Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. Русская философия 50-70-х годов XIX в.




 

Н. Г. Чернышевский

 

Научно-философская, литературная и общественная деятельность Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) началась в середине 50-х годов, в последнее десятилетие дореформенной России. Началом конца деспотического николаевского режима была трагедия Крымской войны (1853-1856 гг.), закончившаяся тяжелым поражением России, политическая и экономическая отсталость которой по сравнению с ведущими странами Запада (Англией и Францией) стала уже очевидной. Отмена крепостнического рабства стала неотложным требованием времени. Речь теперь могла идти только о путях и способах освобождения народа: произойдет ли оно "сверху", по велению властей, или, если власти на поспеют за ходом истории, - ".снизу", в огне новой крестьянской войны, как это было при Разине и Пугачеве.

 

Смерть Николая I (1855 г.), олицетворявшего собою государство крепостников-

помещиков, приход на российский престол "либерального" императора - Александра

II - давал, казалось бы, надежду, оставлял шанс на мирный исход разрешения уже

давно назревшего социального конфликта. И действительно, реформу 1861 года (при

всех ее недостатках и ограниченности) приветствовали самые широкие слои общества - от крестьян до умеренных либералов-помещиков. Ее приветствовал из Лондона Герцен. В глазах народа (но очень ненадолго) новый император России обрел ореол героя и освободителя.

 

Но только не в глазах Чернышевского. Еще в 50-е годы, т.е. еще до Реформы,

молодой философ, литературный критик и экономист пришел к глубокому убеждению о неспособности, нежелании российских "верхов" удовлетворить - за счет отказа от своих эгоистических интересов - справедливые требования и чаяния народа

(крепостного крестьянства). Формально-юридическое освобождение крестьян - это

самое большее, на что способны крепостники-либералы. Но такое "освобождение",

если оно не будет дополнено справедливым переделом земли, передачей ее в

крестьянские руки, еще больше ухудшит жизнь народа и приведет неминуемо к

взрыву, к народной революции. Чернышевский и его единомышленники ждали такой

революции, желали и готовили ее.

 

Эстетика. Первой самостоятельной работой, сделавшей имя Чернышевского широко

известным всей образованной, читающей России, стала его магистерская диссертация

- "Эстетические отношения искусства к действительности" (1853 г.). Почему

мыслитель-революционер, поглощенный, казалось бы, полностью и прежде всего

острыми политическими вопросами своего времени, обратился к проблемам искусства, места и роли его в духовном мире человека? Ответ здесь может быть только один: потому что Чернышевский (как и Белинский) видел в искусстве великую, могучую силу, способную воспитать в человеке именно те нравственные и гражданские качества, которые необходимы для творческого преобразования и его личной и общественной жизни. Но на это способно не любое искусство. А только такое, которое сознательно посвятило себя служению высшим гуманистическим идеалам. В борьбе за освобождение человечества художник не может быть нейтральным, не может и не должен оставаться "над схваткой" сил добра и зла.

 

Искусство - вторично по отношению к жизни. Это значит, что не жизнь рождается из

искусства, а искусство из жизни. Но если в жизни еще нет единства и согласия,

если в мире есть борьба, есть бедные и богатые, а интересы и понятия

общественных классов прямо противоположны, то и эстетические представления людей разных классов не могут быть общими "усредненными". Это касается и высших эстетических категорий: прекрасного, возвышенного и т.д. Так, представление о женской красоте у крестьянина, занятого тяжелым физическим трудом с раннего утра до позднего вечера, и у бездельника-аристократа будет совсем не одним и тем же. Крестьянин не признает красавицей бледную и томно вздыхающую девушку (он сочтет эти качества, столь ценимые дворянами, скорее признаками болезни). Вместе с тем физически сильная девушка (то есть хорошая работница) в оценке скучающего дворянина - груба, неженственна и т.д. Рассуждая подобным образом, Чернышевский оспаривает идеалистическую эстетику Гегеля, категории которой, как ступеньки мирового духа, носят вечный, "неземной" характер.

 

Антропологический материализм. Спор с эстетикой немецкого идеализма вскоре

перерастает у Чернышевского в критику философского идеализма в целом. В этом

споре русский мыслитель опирается на подобного рода работу, уже начатую в

европейской (прежде всего немецкой) философии - на антропологической материализм Фейербаха, В 1860 г. он публикует статью "Антропологический принцип в философии". Суть этого принципа, по разъяснению автора статьи, можно выразить предельно кратко: человек есть естественное существо, у него нет души,

независимой от тела. Все духовные качества и свойства человека - не дар небес.

Они выработаны, развиты им в процессе долгой и трудной общественной жизни. Но по сравнению с материализмом Фейербаха материализм Чернышевского менее

натуралистичен и более исторически конкретен. Естественная, антропологическая

природа человека не заслоняет для русского философа социально-классовой

принадлежности человека, его определенной привязанности к своему социальному

пространству и времени.

 

Этика. Из общефилософских посылок антропологического принципа вырастает

этическая концепция Чернышевского - его учение о разумном эгоизме. Эгоизм -

естественное свойство человека, заложенное в нем самой природой. Все люди

эгоисты: все дорожат своей жизнью, все стремятся к максимуму наслаждений и хотят

избежать страданий. Поэтому, вопреки обывательским представлениям, в слове

"эгоизм" нет ничего зазорного. Но есть животный, зоологический эгоизм, а есть

эгоизм подлинно человеческий - разумный.

 

В отличие от эгоизма животного, неразумного разумный эгоизм основан на

приоритете духовных, нравственных потребностей и благ перед благами и

потребностями материальными, физическими. Если голодная мать отдает последний

кусок хлеба голодному ребенку, она поступает как разумная эгоистка - потому, что

из двух страданий: физического (голода) и нравственного (переживать муки своего

ребенка) выбирает - для себя - меньшее, то есть первое.

 

Этику разумного эгоизма осуществляют в жизни герои романа Чернышевского "Что

делать?": они могут быть по-настоящему счастливы только счастьем других людей. И

это не "жертва" с их стороны, не "подвиг", а естественный склад, норма жизни и

действия "новых людей", приходящих на смену людям корыстным и алчным - эгоистам грубым, непросвещенным, неразумным. Теория разумного эгоизма имела весьма красноречивый революционно-демократический, социальный смысл: она должна была воспитать в новых поколениях готовность к любым испытаниям во имя высоких нравственных идеалов, разумного трудоустройства жизни.

 

Социальный идеал Чернышевского - социализм, основанный на обобществлении туда

(крестьянского и ремесленного). Свое понимание социалистического общежития

философ изложил в романе "Что делать?" (в литературной интродукции к роману - в

"Снах Веры Павловны"). Путь к социализму в России может быть только один:

народная революция.

 

В 1862 году Чернышевский был арестован за революционную деятельность и

пропаганду, заключен в Петропавловскую крепость, а после свершения над ним

обряда гражданской казни (лишения его гражданских прав) отправлен на поселение в

Вилюйский край (Якутию). Лишь через 25 лет, незадолго до смерти, ученому удалось

возвратиться в родной край (Саратов), где он умер в 1889 году.

 

Н. Г. Чернышевский - не кабинетный мыслитель. Он был вдохновителем и

руководителем всего революционно-демократического лагеря 60-х годов. В истории

российского освободительного движения от Чернышевского пролегает уже прямой путь к революционерам-народникам и русскому марксизму.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных