Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕХАНИЦИЗМ — способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из меха­нических закономерностей.




МЕХАНИЦИЗМ — способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из меха­нических закономерностей. В истории философии и науки М. проявлялся в нескольких формах. Одна из

них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождест­венной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли высту­пать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. Зарождение этой формы М. можно обнару­жить уже в античной философии (Демокрит, элеаты). В философии Нового времени развитие и обоснование этой формы М. оказываются связанными с расчленени­ем знаний о субстанции (материи) и движении в раз­личных областях науки, допущением существования особых видов "невесомой" материи (теплорода, светорода, электрических и магнитных флюидов) и особых природных сил соединения их с изучаемыми измене­ниями тел ("плавательная сила", "магнитная сила" и т.д.). Эта форма М. в науке и философии была преодо­лена, когда было раскрыто, что многообразные природ­ные силы и формы энергии суть проявления одного и того же единого сохраняющегося движения, суть его различных видов (закон сохранения и превращения энергии). Другая историческая форма М. связана с употреблением понятия движения в одном узком смыс­ле: как пространственного перемещения тел (механи­ческое движение). Даже тогда, когда в философии бы­ли выдвинуты утверждения о движении как атрибуте и способе существования материи (Толанд, Гольбах, Ди­дро), то, строго говоря, в виду имелось движение как перемещение, а не движение как изменение и взаимо­действие вообще. Третья историческая форма М., кото­рая существует и в настоящее время, связана с крайно­стями применения метода редукции более сложных форм движения к более простым, когда игнорируется многоуровневость внутренне противоречивой природы движения и качественное своеобразие законов каждого уровня, не сводимое к законам других уровней движе­ния. Для М. в целом как мировоззренческой установки характерно сведение сложного к простому, целого к сумме частей, отрицание качественно своеобразных законов у объектов с различным типом системной ор­ганизации.

Е.В. Петушкова






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных