Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эллинистически-римская философия




 

Коренным образом меняется эпоха. Эпоха эллинизма - эпоха крушения полисной

социальности. Социальная структура - полис, город-государство был ограничен,

замкнут. Главная задача состояла в том, чтобы обеспечить политическую

самостоятельность этой замкнутости. Главная задача полиса - воспитание лучших

граждан для государства, обеспечение духовных запросов личности. Путь духовной

жизни - это путь поиска, отрицания традиций, путь обновления. Направленность на

воспитание граждан - это не только основная направленность полиса. Обращенность

к гражданину порождает новые типы обоснования, она позволила грекам создать

систему обоснований - чем и была философия. Способность творить существует

постольку, поскольку существует греческий полис. Античный полис разрушился.

Теперь верховная власть принадлежала монарху. Начиная с Александра Македонского все полисы были объединены.

 

Наблюдается поиск путей духовного обновления. В эпоху эллинизма не создается ни

одной принципиально новой физической системы. Но в эту эпоху остаются крупные

философы, происходит обоснование старых систем. Происходит обращение к

Гераклиту. Физика Гераклита входит в систему теологических обоснований в

стоицизме. В стоицизме находит свое обоснование натурфилософия эпохи эллинизма.

В системе эпикуреизма находит свое применение атомистический материализм

Демокрита. Мощнейшее направление - неоплатонизм - Плотин, Прокл, Порфирий -

создается на базе платонизма. Аристотель оказал влияние на Академию.

Аристотелизм - это не очень крупное течение.

 

Скептицизм в большей степени тяготел к философии софистов. Вместе с созданием

крупных государственных объединений перестали создаваться новые системы

обоснований. Также происходит обращение к личности, только уже к личности

атомистического толка. Необходимо обосновать идеал внутренней свободы,

происходит обоснование положения человека в этом новом мире, мире монархии

(деспотический режим). Раньше Афины были в центре, а затем Афины оказываются на периферии. Как в такой обстановке выполнить свой гражданский долг?

 

В огромной социальности человек уже не мог влиять на мир, он ему подчинялся, для

больших социальных объединений характерна не проблема воздействия человека на

мир, а проблема успокоения, утешения человека. Необходимо человека довести до

уровня понимания природы - понимания цивилизованности. Эпикур: "Проживи

незаметно". На первый план выдвигается проблема личного счастья, тогда можно

достигнуть атараксии (невозмутимости духа) - это естественное состояние

человека, которое позволяет ему перенести удары судьбы. Но система обоснования в

разных школах была разная. Государство в период социальных неурядиц - это образ

корабля в момент шторма. Эпикур предложил такой способ обоснования личного

счастья: счастье - это удовольствие.

 

Удовольствие - это способность довольствоваться тем, что имеешь. Стоики понимали

личное счастье иначе: "Подчиняйся судьбе!" Разумного, считали они, судьбы ведут,

а неразумного тащат.

 

Эпикур, обращаясь к человеку, не уронил человека и человеческое достоинство. Он

не предлагал активной модели социального поведения, он предлагал избавить

человека от предрассудков и страха. Главная задача философии по Эпикуру -

обоснование и достижение счастья человека. Эпикур предвосхитил Канта. Надо

отличить практический разум от теоретического. Такой анализ был направлен на

анализ самоповедения. Эпикур говорил, что не надо вдаваться в иллюзии. Первое

расхождение Эпикура с Демокритом - это вопрос о чувственном познании.

Рациональная ступень может быть редуцирована к отдельным чувственным ощущениям. Эпикур опровергает демокри-товскую проблему необходимости. Его интересует проблема человекообновления.

 

Для Эпикура мир - не цель, а средство. Атомы падают сверху вниз под влиянием

тяжести, но падают параллельно, значит нет соединения, и следовательно, нет

возникновения новых миров. Но атомы могут отклоняться под влиянием внутреннего

импульса, но это отклонение случайно. Эпикур впервые вводит понятие случая,

категории случайности - это он делает для обоснования свободы человека. Без

случайности нет свободы человека, по мнению Эпикура. У Эпикура мы встречаем

новую систему обоснования человека - онтологическое обоснование свободы.

Избавить человека от необходимости - этой цели служат атеистические взгляды

Эпикура. Он считал, что никакая вера, никакая религия не даст человеку свободы.

Не вера, а размышление - вот что освободит человека от предрассудков.

 

Скептицизм предлагает следующий выход - воздержание от суждений. Необходимо

отказаться от убеждений в том, что человеку доступна истина. Никакое суждение не

может быть истинным. Скептики используют аргументацию: от субъекта, от объекта,

от соотношения субъекта и объекта. Единственное, что вытекает для человека - это

запрет на суждения и достижение атараксии, невозмутимости.

 

Стоики предлагают иную позицию. Это философия долга, философия судьбы. Видные ее представители - Сенека, учитель Нерона, император Марк Аврелий. Позиции этой философии противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непокорного тащит.

 

Поскольку отпала необходимость обоснования полисных гражданских добродетелей и интересы сконцентрировались на спасении личности, то этические добродетели стали космополитическими. Стоики развивали онтологические идеи космического логоса, но преобразовывали это гераклитовское учение как учение о всеобщем законе, провидении и Боге.

 

Неоплатонизм свидетельствовал о переходе к новой мировоззренческой эпохе. Он

также опирался на предыдущую философскую систему - Платона. Главный принцип

неоплатони-стической философии - принцип эманации (истечения), перехода от

единого ко многому. Ступени этой эманации - единое-ум-душа. Единое истекает во

множество, пронизывая его подобно тому, как луч света пронизывает темноту.

Человеческая душа - частица космической души, и человек постигает Единое (или

Бога) в экстатическом обращении к божественному. Здесь налицо близость к

христианству.

 

Итог эллинистических философских учений один - крушение культуры и философии,

основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию человека с природой и космосом. На смену обозримым и рационально осмысливаемым социальным, политическим и онтологическим нормативам приходят надличностные и надрациональные регулятивы. Вместе с крушением обозримого античного полиса

разрушается уверенность в гражданской этике, опирающейся на доводы разума и

рациональное воспитание граждан, и делаются попытки наши общемировой

сверхчеловеческий абсолют, который мог бы соединить воедино распадающуюся

социальность и осуществить так и не реализовавшуюся до конца у греков идею

приведения мира из беспорядка в порядок.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных