Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антропологический материализм




 

Характерная черта материализма Фейербаха - антропологизм, т.е. понимание

человека как чисто природного, биологического существа, как "единственного,

универсального и высшего предмета новой философии". Немецкий мыслитель считает, что не "мыслящее Я", не "абсолютная идея", а природа есть объективно

обоснованное подлинное начало философии. Он не отвергает принципа тождества

бытия и мышления, но - в отличие от Гегеля - понимает его материалистически,

усматривая в гегелевской трактовке данного принципа только тождество мышления с

самим собой. Фейербах заявил, что единство бытия и мышления истинно и имеет

смысл только тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется Человек,

а не сверхчеловеческое Я, не идеалистически абсолютизированный разум.

 

Коль скоро человек - наиболее совершенная часть вечной природы (а не творение

Бога, не самосознание) и "высший предмет философии", то задача последней (если

она истинная) заключается, согласно Фейербаху, не в том, "чтобы творить книги, а

в том, чтобы творить людей". Человек прежде всего материальное тело (а не только

"мыслящее существо") и потому он обладает способностью ощущать и чувствовать.

 

Духовное начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отделено от телесного,

дух и тело - две стороны той реальности, которая называется человеческим

организмом. Однако в единстве указанных двух сторон именно тело в его

целостности (а не мышление) составляет сущность человеческого Я.

 

В целом Фейербах толковал человека преимущественно биологически и не дошел до

понимания общественной сущности человека и его сознания, хотя определенные

догадки по этому вопросу у него имеются. Таков, например, его афоризм о том, что

человек - "продукт культуры, истории". Кроме того, немецкий философ отмечал, что

отдельный, обособленный человек не заключает в себе человеческой сущности;

последняя налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Это единство

философ называл "величайшим и последним принципом философии", а все существенные отношения, принципы различных наук - это только различные виды и формы этого единства.

 

Итак, вопреки своей "биологизаторской позиции", Фейербах утверждает, что "только

общение создает человечество" и что "только общественный человек является

человеком". Но эти идеи не были проведены им последовательно.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных