Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Позитивизм и постпозитивизм Сущность позитивизма 1 страница




Позитивизм (лат. positivus - положительный) - направление в философии и науке,

которое исходит из "позитивного", т.е. из данного, фактического, устойчивого,

несомненного, и ограничивает им свое исследование, а "метафизические"

(философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически

бесполезными.

 

Будучи реакцией на схоластически-умозрительную философию, позитивизм тем самым считает, что все подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла, а значит и права на существование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука - сама себе философия. Как образно выражался Л. Витгенштейн, философ - это не архитектор, помогающий каменщику строить дом, а мусорщик, убирающий комнаты уже построенного дома.

 

В качестве причины появления позитивизма можно считать бурный прогресс

естественных наук на рубеже XIX-XX столетий и доминирование в области

методологии спекулятивных философских воззрений, которые по своим принципам не соответствовали конкретным целям и задачам естествоиспытателей. Философские

вопросы, считают позитивисты, - это псевдовопросы, не имеющие никакой

познавательной ценности; единственным источником истинного действительного

знания объявляются частные (специальные, конкретные) науки и научные дисциплины.

 

Оформившись в особое направление в 30-х гг. XIX в. в трудах французского

мыслителя О. Конта (который и ввел сам этот термин), позитивизм прошел три

основных этапа в своем развитии (о них см. ниже). Каждый из этих этапов имел

свою специфику, но неизменно сохранял субъективно-идеалистическую и

антидиалектическую основу, а также ориентацию на естественно-математические

науки (их методы, способы построения знания, на их язык и т.п.). При этом было

выражено откровенное пренебрежение к гуманитарным наукам как к "неточным,

несовершенным и неразвитым наукам второго сорта" (по сравнению с

естествознанием).

 

Характеризуя этот период (т.е. от О. Конта до середины XX века), выдающийся

современный логик и философ Г. X. фон Вригт зафиксировал две основные традиции в "методологическом мышлении" по вопросу о соотношении естественных и гуманитарных наук: 1) философия науки, которую обычно связывают с позитивизмом (О. Конт, Дж. Ст. Милль и др.); 2) герменевтика как реакция на позитивизм по указанному вопросу.

 

Говоря о позиции позитивизма, Вригт выделяет три его основные догмы. Первая из

них - методологический монизм, т.е. идея единообразия научного метода независимо

от различия областей научного исследования. Вторая догма выражается в том, что

точные естественные науки, в частности, математическая физика, дают

методологический идеал или стандарт, по которому измеряют степень развития и

совершенства всех других наук, включая гуманитарные. Наконец, третья догма

связана с особым пониманием научного объяснения. Она, согласно Вригту,

заключается в подведении индивидуальных случаев под гипотетические общие законы природы, включая "природу человека". Попытка трактовать факты в терминах намерений, целей, стремлений позитивистами либо отвергается вовсе как

"ненаучная", либо делаются попытки преобразовать их в казуальные или иные

естественнонаучные объяснения.

 

Вторую тенденцию (т.е. герменевтику, а точнее - антипозитивизм) Вригт связывает

с такими именами, как Дильтей, Виндельбанд, Риккерт, Кроче, Коллингвуд и др. Он

отмечает, что все мыслители, работающие в рамках этой тенденции, стоят на прямо

противоположной позиции. А именно: они все отвергают методологический монизм

позитивизма и мнение о том, что единственный и высший идеал рационального

постижения действительности дает "точное естествознание". Многие из них

угадывали различие между естественными науками, которые "стремятся к обобщениям" воспроизводимых и предсказуемых явлений, и гуманитарными (такими, например, как история), которые ставят целью понять индивидуальные и неповторимые особенности объектов изучения с помощью идиогра-фического, а не номотетического методов (о чем мы вели речь в разделе о неокантианстве).

 

Для герменевтической традиции в целом (в ее самом широком - антипозитивистском - смысле) Вригт считает характерными три черты:

 

1) Центральной проблемой герменевтики является идея языка и ориентированные на

язык понятия - "значение", "интен-циональность", "интерпретация" и "понимание".

Эта черта отражена в самом термине "герменевтика", что означает искусство

интерпретации (понимания).

 

2) В противоположность позитивистской идее единообразия науки герменевтическая

философия защищает sui generus (самостоятельный) характер методов интерпретации

и понимания, которые используются в науках о духе.

 

3) У философов "герменевтической методологии" Вригт отмечает "растущую

ориентацию на Гегеля и гегелевскую традицию", т.е. на диалектику. Согласно

Вригту, первые две черты сближают герменевтику с аналитической философией,

третья - что особо подчеркнем - с диалектической. Соединение герменевтики с

рационалистической диалектикой было главной задачей одного из создателей

философской герменевтики - Гадамера.

 

Фиксируя то реальное обстоятельство, что - особенно с начала XX века и в

дальнейшем - гуманитарные науки стали ареной спора двух противоположных

направлений в философии научного метода - позитивизма и герменевтики, Вригт

отмечает и стремление у некоторых исследователей сблизить, синтезировать эти

методологические направления в единой методологической концепции. Так, например, он указывает, что Эмиль Дюркгейм в методологии был, в сущности, позитивистом, а у Макса Вебера позитивизм сочетался с признанием телеологии и понимания как вчувствования.

 

Основные этапы в развитии позитивизма

 

1. Классический позитивизм

 

Представителями первой, классической формы позитивизма XIX в. кроме О. Конта

были английские мыслители Дж. С. Милль, Г. Спенсер, французы П. Лаффит, Э. Ренан и др. Были позитивисты "первой волны" и в России (П. Лавров, Н. Михайловский).

 

Поскольку О. Конт - создатель, основоположник такого мощного философского

направления, уделим ему несколько больше внимания, чем другим, ибо основные

принципы позитивизма сформулировал именно он.

 

Конт Огюст (1798-1857) - французский философ, один из основоположников

позитивизма и социологии. Был секретарем Сен-Симона, затем преподавателем

Политехнической школы в Париже. Основная работа "Курс позитивной философии: В 6 т." (1830-1842), которая принесла ему наибольшую известность.

 

О. Конт полагал, что "метафизика" как учение о сущности явлений, об их началах и

причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия.

Последнюю он мыслил как синтез, "совокупность общих научных положений" всего

обширного положительного естественнонаучного и социального материала. Вот почему созданная Контом философия называлась позитивной (положительной). Основная ее характеристическая черта состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам. Поиски же первых или последних причин французский философ считает "абсолютно недоступным и бессмысленным" занятием.

 

Применяя принцип историзма (а это несомненный плюс), т.е. полагая, что "ни одна

идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей", Конт показывает,

что человечество пришло к позитивной философии в ходе развития его ума. В этой

связи он выделяет три основных стадии (состояния) интеллектуальной

(теоретической) эволюции человечества.

 

В первом, теологическом (или фиктивном) состоянии человеческий дух объясняет

природу вещей воздействием многочисленных сверхъестественных факторов. Во

втором, метафизическом (или абстрактном) состоянии сверхъестественные факторы

заменены абстрактными силами, настоящими сущностями ("олицетворенными

абстракциями"), с помощью которых и объясняются все наблюдаемые явления. В

третьем, научном (или положительном) состоянии человек стремится к тому, чтобы,

правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать

действительные законы явлений. При этом, согласно Конту, необходимо отказаться

от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин

явлений.

 

Прохождение трех указанных состояний (стадий) Конт называет главным, основным

законом развития человеческого ума в различных сферах его деятельности. Исходя

из этого общего закона, он определяет истинную природу положительной философии. Эта природа (т.е. основная характеристическая черта последней) состоит, по его мнению, в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех

познавательных усилий. В качестве примера Конт приводит ньютоновский закон

тяготения ("чудная теория" Ньютона), с помощью которого объясняются все общие

явления Вселенной.

 

Указывая на "разъедающее влияние" специализации научного труда, Конт выводит

отсюда необходимость "новой науки" (т.е. положительной философии), которая и

призвана к тому, чтобы "предупредить разрозненность человеческих понятий".

 

Говоря о пользе и назначении положительной философии в общей системе частных

наук, Конт указывает на четыре ее основных свойства.

 

Во-первых, изучение положительной философии дает, по его мнению, единственное

рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума, к

отысканию которых, как считает Конт, применялись малопригодные средства.

 

Во-вторых, прочное обоснование положительной философии дает ей возможность

играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и

образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности

положительных идей по всем главным сферам действительности. Особенно важным Конт считает глубокое освоение того, что составляет суть частных наук - их главные

методы и наиболее важные результаты.

 

В-третьих, специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу

отдельных положительных наук.

 

В-четвертых, важнейшее свойство положительной философии, по Конту, состоит в

том, что ее можно считать единственной прочной основой общественного

преобразования.

 

Большой заслугой Джона Стюарта Милля (1806-1873) - философа, экономиста и

общественного деятеля, стала разработанная им в "Системе логики" (1843)

совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Отводя в логике важную роль индукции, он, однако, абсолютизировал этот прием исследования и отрицал дедукцию как метод получения новых знаний. В указанной работе английский философ утверждает, что единственным источником является опыт, предметом которого являются наши ощущения. Материя - лишь постоянная возможность ощущений, а сознание - возможность их переживаний.

 

В "Системе логики" содержится интуитивистская трактовка логики как всеобщей

методологии наук. В ней Милль излагает учение об именах и предложениях,

дедуктивных (силлогистических) умозаключениях и индукции.

 

Последняя - единственно допустимый прием познания. Она же лежит в основе

умозаключений логики и аксиом математики. Она, с точки зрения Милля, должна

устанавливать не столько причины, сколько законы явлений.

 

Спенсер Герберт (1820-1903) широкую известность получил благодаря разработанному им в "Системе синтетической философии" (1862-1896) учению о всеобщей эволюции, опиравшемуся особенно на эволюционные идеи Ч. Лайеля и Ч. Дарвина.

 

Философию он понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. Философия, по мнению Спенсера, - это однородное, целостное, основанное на частных науках знание, достигшее универсальной общности, т.е. высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир.

 

Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм), которое идет

путем накопления вещества при одновременном рассеивании движения. При этом

развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной односторонности

(гомогенности) к конкретной, связанной разнородности (гетерогенности), т.е. от

абстрактного к конкретному и при столкновении противоположных сторон (сил).

 

Идею эволюции через противоречия (созидание - разрушение и др.) Спенсер перенес

с живых существ на все предметы и явления и разработка данной идеи - несомненная

его заслуга. Однако, данную диалектическую идею (хотя и с элементами стихийного

материализма) он понимал в целом механистически как перераспределение в мире

вещества и движения, и этим самым стирал грань между различными областями

материального мира.

 

Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления - от неорганических до нравственных и социальных. Отказываясь искать причины эволюции, английский философ понимал эволюционизм как простое описание фактов. Его концепция эволюции не могла объяснить качественные изменения в развитии.

 

Однако, объективности ради, нельзя не сказать о том, что его философия

резюмировала принципы и фактический материал естествознания (и всей науки)

своего времени. И хотя в целом она давала им механистически-метафизические

объяснения, вместе с тем философия Спенсера внесла идею историзма в этнографию,

историю религий, психологию - что следует признать его важным достижением.

 

2. Эмпириокритицизм (махизм)

 

Эмпириокритицизм ("критика опыта") - вторая основная форма позитивизма,

сложившаяся в конце XIX - начале XX в. в работах крупного австрийского

"философствующего" физика Э. Маха (и названная поэтому его именем) и

швейцарского философа Р. Авенариуса и призванная "защитить" опыт от

проникновения в него философских категорий (особенно причинности, субстанции,

необходимости и др.).

 

Мах Эрнст (1838-1916) - австрийский физик и философ, профессор физики,

математики и философии в университетах Граца, Вены и Праги (где одно время был

ректором). Маху принадлежит ряд важных физических исследований.

 

Основные сочинения: "Анализ ощущений и отношение физического к психическому". М., 1908; "Познание и заблуждение". М., 1909; "Популярные научные очерки". СПб., 1909; "Механика. Историко-критический очерк ее развития". СПб., 1909.

 

В своей философской концепции Мах настаивает на том, что не тела вызывают

ощущения, а комплексы "элементов", совокупность ощущений образует тела. При этом он полагает "элементы" нейтральными, не относя их ни к физической, ни к

психической сферам. Понятия Мах рассматривал как символы, обозначающие

"комплексы ощущений" ("вещи"), а науки в целом - как совокупность гипотез,

подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Так, он считал, что

исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению.

 

Итак, мир в целом и все вещи в нем - "комплексы ощущений". Задача науки - их

описание (с математической обработкой), т.е. "чистое описание" фактов

чувственного восприятия, к которым "приспосабливается" мысль. Такое описание,

согласно Маху, и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее

(в особенности философские категории и религиозные представления) в целях

"экономии мышления" следует удалить. Это надо сделать для того, чтобы наука

наилучшим образом удовлетворяла необходимые жизненные потребности людей.

 

Эти идеи возникли у Маха как у физика вовсе не случайно, а в качестве реакции на

кризис ньютоновской механики и классической физики, разразившийся в конце XIX -

начале XX вв. Желанием Маха (и это нельзя не одобрить) было стремление разрешить названный кризис с помощью нового толкования ключевых понятий "старой" физики и механики. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т.п. Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий, чем - что особенно важно подчеркнуть - оказал большое влияние на А. Эйнштейна.

 

Критический анализ Махом оснований классической механики (включающий известный "принцип Маха") позволил Эйнштейну назвать Маха предшественником теории относительности.

 

В частности, Эйнштейн отмечает, что Мах стремился ввести понятия, "отличные от

механических", и близко подошел к позиции, согласно которой конечная цель физики

может быть достигнута из опыта чисто индуктивным путем, на основе тесного

контакта используемых понятий и опыта. Великий физик неоднократно заявлял, что

концепция Маха помогла ему критически осмыслить исходные отношения классической физики.

 

Если в механике Ньютона ряд физических явлений объясняется через отнесение их к

абсолютному пространству, то Мах выдвигает другой принцип: все, что происходит в

мире, должно объясняться взаимодействием тел. Этот "принцип Маха" (как его

назвал Эйнштейн) был использован не только для критики классической физики, но и

для построения новой физики крупными учеными XX в., хотя уже в работах самого

Эйнштейна была обнаружена ограниченность, неуниверсальность этого принципа.

 

Однако известно и другое: позитивистские взгляды Маха создатель теории

относительности называл "философскими предубеждениями", помешавшими ему найти правильное истолкование фактам, приводящим к признанию атомов и молекул, и признать, что содержание физических понятий не может быть определено вне теории, до теории.

 

Несмотря на свои "философские предубеждения", Мах (и это положительный момент) подверг специальному анализу понятие "заблуждение" и его роль в научном

познании, рассмотрел сходство и различия философского и естественно-научного

мышления, физического и психического (и место ощущений в их соотношении).

Научную известность Маху принесли также его труды по механике, газовой динамике, физиологии и оптике.

 

Таким образом, представители первых двух форм позитивизма доказывали, что

классические философские проблемы, связанные с познанием сущности вещей, с

неизбежностью ведут к агностицизму, либо к разным философским спекуляциям.

Вопросы абстрактных сущностей - это вопросы метафизики и религии, а наука имеет

дело лишь с конкретными предметами. И изучать эти конкретные предметы можно лишь конкретными методами. Вьгход за пределы этой конкретной реальности с

неизбежностью приводит к тому, что сущее подменяется должным. А там, где

рассмотрение предмета осуществляется под углом зрения должного, нет места науке.

Там господствует идеология.

 

 

3. Неопозитивизм (логический позитивизм)

 

Это третий - последний - этап позитивизма и одно из основных направлений

западной философии, особенно активно себя проявившее в 30-60-е гг. XX в.

(Карнап, Шлик, Найрат, Рейхен-бах и др.). Основные идеи неопозитивизма были

сформулированы в 20-е гг. XX в. в рамках деятельности Венского кружка.

 

Представители неопозитивизма внесли определенный вклад в решение целого ряда

сложных и актуальных философско-методологических проблем. В их числе: роль

знаково-симво-лических средств в научном познании, возможности математизации

знания, соотношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки и др.

Отделяя науку от философии, они считали, что единственно возможным знанием

является только специальное знание, а задача философии - анализ языковых форм

последнего, и прежде всего языка науки. Однако элиминация из науки традиционных

философских вопросов ("метафизики") как бессмысленных, сведение философии только к логическому анализу языка науки, абсолютизация формальной логики - эти и ряд других установок неопозитивизма впоследствии обнаружили свою ограниченность.

 

Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация

(доказательство, подтверждение) - процедура установления истинности научных

положений в процессе их эмпирической проверки, т.е. с помощью наблюдения,

измерения или эксперимента. В современной логике и методологии науки различают

непосредственную верификацию (наиболее тесно и прямо "выходящую" на факты) и

опосредованную (через логические следствия из проверяемого положения). Однако,

строго говоря, любая верификация является опосредованной (косвенной), ибо факты

всегда так или иначе "теоретически нагружены". "Чистого опыта", зафиксированного

в так называемых "протокольных предложениях", быть не может, как полагали

представители логического позитивизма. Тем не менее верифицируемость научных

выводов может быть отнесена к одному из важных признаков (критериев) научности.

 

Рассмотрим кратко идеи одного из крупных представителей неопозитивизма Р.

Карнапа.

 

Карнап Рудольф (1891-1970) - австрийский философ и логик, один из лидеров

логического позитивизма. Преподавал в Венском и Пражском университетах, с 1931

г. работал в США.

 

Основные работы: "Значение и необходимость". М., 1959; "Философские основания

физики. Введение в философию науки." М., 1971; "Введение в символическую логику"

(1954).

 

Обосновывая свою концепцию, Карнап считал важным уточнение основных понятий

философии и науки с помощью аппарата формальной (математической) логики.

Опираясь на идеи Витгенштейна и Рассела, главную задачу философии науки он видел в анализе структуры естественнонаучного знания формально-логическими средствами. Некоторые результаты этого анализа были использованы в исследованиях по кибернетике.

 

Карнап активно участвовал в разработке неопозитивистской модели научного знания.

Ее суть - все предложения науки должны быть верифицированы, т. е, сведены к т.

наз. "протокольным предложениям". Последние абсолютно достоверны, выражают

"чистые" чувственные переживания субъекта, лежат в основе научного знания,

нейтральны по отношению ко всему остальному знанию, гносеологически первичны.

Предложения, которые верифицировать невозможно, - не имеют смысла и должны быть устранены из науки. Такая же судьба уготована традиционной философии.

 

Философско-логические представления Карнапа менялись в ходе его творческой

эволюции. Так, "поздний" Карнап делает предметом исследования не только

формальный, но и смысловой аспект языка науки, пытаясь на основе исходных

понятий логической семантики построить единую систему формальной логики. В

последние годы жизни Карнап более решительно, чем раньше, высказывал положение о существовании "ненаблюдаемых материальных объектов" как основы для построения логических систем, близкое к естественнонаучной материалистической тенденции. Постепенно отходил он и от неопозитивистской модели научного знания.

 

Таким образом, неопозитивизм сводит задачи философии не к систематизации

конкретного естественнонаучного знания, как это делал "классический" позитивизм,

а к деятельности по анализу языковых форм знания. Если "классический" позитивизм

ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени

опирается на логику. Знание для него является действительным только тогда, когда

оно может быть адекватным образом представлено в языке.

 

Говоря о позитивизме в целом, следует сказать, что это сложный, неоднозначный

феномен, который нельзя оценивать преимущественно в негативном плане. Во всех

своих формах он оказал значительное влияние на естественные, гуманитарные науки

и науки о познании, мышлении.

 

Положительное влияние позитивизма проявилось, в частности, в следующем: критика умозрительного типа философствования, разработка ряда теоретико-методологических проблем (формализация, язык, лингвистика, формальная логика и др.), стремление "подключить" философию к общим процессам развития точного знания: убрать из нее

"общие слова", "неясные рассуждения, усложненный язык, полумистические понятия" (абсолютный дух, чистый разум и т.д. и т.п.), дисциплинировать (на основе

критического анализа) обыденные научные (в т. ч. философские высказывания),

попытка осуществить процесс математизации в гуманитарных науках и т.п.

 

Говоря о роли позитивизма в развитии науки, великий физик В. Гейзенберг отмечал,

что всякий охотно присоединится к требованиям прагматиков и позитивистов -

тщательность и точность в деталях, максимальная ясность языка. Но нужно "думать

о широких взаимосвязях", ибо будет утерян компас, по которому мы можем

ориентироваться.

 

Вместе с тем позитивизм проявил и свою ограниченность: сведение философской

методологии к частнонаучной, а самой философии - к анализу языка науки;

абсолютизация формальной логики и искусственного языка в познании; преувеличение принципа верификации; антиисторизм, агенетизм - анализ лишь готового, "ставшего" знания, вне и помимо его возникновения и развития; игнорирование социокультурных факторов познавательного процесса и др.

 

Критику и ревизию позитивизма предприняли сторонники постпозитивизма.

 

Специфика постпозитивизма

 

Постпозитивизм - течение западной философско-методо-логической мысли XX века,

пришедшее на смену неопозитивизму (логическому позитивизму). Постпозитивизм

исторически восходит к работам К. Поппера 50-х гг. XX в. и последующих

представителей "философии науки" (Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст.

Тулмина и др.).

 

Основные черты данного течения: а) ослабление внимания к проблемам формальной

логики и ограничение ее притязаний; б) активное обращение к истории науки как

диалектическому процессу, переключение усилий с анализа структуры "готового",

"ставшего" научного знания на содержательное изучение его динамики, развития,

его противоречий; в) отказ от каких бы то ни было жестких разграничений, а

попытки гибко сочетать их, "смягчить" их противопоставление - эмпирии и теории,

науки и философии; г) стремление представить общий механизм развития знания как

единство количественных ("нормальная наука") и качественных изменений (научные

революции); д) анализ социокультурных факторов возникновения и развития научного знания; е) резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования; ж) замена верификации

фальсификацией - методологической процедурой, посредством которой

устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической

проверки (в наблюдении, измерении или эксперименте).

 

Обратившись лицом к развитию науки (а не только к ее формальной структуре),

представители постпозитивизма стали строить различные модели этого развития,

рассматривая их как частные случаи общих эволюционных процессов, совершающихся в мире. Первой из этих концепций стала концепция основателя постпозитивизма - К. Поппера.

 

Ведущие представители постпозитивизма

 

Поппер Карл Раймунд (1902-1994) - британский философ, логик, социолог, один из

крупнейших мыслителей XX века. Работал в Вене, в Новой Зеландии, с 1946 г. - в






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных