Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 6. Католическая философия Средневековья




1. Предпосылки становления философии средних веков, основные периоды и характеристики.

2. Период патристики и его главные особенности, представители.

3. Учение о познании Августина. Концепция «двух градов». Проблема свободы воли.

4. Проблема универсалий в номинализме и реализме.

5. Вопрос о сущности и существовании в схоластике, взгляды схоластов на науку.

6. Вера и разум в философии Фомы Аквинского. Доказательства бытия Бога.

Базовые понятия

Теоцентризм, креационизм, провиденциализм, мессия, патристика, схоластика, универсалии, проблема универсалий, реализм, номинализм, концептуализм.

Рекомендуемая литература:

1. Августин А. Исповедь. М., 1991.

2. Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1. Ч.2.

3. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

4. Жильсон Э.Р. Разум и откровение в средние века // Богословие в культуре средневековья / под ред. Лутковского. Киев, 1992.

5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М, 1979.

6. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. М, 1995.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. М, 1979.

8. Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьба // Августин А. Исповедь. М, 1991.

 

Основное содержание:

Философия средневековья (католическая)

Считается, что Средние века это тысяча лет, с V по XV вв. Есть удобная дата - падение Западной Римской империи (476 г.), и это действительно рубеж, связанный с разрушением государства и античной культуры. С другой стороны, ясно, что средневековая религиозность начинается с 1-го века н.э., когда появилось христианство. Поэтому в культурном отношении к Средним векам можно отнести и 15 веков, с I-го по XV в.

6.1. Основные характеристики философии Средних веков:

1. Сильный религиозный характер культуры, клерикализация основных сфер общества (политики, образования, науки).

2. Внимание к идеям креационизма (творения) и откровения (путь познания, по которому Бог открывает истину избранным).

3. Знания о Боге, мире, человеке и истории выводятся из Библии.

4. Особая важность не к созданию новых форм культуры, а к максимально правильной интерпретации уже созданного в рамках учения отцов церкви.

5. Формируется первая законченная философия истории – согласно ей, в истории лишь три важных события – творение мира, 1-е и 2-е пришествие Христа, после которого земная часть истории закончится Страшным судом.

6. Особое внимание к способам доказательства бытия Бога.

7. Преобладание принципов теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм - (греч. theos — Бог) – буквально «богоцентризм», принцип культуры, где Бог - источник и причина всего сущего. Поэтому теология (богословие) — «наука» о Боге – высшее знание. Бытовала поговорка, что «философия – служанка теологии»[2].

Провиденциализм - (лат. «провидение»), система взглядов, в которой мир детерминирован божественной волей, и мировыми событиями управляет Бог.

Принцип провиденциализма ограничен принципом свободы воли, по которой человек имеет свободу выбора между добром и злом. Этот принцип пришлось ввести, чтобы разрешить коллизию с тем, что при логическом рассуждении, принцип провиденциализма означает, что Бог является источником, создателем и потакателем зла. Возникает проблема теодицеи, т.е. «богооправдания» за существование зла.

6.2. Возникновение христианства и ислама. Активное творческое начало в средневековом понимании – Бог, в космосе же нет ни активности, ни творчества. Природа не самостоятельна; Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки природе, то есть творить чудеса. Вера в чудеса, знамения – неотъемлемый атрибут средневековья. Человек опасается происков нечистой силы, ищет небесные знаки, освящает воду и изгоняет духов.

Постепенный кризис античной культуры, пессимизм, частные восстания и нападения варваров, кризис власти способствовали росту популярности восточных культов, традиционно призывавших к уходу от общества, смирению, самосовершенствованию. Одним из их стала секта христиан, поначалу малозаметная в иудаизме. Однако христиане быстро разошлись с иудаизмом, основываясь, впрочем, на его же мифологии и священных текстах. Иисус Христос («иешуа» и «христос» - мессия, избранный) поначалу выступал в роли мессии, ожидавшегося евреями как предсказанный их верой избавитель от римского гнёта. Однако он не сумел получить признания, порицался фарисеями и постепенно пришел к основанию своего ответвления от иудаизма. Этим и объясняется разнородность христианской Библии – Ветхий завет – целиком заимствован из иудаизма, Новый же завет стал сборником рассказов о Христе его сподвижников и носителем нововведений христианства.

Человека в Средние века часто определяли через библейское определение сущности человека как «образа и подобия Божьего». Человек когда-то выбрал зло и был изгнан из рая, и с тех пор каждый человек, по мнению богословов, трагически расколот человека – душа стремится к Богу, а тело к греху.

Несмотря на то, что христианство часто подавалось как откровение свыше, оно заимствовало массу идей, прежде всего в античной философии. Это учения Платона, Сенеки, неоплатоников, стоиков, киников. Многое в понимании морали и истории, заимствовано в иудаизме. Некоторые теории (например, теория о спасении, представление о «Страшном суде»), уникальны и могут считаться нововведением христианства.

В VII в. появляется новая религия, постепенно составляющая всё большую конкуренцию христианству – ислам (основатель – Мухаммед, которому, согласно исламским представлениям, была ниспослана священная книга мусульман - Коран). Как христианство, так и ислам по своему происхождению восточные религии, и они проводили экспансию на Запад. Столкновение сторонников христианства и ислама было неизбежным, так как ислам постепенно распространялся в завоеванной арабами Северной Африке, Испании, Восточной Римской империи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных