг в правильном направлении.

Ученик и последователь Анаксимандра Анаксимен первооснову искал в воздухе. Воздух может стать огнем, более густой воздух превращается в ветер, ветер — в облака. Облака содержат в себе воду, которая затем, по схеме Фалеса, становится основой для всех вещей. Получается своеобразный замкнутый круговорот.

У Эмпедо ́ кла число материальных первоначал четыре, а именно: огонь (эфир), воздух, вода и земля. Его идея не нова, она является лишь попыткой осмысления древних идей о первостихиях. Ксенофан, основатель элейской школы, считал первоначалом землю.

Интересна идея о первоначале Анаксаго ́ ра. В противоположность милетцам, он считал первоначальной не одну стихию, вроде воды, воздуха или огня, а множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), или «семян вещей», которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. У семян есть некоторые свойства, такие как форма, цвет, вкус и запах. Стихии же лишь материальный фон для развития вещей.

3.3. Пифагореизм и элейцы. Гераклит. Следующая известная школа античности – пифагореизм. Пифаго́р считал первоначалом не природные стихии, а число. По его мнению, именно числа стоят за материальной и духовной сферой. Даже душа, по мнению пифагорейцев, может быть выражена в гармоничном числовом отношении. По легендам, Пифагора на такие выводы вдохновили наблюдения в кузнице, где он понял, что есть связь между весом кузнечного молота и высотой звука, производимого им при ударе о наковальню. Эта связь выражена в правильных числовых отношениях, что не может быть случайно, по мнению пифагорейцев.

Подобные гармоничные числовые отношения стоят за многими явлениями окружающей жизни. Правилу «золотого сечения» подчиняется строение тела людей, многих животных. Спираль раковины улитки увеличивает свою площадь строго в кратных числах. Расстояние между планетами Солнечной системы (согласно правилу Тициуса-Бодэ) тоже выражается в правильных кратных числах. Пифагорейцы искали за этим некую высшую гармонию, а математика в такой трактовке – мистический инструмент познания скрытой сущности мира.

Пифагор долгое время учился в Египте у жрецов, где перенял, по-видимому, и мистицизм, и обряды. Вернувшись в Грецию, Пифагор основал свою школу, попасть в которую было непросто – нужно было пройти обряд посвящения, принять на себя обязательства в поведении. Это связано с пониманием знания как сакрального, к которому не должны прикасаться непосвященные. Церемонии посвящения сохранились и в современной культуре, например, в традиции посвящения первокурсников, утеряв при этом изначальный мистический подтекст.

Геракли ́ т из Эфеса (ок. 520 – 460 до н. э.) — одиночка, не входивший в какие-либо школы, но он известен как один из основоположников диалектики. Он тоже может быть назван стихийным материалистом, как и милетцы. Первоначалом Гераклит считал огонь. Огонь разгорается и угасает, и с этим связано всё, что происходит в мире. Борьба и даже войны, по Гераклиту, положительное, созидающее начало жизни и бытия, они уничтожают всё отжившее.

Другая знаменитая идея Гераклита - мысль о вечности изменений в мире. Эти изменения воплощаются в образе реки. Известны высказывания Гераклита «всё течет, всё изменяется» и «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Это значит, что всё в мире постоянно изменяется и ни одна ситуация не повторяется в точности такой, как произошла когда-то. Впрочем, Кратил, ученик Гераклита, довёл его позицию до логического конца, пародийно заявляя, что нельзя войти в реку и один раз, так как пока идёшь до неё, уже изменишься.

Главные представители элейской школы - Ксенофан, Парменид, Зено́н. Ксенофан, основатель школы, известен тем, что считал первоначалом землю («из земли всё происходит, и в неё же возвращается»). Известен интерес Ксенофана к проблемам происхождения религиозной веры. В частности, сохранился отрывок, в котором Ксенофан рассуждает так: боги европейцев похожи на европейцев, боги эфиопов же черны лицом.

Пармени́д впервые стал говорить о бытии и ввел это понятие. Он стал говорить о том, что бытие было всегда и не было какой-то одной стихии-первоначала – бытие начало для самого себя. Бытие – то, что реально существует, то, что есть, может быть рассмотрено в двух аспектах – сущности (постигается умом) и бытия – т.е. существования (очевидно непосредственно). Известен тезис Парменида: бытие есть, а небытия нет. Это значит то, что, по Пармениду, есть лишь то, что мы можем осмыслить ил воспринять с помощью органов чувств (это рассуждение ведет к известному тезису о тождестве бытия и мышления – законы, действующие в бытии и мышлении, одинаковы, поэтому немыслимое не может существовать в материальном мире). Поэтому не существует, например, мир богов (в этом возможно влияние Ксенофонта). Тезис Парменида можно выразить и так: мы можем помыслить только то, что есть, что мы когда-то знали. Невыразимое же даже в мысли не существует и в мире, поэтому оно небытие. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли. Бытие же едино и вечно.

По-разному можно толковать мысль Парменида о неизменности бытия и кажимости изменений в мире. Это указание на наличие неизменных структур, архетипов в бытии, которые могут транслироваться сквозь эпохи. Возможно, ту же самую мысль иронично выразил М. Салтыков Щедрин, говоря, что если бы он проснулся в России спустя сотни лет, то был бы уверен, что в ней по-прежнему пьют и воруют.

Последователь Парменида Зенон знаменит своими апориями (доказательствами) того, что нельзя осмыслить движение, не придя к противоречию. Зенон подкреплял этими апориями учение Парменида о неизменности бытия. Его апории называются «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион», но логика их построения схожа. Зенон считал, что мыслить движение нельзя, так как мысль о возможности движения приводит к противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не существует. Метод, используемый Зеноном, — доказательство от противного. Чтобы пройти половину расстояния, нужно пройти половину этой половины, и так до бесконечности; выходит, что движение никогда не начнется. Этот парадокс показывает сложности измерения дискретной величиной (время) непрерывного пространства. Зенон Элейский в своих апориях поставил проблему логических противоречий - прерывного и непрерывного.

3.4. Школа атомистов. Демокри́т (460—370 г. до н. э.) принадлежал к школе атомистов (основатель - Левкипп). Демокрит не предлагал какого-то одного первоначала, его версия была, что первоначало множественно, это разные типы атомов. Атомы — это мельчайшие бескачественные тела, которые всегда движутся.

По легенде, Демокрит обратил внимание, что пыль в луче света состоит из множества частиц, а ступени каменных зданий со временем истираются. Это говорит о том, что есть мелкие частицы, из которых и состоят вещи. Эти же мелкие частицы мы чувствуем, согласно Демокриту, когда ощущаем запах моря, даже вдали от него.

Из атомов состоят не только природные, но живые объекты. Душа - особые атомы: шарообразные, огненные, подвижные. Душа смертна, но атомы, составляющие ее, бессмертны.

Значение атомизма очень велико; в его рамках было предложено решение целого ряда философских проблем – единства и множественности мира, возникновения и уничтожения вещей. Р. Фейнман, нобелевский лауреат по физики, писал, что самая важная информация, которая когда-либо была добыта в науке, может быть выражена одной фразой – всё состоит из атомов и их сочетаний, и свойства вещей определяются сочетанием атомов. В этой фразе заложена программа развития, которая и сегодня не исчерпана в физике (элементарных частиц, материаловедении, нанотехнологии и др.).

О Демокрите говорили, что он «всё смеялся, считая достойными смеха все человеческие дела».

5-й век до н.э. считается началом следующего, классического периода античной философии.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных