ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия XVII века17-век – век буржуазной революции в Англии, начало капитализма. Это время творчества Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница. Интересы расширяющегося производства требовали точного, практического познания, максимально быстро отвечающего потребностям времени. В этих условиях ещё сохранявшаяся схоластика вовсе отошла со сцены. Философия окончательно отделяется от теологии, и всё большее внимание уделяет анализу научного познания. 8.1. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). XVII в. – век появления эмпиризма и рационализма, в новой форме актуализировавших полемику материализма и идеализма. Эмпиризм считал источником знания и критерием его истинности опыт, эксперимент. Рационализм ориентировался на математику и логику, рассматривал разум как источник знания и критерий истины. Достоверность знания не следует из опыта, она может быть постигнута только умом. Противоположность рационализму не только эмпиризм, но и иррационализм, полагающий познание нерациональным процессом, отрицающий ведущую роль разума в познании, источником же познания признаётся обычно интуиция (интуитивизм). Фрэнсис Бэ́кон был одним из первых методологов науки, предложившим считать опыт главным методом изучения природы. Ф. Бэкон предпринял попытку выявить все препятствия к истинному познанию. Главное затруднение в познании природы, по мысли Ф. Бэкона, находится не в предмете, а в уме человека. Для познания необходим правильный метод. Есть причины, затемняющие разум - «идолы». Они могут быть присущи как всем людям, так и отдельному человеку. Заблуждения возникают из-за несовершенства органов чувств, субъективизма восприятия, привычки верить расхожим мнениям, слепой веры в авторитет. Мало очистить разум от заблуждений, нужно ещё и выбрать правильный метод познания. Для Бэкона это индукция, т. е. движение от единичного к общему. Индукция, по Ф. Бэкону, компас науки. Однако индукция – не слепое собирание фактов. Слепое собирание фактов – образно говоря, путь муравья, а идеальный путь - путь пчелы, которая, собирая нектар, перерабатывает его в мед. Эмпиризму противостоял рационализм. Рационалист считает, что источником и критерием истины не может быть опыт, поскольку он ненадежен, неустойчив. Нужно опираться на разум, а опытом иногда можно и пренебречь. Математика и логика – самые строгие и точные науки, поэтому философия должна ориентироваться на них. Р. Дека́рт – один из главных рационалистов. Как на метод познания, он в первую очередь ориентировался на дедукцию – движение в рассуждении от общего к частному. Декарт знаменит своим положением «мыслю, следовательно, существую». Дело в том, что Декарт считал несомненным только одно это положение; всё остальное можно подвергнуть сомнению. Поэтому позиция Р. Декарта - позиция скептика. В онтологии, система Декарта – типичный пример дуализма, так как в ней есть две субстанции (материальное и духовное), которые равноправны и не зависят друг от друга. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|