ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕФилософии ¨ Философская картина Мира ¨ Философия человека ¨ Философия деятельности ¨ Задачи и упражнения МОСКВА · 2009
Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 4-е изд., с исправлениями и дополнениями — М., 2009. — с. 664.
Учебник является универсальным учебным пособием по философии. В нем дается систематическое изложение основных тем философии в ясной и живой форме, даются задачи и упражнения по философии. Учебник соответствует программным требованиям Государственного образовательного стандарта по философии. Снабжен именным указателем. Для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Этот учебник может быть полезен всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни. ISBN ã Балашов Л. Е., 2009 г. На 4-й стороне обложки помещены портреты (слева направо) Сократа, Д. Локка, Ф. Бэкона, А. И. Герцена, Гегеля, Спинозы, Д. Дидро, И. Канта. Отзывы и предложения направлять по адресу: Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110 E-mail: lev_balashov@mail.ru На сайте «http://balashov44.narod.ru» размещены электронные тексты большинства книг автора С о д е р ж а н и е
Для чего нужно изучать философию?.................................................... 7 Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ........................................................ 10 ГЛАВА 1. Что такое философия?.......................................................... 10 1.1. Любовь к мудрости............................................................................ 10 1.2. Предмет и «части» философии....................................................... 15 1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 19 1.4. Практическая философия................................................................ 27 Раздел второй. Краткий очерк истории философии 30 ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья................... 31 2.1. Зачем нужно знать историю философии?................................... 31 2.2. Протофилософия................................................................................ 31 2.3. Ранние греческие философы........................................................... 32 2.4. Сократ................................................................................................... 37 2.5. Платон................................................................................................... 39 2.6. Аристотель........................................................................................... 42 2.7. Киники................................................................................................... 43 2.8. Древняя философия после Аристотеля........................................ 44 2.9. Философия средневековья............................................................... 46 ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков................................................ 49 3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)..................... 49 3.2. Ф. Бэкон................................................................................................ 52 3.3. Р. Декарт............................................................................................... 54 3.4. Б. Спиноза............................................................................................ 56 3.5. Т. Гоббс................................................................................................. 57 3.6. Д. Локк................................................................................................... 58 3.7. Г. Лейбниц............................................................................................ 60 3.8. Дж. Беркли и Д. Юм........................................................................... 61 3.9. Вольтер и Руссо.................................................................................. 62 3.10. Французские философы-материалисты XVIII в..................... 63 3.11. И. Кант................................................................................................ 64 ГЛАВА 4. Философия в XIX веке.......................................................... 69 4.1. Гегель.................................................................................................... 69 4.2. Послегегелевская философия......................................................... 73 4.3. О. Конт.................................................................................................. 74 4.4. Л. Фейербах......................................................................................... 75 4.5. Марксистская философия................................................................ 76 4.6. А. Шопенгауэр.................................................................................... 87 4.7. С. Кьеркегор........................................................................................ 88 4.8. Ф. Ницше.............................................................................................. 88 ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков................................. 95 5.1. Общая характеристика русской философии.............................. 95 5.2. Западники и славянофилы.............................................................. 97 5.3. П. Я. Чаадаев....................................................................................... 98 5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен...................................................... 99 5.5. В. С. Соловьев................................................................................... 100 5.6. Н. А. Бердяев..................................................................................... 102 5.7. Русский космизм............................................................................... 102 5.8. В. И. Ленин......................................................................................... 104 ГЛАВА 6. Философия ХХ века............................................................ 104 6.1. З. Фрейд.............................................................................................. 104 6.2. Феноменология................................................................................. 106 6.3. Экзистенциализм............................................................................. 106 6.4. Прагматизм........................................................................................ 107 6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия........... 108 6.6. К. Поппер........................................................................................... 108 6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды............... 109 6.8. Постмодернизм................................................................................. 111 6.9. Современная философская мысль.............................................. 112 Раздел третий. Философская картина мира........ 113 ГЛАВА 7. Философское понимание мира........................................ 113 7.1. Картины мира................................................................................... 113 7.2. Бытие, существование.................................................................... 119 7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)............... 124 7.4. Источники построения категориальной картины мира....... 124 7.5. Категориальная структура мира................................................ 126 7.6. О категориальном детерминизме................................................ 127 7.7. Категориальная картина мира.................................................... 130 7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями........ 135 7.9. Материя и движение....................................................................... 139 ГЛАВА 8. Материя................................................................................. 142 8.1. Структура материи......................................................................... 142 8.2. Качество............................................................................................. 149 8.3. Количество........................................................................................ 151 8.4. Мера.................................................................................................... 160 8.5. Виды материи................................................................................... 165 8.6. Тело..................................................................................................... 167 8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент.......... 168 8.8. Виды тела.......................................................................................... 175 8.9. Группа (групповая материя)........................................................ 176 8.10. Мезоматерия................................................................................... 180 8.11. Органические виды материи: организм, сообщество......... 181 ГЛАВА 9. Движение............................................................................... 184 9.1. Общая характеристика движения............................................... 184 9.2. Пространство.................................................................................... 190 9.3. Время................................................................................................... 193 9.4. Виды движения................................................................................. 196 9.5. Развитие.............................................................................................. 204 ГЛАВА 10. Противоречие..................................................................... 210 10.1. Общая характеристика противоречия.................................... 210 10.2. Структура противоречия............................................................ 215 10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 223 10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей).................................................................... 230 10.5. Сложные (органические) противоречия................................. 236 10.6. Гармонические и антагонистические противоречия.......... 237 10.7. Золотая середина.......................................................................... 240 10.8. Противоречия в мышлении......................................................... 242 ГЛАВА 11. Становление....................................................................... 245 11.1. Общая характеристика становления....................................... 245 11.2. Становление и развитие.............................................................. 248 11.3. Возможность................................................................................... 253 11.4. Действительность.......................................................................... 259 11.5. Закон и явление.............................................................................. 261 11.6. Причина — действие — следствие........................................... 265 11.7. Вещь — свойство — отношение............................................... 274 11.8. Сущность......................................................................................... 278 11.9. Форма и содержание.................................................................... 283 11.10. Старое и новое............................................................................. 284 11.11. Эволюция и революция............................................................. 287 Раздел четвертый. Философия человека............. 294 ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология).... 294 12.1. Что такое человек?........................................................................ 294 12.2. Человек-общество-природа........................................................ 295 12.3. Сущность человека....................................................................... 296 12.4. Происхождение человека........................................................... 300 12.5. Организация человека................................................................. 302 12.6. Типология человека...................................................................... 303 ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие............................................. 307 13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни....................................................... 307 13.2. Смерть и бессмертие.................................................................... 314 13.3. Живая связь смертности и бессмертия.................................... 320 13.4. Как мы “делаем” бессмертие?................................................... 323 13.5. Потенциальное бессмертие........................................................ 330 13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем).. 335 13.7. Активное долголетие.................................................................... 338 13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 346 13.9. Человеческое счастье................................................................... 350 13.10. Любовь........................................................................................... 356 13.11. Человеческий смысл творчества............................................ 367 ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода................................ 370 14.1. Гуманизм — философия человечности................................... 370 14.2. Либерализм..................................................................................... 374 14.3. Cвобода............................................................................................ 380 ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия)......... 397 15.1. Общество — взаимодействие людей....................................... 397 15.2. Структура общества.................................................................... 399 15.3. Государство.................................................................................... 401 15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 410 15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм..................................... 410 15.6. Отношения между людьми. Справедливость........................ 412 15.7. Коллективизм и/или индивидуализм....................................... 414 15.8. Критика идей социализма и коммунизма............................... 417 15.9. Мораль, право, политика............................................................ 425 15.10. Золотое правило поведения..................................................... 426 15.11. Добро и зло................................................................................... 436 15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении............ 448 15.13. О культуре поведения................................................................ 452 15.14. Культура....................................................................................... 456 15.15. Наука.............................................................................................. 460 15.16. Искусство...................................................................................... 461 15.17. Религия........................................................................................... 462 Об атеизме и свободомыслии.............................................................. 468 Мистика..................................................................................................... 470 15.18. Цивилизация................................................................................. 474 15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 475 Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология.............................................. 497 ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект...................................... 497 16.1. Деятельность.................................................................................. 498 16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность. 503 16.3. Цель, средство, результат........................................................... 504 16.4. Субъект и объект........................................................................... 508 16.5. Виды человеческой деятельности............................................ 513 16.6. Труд, отдых, игра, творчество................................................... 517 16.7. Психика............................................................................................ 519 16.8. Сознание.......................................................................................... 525 16. 9. Воля.................................................................................................. 527 16.10. Язык................................................................................................ 528 16.11. Опыт................................................................................................ 529 ГЛАВА 17. Мышление........................................................................... 530 17.1. Как мы думаем?............................................................................. 530 17.2. Способности мышления.............................................................. 532 17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость)............................ 541 17.4. Рассудок (дедуктивная логика)................................................. 544 17.5. Вероятностное мышление.......................................................... 549 17.6. Ум (интуиция)................................................................................. 551 17.7. Разум (диалектическое мышление).......................................... 554 17.8. Категориальный строй мышления........................................... 567 17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 585 ГЛАВА 18. Творчество.......................................................................... 597 18.1. Жизнедеятельность....................................................................... 597 18.2. Сущность творчества................................................................... 598 18.3. Познание.......................................................................................... 601 18.4. Индивидуальное и коллективное познание........................... 609 18.5. Формы индивидуального познания......................................... 610 18.6. Наука (коллективное познание)................................................ 611 18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 617 18.8. Практика.......................................................................................... 618 18.9. Игровая деятельность.................................................................. 625 18.10. Искусство (художественная деятельность)......................... 626 18.11. Спорт.............................................................................................. 628 ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ....................... 631 К разделу «Введение. Что такое философия?»............................... 631 К разделу «История философии»........................................................ 632 К разделу «Философская картина мира»......................................... 633 К разделу «Философия человека»...................................................... 634 К разделу «Философия деятельности».............................................. 642 Разное......................................................................................................... 644 Пояснения и методические рекомендации....................................... 647 Литература............................................................................................... 649 Книги автора............................................................................................ 650 Указатель имен........................................................................................ 652 Предметный указатель.......................................................................... 655
Для чего нужно изучать философию?
1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д.). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?! Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.[1] 2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным. Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом. 3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом). Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння. Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.
В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).
4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии. 5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика. Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух». 6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев. 7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления. 8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений. Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Что такое философия?
Любовь к мудрости
Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” — люблю и “sophia” — мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие. Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление. Как это понимать? Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не волéние, не действование. Во-вторых, философия не просто мышление, а со ‑ мышление, т. е. такое мышление, которое предполагает мыслящее общение людей или мышление людей сообща. Философия — коллективное мышление также как наука — коллективное познание, искусство — коллективное чувствование, религия — коллективное верование, мораль‑политика-право — коллективное волéние, экономика — коллективное производство-распределение и т. д. В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других‑многих людей, прежде всего для самих философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное мышление — лишь подчиненный момент научной-познавательной, художественной и т. п. деятельности. Оно философично лишь в той мере, в какой внутренне свободно, не связано непосредственно с производством знания, красоты, материальных благ и т. д. В философии коллективное мышление самодостаточно, максимально удалено от решения познавательных-художественных-практических задач. Стихия философии — это стихия чистой, самодостаточной мысли. Философия — высшее проявление способности живого-человеческого к отсрочке реакции, действия, ответа для обдумывания того, как лучше действовать-поступать. Самое элементарное поведение — безусловнорефлекторное, когда между ощущением и действием минимальное расстояние (например, отдергивание руки от горячего предмета сразу после прикосновения). Поведение человека тем сложнее, чем больше расстояние (задержка) между восприятием и действием, познанием и практикой. Философы — такие представители рода человеческого, которые в наибольшей степени олицетворяют-материализуют эту задержку. Если философы что-то и предлагают нефилософам, то отнюдь не готовые ответы‑рецепты, а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея — всегда полуфабрикат... Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей. (В скобках отмечу, как во взглядах на соотношение философии и науки существует определенная путаница [когда философию представляют наукой], так и в вопросе о соотношении мышления и познания первое нередко представляют как часть, вид или форму второго. См. об этом ниже п. 17.1, стр. 510). Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать “как надо”, быть законодательницей. Ее положения обладают только рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение “философия — наука наук” отражает как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, как себя вести. Указанное выражение неправильно и в том смысле, что ограничивает взаимоотношения философии с другими отраслями человеческой деятельности только областью отношений с науками. Философия как форма коллективного мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к материальной практике, и к управлению обществом, и к индивидуальному опыту человека. Она рефлексирует по поводу всех этих форм деятельности, занимая положение центра или фокуса, в котором сходятся все формы человеческой деятельности. Иными словами, философия — средоточие, центр всех человеческих исканий и дерзаний. В нашей стране философия длительное время была (и пока остается) сильно привязанной к государству и науке. Философские исследования проводятся в значительной мере в рамках или под эгидой Российской Академии наук. Неотдифференцированность философии от науки приводит ее к неоправданному онаучиванию, своеобразному философскому сциентизму. Наукообразный язык в философских книгах и статьях — весьма распространенное явление. В результате от философских исследований-размышлений ждут того же, что от научных исследований. Оборотной стороной такого подхода, т. е. стремления “онаучить” философию является ожидание от нее каких-то конкретных научных результатов, готовых ответов на поставленные жизнью вопросы. Поскольку это ожидание не оправдывается, наступает разочарование философией. Наука, как уже говорилось, занимается познанием; философия же ничего не познает. Она лишь осмысляет ход и результаты познания (и не только познания, а и практики, искусства, вообще всего человеческого опыта). Науке — науково, а философии — философиево! Наука производит знания. Философия же вырабатывает и разрабатывает идеи. Не более того. Философские идеи — это идеи идей: научных, художественных, практических и т. д. Соответственно и философствование не прямо служит познанию, практике, искусству, а весьма опосредованно.
Философия в нашей стране должна обрести свое лицо и освободиться, наконец, от внешних пут. Никто, ни научные авторитеты, ни государственные, ни религиозные деятели не должны вмешиваться в дела философии. Примером онаучивания, сциентификации философии являются попытки некоторых философов и философских школ выразить основные философские положения в форме законов. Раз в науке открывают законы, значит и в философии можно это делать. Наиболее ярким примером изобретения философских законов являются марксистские законы диалектики. Как мне представляется, только наука может претендовать на открытие и исследование законов предметной области. В философии же “закон” — лишь одна из категорий, парная категории “явление”, и называть этим же термином некоторые философские основоположения — это логическая ошибка. Либо мы должны признать, что “закон” является высшей категорией диалектики, либо признать, что слово “закон” в случае, когда речь идет о “законе диалектики”, имеет иной смысл, чем тот, когда им обозначают одну из категорий диалектики. Во втором случае создается опасность неоднозначного употребления термина “закон”, ведущая лишь к путанице понятий и к различным перекосам в мышлении. Одной из причин использования в марксистской философии понятия “закон” применительно к некоторым ее основным положениям служит как раз вольное или невольное проведение аналогии между философией и наукой.
Говоря о том, что философия ничего не познает, я имел в виду, что “экологическая ниша” философии как особого типа культуры — не познание, а мышление. Целью философствования является не постижение истины, а мудрость. Ведь философствование и есть мудрствование (в хорошем смысле этого слова). Только наука “имеет право” заниматься познанием. Это ее особенность, ее “хлеб”. Могут сказать: а как же быть с выражениями “философское знание”, “философская наука” и т. п.? На это отвечу: слова “знание” и “наука” применительно к философии употребляются в ином смысле, нежели когда говорят о науке как типе культуры и о познании как отрасли человеческой деятельности. Ведь и в богословии нередко употребляют выражения “богословское знание”, “богословская наука”. Но ведь никто не считает “богословское знание” научным знанием, а “богословскую науку” действительно наукой подобно физике, биологии, социологии. Когда говорят о философском знании, то имеют в виду не то знание, которое приобретается в процессе научного познания. Научное знание — результат познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание — результат внутрифилософских потоков информации, идущих от одного философа к другому. Если я прочитал сочинения Платона и понял их, то получил знание об учении Платона, о его идеях, взглядах и т. п. Сумма философских знаний — это прежде всего знание основных философских учений-идей прошлого и настоящего. Философское знание похоже на научное знание в том смысле, что оно, как и научное знание, более или менее адекватно, соответственно отображает предмет, в нашем случае — учение, идеи, мысли другого философа (других философов). Философски образованный человек — это человек, который более или менее адекватно воспринял и усвоил основные идеи философов прошлого и настоящего. Философское образование является основой философской учености и профессионализма. Слова “ученость” и “ученый” применительно к философу означают лишь то, человек основательно учился философии. Почти то же можно сказать о словах “научность” и “наука”. Применительно к философии эти слова означают научение философии. Кроме того, слово “наука” в сочетании с прилагательным “философская” (философская наука) означает тот или иной раздел философии, выделившийся в относительно самостоятельную философскую дисциплину, в отрасль философского знания. Философскими науками называют этику, эстетику, логику... В последние годы дает о себе знать другая крайность: антисциентизм-иррационализм. Это определенно реакция на предшествующие десятилетия философского сциентизма-рационализма[2]. Раскрепощенные философы вдруг заговорили как богословы, мистики, ясновидцы, пророки... Ни сциентизм, ни антисциентизм не делают философа философом. Мы, философы, должны научиться говорить своим голосом — без наукообразности и сциентизма, с одной стороны, и без религиозно-мистической, пророческой риторики-аффектации, с другой.
1.2. Предмет и «части» философии
Философы обсуждали проблему “частей” философии, ее структурированности с тех пор как состоялось первоначальное накопление философских идей и появились первые философы-систематики. Философия в ее полном виде может быть разделена на три части соответственно трем “предметам”: объекту деятельности, субъекту деятельности и самой деятельности, точнее ее средствам-методам. Содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах деятельности или освоения человеком мира. Графически предмет философии выглядит так:(рис. 1).
Можно выделить три “части” предмета философии: 1. Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира). 2. Человек и общество (субъективная реальность). 3. Деятельность, взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство). Соответственно трем “частям” предмета можно выделить три “части” философии: 1. Учение о мире в целом и его категориальной структуре — мировоззренческая “часть”. 2. Учение о человеке и обществе — философская антропология и социальная философия. 3. Учение о формах и методах деятельности — методологическая “часть”. Как мировоззрение философия дает наиболее общее представление о мире в целом и его категориальной структуре. Предметом этой “части” философии является объективная реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека и человечества. Мировоззренческий аспект философии выдвигает на первый план ее объективность, беспристрастность. В этой “части” она стремится к идеалу “научной” философии. Как учение о человеке и обществе философия реализует принцип “познай самого себя” и ориентирует развитие человека и общества в определенном направлении. Этот аспект философии можно было бы назвать идеологическим. Он обнаруживает ее активный, действенный, субъективный характер, ее пристрастность. Как учение о формах и методах деятельности философия служит общим методом познания и практики. Мало иметь представление о мире в целом, мало знать, чего хочет человек, надо также разрабатывать вопросы успешной деятельности по освоению (познанию и преобразованию) мира. Предметом методологической “части” философии является человеческая деятельность в ее многообразных формах, иными словами, взаимодействие субъекта (человека и общества) с объектом (объективным миром). Философская методология включает в себя: 1. Учение о творчестве. 2. Учение о мышлении. 3. Учение о познании. 4. Учение о практике. 5. Учение об игровой деятельности (искусстве, спорте). В учении о мышлении центральным является вопрос об идее. В учении о познании центральным является вопрос об истине. В учении о практике центральным является вопрос о благе, ценности. В учении об искусстве центральным вопросом является вопрос о прекрасном, красоте. Каждая из указанных “частей” философской методологии имеет свою систему специфических категорий-понятий.
Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается, усложняется, а, следовательно, дифференцируется внутри себя. Идет процесс дифференциации философии и специализации ее отдельных частей. С другой стороны, время от времени возникают философские системы, “работающие” в направлении интеграции философских идей. Дифференциация и интеграция философии — две стороны единого процесса ее становления-развития. Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным взором все богатство философских идей. И те, и другие философы нужны современному обществу. Если взять развитие философии за большие промежутки времени, то увидим, что время от времени появлялись всеохватывающие системы философии. В Древней Греции такой всеохватывающей системой была философия Аристотеля. В новое время каждый крупный философ претендовал на создание системы философского знания. Систематические учения оставили Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк, Кант. Поистине Аристотелем нового времени стал Гегель.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|