Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Язык как порождение смысла




 

Барт Ролан (1915-1980) - французский литературовед и семиолог. Основатель центра

по изучению массовых коммуникаций (1960), профессор Практической школы высших знаний (1962), руководитель кафедры литературной семиологии в Коллеж де Франс (с 1977). Большинство идей изложено в работах на французском языке. На русском языке: "Избранные работы. Семиотика. Поэтика". М., 1994.

 

Ролан Барт исходил из леви-строссовской посылки о созидании структур культуры

силой символизирующей функции сознания, реализующейся в языке и исследуемой как язык. Язык является единственной возможностью понимания любых явлений, в том числе и смыслов социальных структур. По мнению Барта все, что есть в социальной действительности, начиная от социальных систем и до совокупности различных предметов, имеет языковую основу, поскольку когда-то было, как то названо, обозначено. Смысл есть только там, где предметы или действия названы; мир означаемых предметов есть мир языка. Язык несет в себе социальные установления и систему значи-мостей, не может быть изменен или создан по произволу отдельного индивида. Он является коллективным договором, обеспечивающим коммуникацию. Речь, напротив, есть результат индивидуального выбора, регулируемого традициями, достающимися человеку от определенного коллектива.

 

В контексте культуры как языка Р. Барт исследует и проблемы коммуникации.

Главный вопрос - это вопрос взаимодействия индивидуального (личного поступка,

действия, высказывания, одним словом речи) и коллективного (языковой структуры

не индивидом созданной и его сознанию не открытой). Разрешение этой оппозиции

приводит Барта к понятию письма, понимаемого как диалектическое отношение

коллективного с его обязательными кодами (язык) и индивидуального с импульсами

бессознательного (речь). Письмо, порождаемое взаимодействием языка и речи,

превращает культуру в текст, внутри которого действуют различные семантические

системы.

 

При решении собственно литературоведческих проблем Барт, в конечном счете, также выходит на проблемы общечеловеческого. Предмет литературоведения, с его точки

зрения, это коллективные возможности индивидов и социальных институтов, а не

сами индивиды. Поэтому любое литературное произведение (любой индивидуальный

текст) не может иметь однозначного смысла (точного кода), привязанного к его

индивидуальному создателю. Оно будет по-разному прочитываться как

современниками, так и последующими поколениями.

 

Достижения Р. Барта в исследовании больших семиотических систем стали

значительным явлением в структурализме и благодаря мощному эвристическом

потенциалу были взяты на вооружение представителями многих гуманитарных наук.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных