Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 4. Классический период древнегреческой философии




1. Философия и диалектика Сократа – майевтика как метод достижения истины.

2. Трактат «Государство» Платона – устройство идеального государства.

3. Учение Платона об «эйдосах», представления о душе, проблеме души и тела.

4. Аристотель как систематизатор научного знания. Физика и метафизика, логика у Аристотеля.

5. Учение Аристотеля о космосе, политические воззрения.

 

Базовые понятия

Майевтика, утопия, эйдос, физика, метафизика, классическая логика, силлогизм, сущность (субстанция), актуальная и потенциальная бесконечность.

Рекомендуемая литература:

1. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. М, 1975.

2. Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.

3. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

4. Кессиди А.Ф. Сократ. М., 1981.

5. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

7. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1981.

8. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997. Лекция 8-9 (Платон); Лекция 10-12 (Аристотель).

9. Платон. Апология Сократа // Соч. в 4 т. М., 1990. Т.1.

Основное содержание темы:

Особенности классического периода:

1) Формирование законченных философских систем – Платона, Аристотеля.

2) Перенос интереса с проблем устройства мироздания на проблемы познания общества и человека.

Философия классического периода формировалась в полемике с софистами — Протагором (ок. 480—410 до н. э.), Горгием, Гиппием и др.

4.1. Софисты и Сократ. Софисты - платные учителя философии, риторики (красноречия) и искусства спора. Платон утверждал, что софистам «нет дела до истины, важна только убедительность». Софист – это скорее стиль жизни, а не какая-то четко определенная школа. Софисты знали, что важнее всего не то, что говорить, а то, как; умелый ритор легко докажет, что «черное» это «белое» и наоборот. Тех же, кто будет пытаться установить неправильность этого, можно запутать риторическими приемами и уловками. Истина у софистов субъективна, мир непознаваем (агностицизм). Всё должно соизмеряться с человеком, его пользой, об этом знаменитый тезис Протагора (основателя направления) – «Человек есть мера всех вещей».

В логике сохранился термин софизм, который означает рассуждение с намеренной ошибкой. В древнем софизме «Рогатый» софист спрашивал собеседника, не терял ли тот рога. Когда тот отвечал отрицательно, софист делал вывод, что они (рога) у него есть.

В то же время, софисты впервые заметили нужность и значимость практических приложений философии, логики, необходимость «поворота к человеку». Они не занимались физикой и перешли в область социально-гуманитарную. Прогрессивность софизма в его антидогматичности, выступлении против слепой веры в авторитеты.

Взгляды Сокра ́ та (469—399 до н. э.). Сократ полагал, что познать космос невозможно, ибо человек, в таком случае, запутывается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т. е. свою душу. Однако и эта задача более чем непростая, вероятно, поэтому Сократ и высказал свой знаменитый тезис – «Я знаю, что ничего не знаю». Есть и немало других рассуждений Сократа, не столь известных, но показательных для его манеры мышления. Сократ любил рассказывать, что он поговорил в своём городе со всеми людьми, нашёл много знающих, но ни одного мудрого. Сократ любил ходить по рынку, разглядывая диковинные товары, и часто приговаривал: «Надо же, сколько же есть вещей, без которых можно обойтись!». Своим ученикам Сократ говорил, что они обязательно должны жениться – если выбор будет удачен, они будут счастливы, если нет, то станут философами.

Сократа интересовали вопросы этики — как следует жить. Сократ считал, что каждый должен быть бескорыстен, следовать долгу и служить добру. При этом он придерживался своих этических принципов и в жизни. Хотя ему предлагали бежать из тюрьмы, где он ожидал исполнения смертного приговора по тенденциозным обвинениям в растлении молодежи и отрицании богов, Сократ отказался, так как уважал закон и решение суда.

Сократ считал, что истина скрыта в душе каждого человека, а сам он истине не учит. Нужно только помочь истине явиться на свет – с этим связан его т.н. «повивальный метод» рождения истины – как повитуха помогает ребенку родиться, так умелый собеседник в процессе помогает приблизиться к истине в процессе диалога.

Излюбленный метод Сократа начинался с задавания внешне простого вопроса (например, что такое справедливость?). Сократ прикидывался простаком, и собеседник, думая, что разговор не займёт много времени, давал простой ответ. Сократ тут же задавал уточняющие вопросы, которые быстро запутывали собеседника, приводя его к противоречиям в собственных же словах.

Одно из центральных убеждений Сократа – то, что знание есть основа добродетели. Человек, по мнению Сократа, поступает плохо лишь по незнанию того, что на самом деле хорошо. Сократа, таким образом, совсем не интересуют знания как информация. Можно вспомнить рассуждения Сократа о том, что он-де поговорил в своём городе со всеми жителями, нашёл много знающих, но ни одного мудрого – ясно видно, что Сократ резко разводит знания и мудрость. Знания должны менять человека как личность, в противном случае они не имеют смысла. Поэтому и философия у Сократа выступает в чисто практическом, этическом смысле - как путь к знанию, формированию добродетели.

4.2. Философская система Плато́на – первая законченная идеалистическая система. В идеализме, в противоположность материализму, подлинным существованием обладает только идеальное, идеи. Истинное бытие по Платону – умопостигаемые идеи, или «эйдосы», такие, как геометрические или математические истины. Идеи объективны, независимы от пространства и времени, вечны, постигаются только разумом. Поэтому Платон является основателем объективного идеализма.

Почему же бытие материальное не обладает подлинным существованием? По Платону, то, что постоянно изменяется, никогда, по сути, не существует. Всё, что имеет части, изменчиво (так как части могут распадаться). В нашем мире всё изменчиво, возникает и уничтожается, поэтому оно не обладает подлинным существованием, оно всегда находится в стадии становления. У любой вещи есть своя идея, идеал; конкретная вещь существует потому, что у неё есть идея. Чтобы объяснить что-то, нужно, по Платону, найти его идею, иначе говоря, его понятие: это и есть постоянное и устойчивое, настоящее.

Как же обеспечивается связь истинного мира идей и материального мира? Это происходит через «душу космоса» - она и связывает мир идей и мир вещей. Именно она заставляет вещи подражать идеям, а идеи — присутствовать в вещах. С другой стороны, и человеческие души бывают в мире идей и созерцают их.

Модель познания Платона можно понять по его известному мифу «О пещере». Платон считает, что все люди находятся в своеобразной пещере, в которую проникают лишь тени от истинного мира, мира идей. Для истинного познания нужно выйти из пещеры, однако это дано лишь немногим.

В истории политической мысли Платон – создатель одной из первых утопических моделей государства. В трактате «Государство» Платон рисует картину трехклассового государства (правители, войны и земледельцы), управляемого интеллектуальной элитой (философами). Переход между классами возможен лишь при рождении.

Платон основал знаменитую в древности философскую школу – Академию. Ныне академиями называются высшие научно-образовательные учреждения. Тогда же это была философская школа близ Афин, столицы Греции, а само место дало название школе. Века спустя её изобразил на одной из своих работ знаменитый Рафаэль.

Рисунок 1 Рафаэль. Афинская школа. XVI в., фреска Станца делла Сеньятура, Ватикан

В центре изображены греческие философы Платон (указывающий на небо) и Аристотель (держащий руку параллельно земле), которые рассуждают о философских категориях души и разума. Платона Рафаэль наделил чертами своего великого современника Леонардо да Винчи. Слева вверху изображены Сократ и Ксенофан; чуть ниже, в лавровом венке на голове пристроился беззаботный Эпикур, советовавший получать удовольствие от каждого прожитого дня, рядом — Пифагор, что-то помечающий в большой книге.

Справа внизу, согнувшись над доской, что-то чертит Эвклид, явно похожий на архитектора Браманте, рядом расположился Зороастр с глобусом... Вторым справа внизу Рафаэль изобразил самого себя в черном берете, а одинокая фигура Гераклита, сидящего на переднем плане, опершись на левую руку — это портрет Микеланджело, который явился знаком уважения Рафаэля к своему конкуренту, как раз в то время расписывавшему свод Сикстинской капеллы.

«Афинская школа» — аллегория, представляющая своеобразный Храм ученых, идею создания которого Рафаэль почерпнул в одной из работ известного философа-гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499).

 

4.4. Философия Аристо́теля, ученика Платона – вторая из систем, возникших в классическую эпоху Древней Греции. В историю вошел конфликт Платона и Аристотеля и фраза Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже». Это связано с тем, что постепенно Аристотель вставал на материалистические и эмпирические позиции, в отличие от идеализма Платона. Более глубокого же различия, чем между материализмом и идеализмом, трудно придумать.

Поэтому со временем Аристотель создал свою философскую школу «перипатетиков» (от гр. «прогуливающиеся»). Его сочинения сохранились почти полностью. Главные естественнонаучные сочинения — «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология», а также труды по биологии и психологии.

Аристотель первым стал отличать философию от науки. Первая философия («метафизика») - наука о сущем, изучает не природу, а то, что существует сверх неё. Это первые начала и причины бытия. Современная физика, или учение о природе – по Аристотелю, вторая философия.

Бытие у Аристотеля вовсе не идеальное бытия, мира идей, а реальный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Идеи по Аристотелю – формы для материи; когда они соединяются, образуются вещи. Окончательное расставание с Платоном в убежденности Аристотеля, что формы вовсе не существуют до мира, до вещей, а наоборот, они образуются в процессе познания. Первичны вещи, а уже из них мы получаем представления о формах, или о понятиях. Сущность и вещь не существуют друг без друга.

Теория познания Аристотеля эмпирична. Аристотель понимает, что ощущения дают нам лишь приблизительное знание только единичного. Поэтому нужна наука, которая и постигает общее.

Из этого ясно, почему Аристотель особое значение придавал логике. Ведь логика может помочь понять суть понятий и мышления, отношения между понятиями. Сущность может быть выражена в понятии, и Аристотель стремился познать сущность вещей через их родовые понятия. Аристотель создал учение о силлогизме, которое формализует обыденное рассуждение. В силлогизме из двух посылок по определённым правилам выводится третье суждение-заключение. Он сформулировал правила, позволяющие получить достоверные выводы.

Пример силлогизма:

Всякий человек смертен

Сократ — человек

Сократ смертен

Конечно, приведенный пример очень прост, и кажется, что здесь можно обойтись и без логики. Однако Аристотель разработал правила определения корректности рассуждений, перечислил возможные ошибки. Так, например, мы не должны использовать слово «человек» в разных значениях в первой и второй посылках; если это так, то рассуждение некорректно. Это уже не так очевидно.

Логика помогает понять самую главную категорию – сущность. Наука же помогает узнать остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени. Если мы знаем ответы на эти вопросы, мы знаем, что есть та или иная вещь.

В физике и космологии Аристотель известен учением о космосе как об очень большом, но конечном теле. Учение о конечности космоса непосредственно вытекало из неприятия греками актуальной бесконечности.

Аристотель и по сей день восхищает логичностью и элегантностью своего мышления. Так, видя во время лунного затмения круглую тень на Луне, он понял, что это тень Земли. Земля встала между Луной и Солнцем и отбрасывала круглую тень. Из этого Аристотель заключил, что Земля имеет круглую, а не плоскую форму, и мы должны это принять, несмотря на то, что это кажется невероятным – ведь логически не остается иных возможностей. Сейчас мы далеко не всегда можем сказать, что столь же последовательны и честны в своих рассуждениях.

Политические взгляды Аристотеля связаны с его известным определением человека как политического (общественного) животного. Это связано с мнением о том, что существование отдельно от общества, по Аристотелю, бессмысленно, в отдельном индивиде не может проявиться нравственность. Человеком человек становится только в обществе. Государство Аристотель рассматривает как разросшуюся семью. Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию; ещё три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию.

Легендарная фигура Диоге́на Сино́пского придала известность античной школе ки ́ ников. С греческого «киникос» – собачий; киники часто говорили, что идеален собачий образ жизни, т.к. собака ни к чему не привязана, ни о чём не беспокоится и живёт сегодняшним моментом. Диоген Синопский, по сообщениям, был настолько безразличен к материальным благам, что жил в бочке (хотя бочки появились в более поздние времена и в греческих источниках говорится о «пифосе» - амфоре- кувшине).

Ки́ники довели презрение к материальным благам до весьма гротескных форм; однако, как правило, в самой радикальной школе есть деятель, доводящий итак радикальные идеи до самых гиперболизированных форм. Еще в Античности Диоген прославился множеством неординарных и вызывающих поступков. Так, именно Диоген ходил «днём с огнём», ища человека.

Рисунок 2. Тишбейн И. Диоген искал человека

На встрече с Александром Македонским, знаменитым полководцем, Диоген попросил лишь, чтобы он не заслонял ему солнце. Свобода и независимость от мнений, авторитетов, материальных благ были важны для философа. Философ Аристипп как-то упрекнул Диогена в бедности, сказав: «Если бы ты прославлял царя, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!», на что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять царя!».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных