Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структурализм и постструктурализм




 

Востребованность глобальных философских систем до середины XIX столетия была

обусловлена необходимостью объединения мира европейской культуры. Поэтому

системообразующим началом всех классических философских доктрин, рассматривающих мир как некоторую целостность, являлись единые, а в ряде случаев единственные основания бытия. XX век, открывший эпоху информационной цивилизации, выявил неполноту и ограниченность этих схем, раскрыв неисчерпаемое разнообразие форм бытия в мире развивающихся систем. Единство этого мира предстало как внутренне различное, неоднородное, дискретное, противоречивое и многообразное. Открывшееся бесконечное многообразие мироздания, в свою очередь, потребовало не только новых форм миропонимания и мироот-ношения, но и новых методологических форм, новой технологии построения философских концепций.

 

С другой стороны, происходит изменение самого способа философствования,

содержательной стилистики философского мышления. Это было связано с социальными трансформациями, радикально изменившими образы общества, государства, личности, института науки. К таким трансформациям относятся революция в естествознании и научно-техническая революция, разрушение сословных перегородок и формирование массового общества, распад старых форм коммуникации и возникновение средств массовой информации и т.п. Изменившиеся в силу этих причин мировоззрение и культура породили новые формы искусства, новые формы религиозного поиска.

Трансформируется и философия, превращаясь из рационально-аналитической в

творческо-художественное самовыражение, призванное отразить и содержательно

интерпретировать смыслы культуры. Материалом, в котором теперь "работает"

философ, становятся язык, смысложизненные вопросы человеческого бытия, символы культуры.

 

Одной из линий философского поиска, сфокусировавшей в себе эти процессы,

является структурализм. Структурализм, как совокупность направлений в целом ряде

наук (лингвистика, литературоведение, этнография, история, эстетика,

искусствоведение, психология, социология, философия), объединяемых общими

философско-эпистемологическими представлениями, методологическими установками и спецификой анализа, складывался в период с начала XX века и по 40-е годы включительно. Наибольшее распространение получил в 60-е годы во Франции.

 

Непосредственными предшественниками структурализма, инициировавшими многие его идеи, были такие мыслители, как В. Гумбольдт (динамическая роль языка в

моделировании мира человеческого сознания), Ч. Пирс (основоположник семиотики),

Э. Дюркгейм и М. Мосс (учение о взаимодействии социальных и когнитивных

структур), Э. Кассирер (роль символических систем - языка, мифологии, искусства

- в формировании человеческого поведения и сознания).

 

В формировании собственно структуралистского направления участвовали Женевская школа лингвистики (Ф. Де Соссюр и его ученики), русский формализм, пражский структурализм, американская школа семиотики Ч. Пирса и Я. Морисса,

Копенгагенский и Нью-Йоркский лингвистические кружки, структурная антропология К. Леви-Стросса, структурный психоанализ Ж. Лакана, структура познания М. Фуко и др.

 

Основная специфика структурализма заключалась прежде всего в том, что его

сторонники рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию, как

"эпифеномены", то есть как внешнее проявление ("манифестацию") внутренних,

глубинных и поэтому "неявных" структур, вскрыть которые они и считали своей

задачей.

 

В решении этой задачи весь пафос структурализма был направлен на придание

гуманитарным наукам статуса наук точных. Отсюда его стремление к созданию строго выверенного, точно обозначенного и формализованного понятийного аппарата, широкое использование лингвистических категорий, тяга к логике и математическим формулам* (например, алгебраическое объяснение Ж.-К. Коке "Постороннего" А. Камю или 12 алгебраических формул Дж. Принса при описании структуры "Красной Шапочки"), объяснительным схемам и таблицам. Поэтому структурализм возникает прежде всего как комплекс структурно-семиотических представлений с явно выраженной лингвистической ориентацией.

 

* По своим логическим основаниям структурализм связан с математическими

исследованиями Г. Фреге, Б. Рассела, А. Уайтхеда и логико-семантическими

работами Венского кружка (особенно Р. Карнапа и Л. Витгенштейна).

 

 

Центральным базовым понятием структурализма является понятие структуры.

Структура представляет собой совокупность отношений инвариантных при различных внутренних и внешних преобразованиях или в терминологии структуралистов это синхроническая фиксация любой диахронически развивающейся системы. Любая структура, которую в структурализме очень часто определяют как модель, должна отвечать трем необходимым условиям: (а) целостности - подчинение элементов целому и независимость последнего; (б) трансформации - упорядоченный переход одной подструктуры (или уровня организации составляющих данную структуру элементов) в другую на основе правил порождения; (в) саморегулированию - внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Таким образом, структура выступает не просто в виде устойчивого "скелета" объекта, а как совокупность правил, следуя которым можно из одного объекта получить второй, третий и т.д. При этом обнаружение единых структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается не за счет отбрасывания отличий этих объектов, а путем анализа динамики и механики взаимопревращений зафиксированных различий в качестве конкретных вариантов единого абстрактного инварианта.

 

Следует отметить, что ключевые понятия, используемые структуралистами,

разрабатывались в рамках тех специальных предметов, где они и использовались в

исследовательских целях. Поэтому целесообразно основные категории и идеи

структурализма рассмотреть в связи с главными фигурами этого направления.

 

Теория знака

Теория знака наиболее последовательно была разработана пионером структурализма в лингвистике швейцарским языкове дом Фердинандом де Соссюром (1857-1913). В 1881-1891 был профессором в Париже, затем - в Женевском университете; с 1907 - глава кафедры общего языкознания в Женевском университете. Основные идеи изложены в работе: "Труды по языкознанию". - М., 1977. С его именем связана философская переориентация языкознания, осуществленная столь радикально, что она по праву рассматривается как методология структурализма.

 

Соссюр рассматривал язык как универсальную знаковую систему, имеющую вследствие этого четко выраженную структуру. Знак представляет собой некое целое,

являющееся результатом ассоциации означающего (акустического образа слова) и

означаемого (понятия). Означающее и означаемое неотделимы друг от друга как две

стороны бумажного листа (мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная; нельзя

разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную). Кроме того, язык носит

коллективный характер и коммуникативен по своей природе. Отсюда и представление

о коде как совокупности правил или ограничений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности естественного языка или любой знаковой системы. То есть, код обеспечивает коммуникацию.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных