ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Антропологический материализм
Характерная черта материализма Фейербаха - антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как "единственного, универсального и высшего предмета новой философии". Немецкий мыслитель считает, что не "мыслящее Я", не "абсолютная идея", а природа есть объективно обоснованное подлинное начало философии. Он не отвергает принципа тождества бытия и мышления, но - в отличие от Гегеля - понимает его материалистически, усматривая в гегелевской трактовке данного принципа только тождество мышления с самим собой. Фейербах заявил, что единство бытия и мышления истинно и имеет смысл только тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется Человек, а не сверхчеловеческое Я, не идеалистически абсолютизированный разум.
Коль скоро человек - наиболее совершенная часть вечной природы (а не творение Бога, не самосознание) и "высший предмет философии", то задача последней (если она истинная) заключается, согласно Фейербаху, не в том, "чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей". Человек прежде всего материальное тело (а не только "мыслящее существо") и потому он обладает способностью ощущать и чувствовать.
Духовное начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется человеческим организмом. Однако в единстве указанных двух сторон именно тело в его целостности (а не мышление) составляет сущность человеческого Я.
В целом Фейербах толковал человека преимущественно биологически и не дошел до понимания общественной сущности человека и его сознания, хотя определенные догадки по этому вопросу у него имеются. Таков, например, его афоризм о том, что человек - "продукт культуры, истории". Кроме того, немецкий философ отмечал, что отдельный, обособленный человек не заключает в себе человеческой сущности; последняя налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Это единство философ называл "величайшим и последним принципом философии", а все существенные отношения, принципы различных наук - это только различные виды и формы этого единства.
Итак, вопреки своей "биологизаторской позиции", Фейербах утверждает, что "только общение создает человечество" и что "только общественный человек является человеком". Но эти идеи не были проведены им последовательно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|